Психологическое состояние российского общества в свете макропсихологического подхода

Психология

Авторы

  • Александр Николаевич Лебедев Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-2-243-251

Ключевые слова:

методология психологии, общая психология, предикторы и индикаторы психологического состояния общества, моделирование психологических явлений

Аннотация

Концепция психологического состояния общества сегодня становится популярной в российской психологии в связи с распространением макропсихологического подхода. В этом случае не только отдельная личность, но и общество в целом, может рассматриваться как субъект деятельности, самоорганизующаяся система. Целью исследования является разработка простой модели показателей, описывающих психологическое состояние российского общества. Эти показатели должны дать возможность прогнозировать его психологическое состояние в будущем. Основная гипотеза исследования состоит в том, что одним из системообразующих факторов, определяющих психологическое состояние общества и его динамику, являются различные типы поляризации общества. В исследовании проводится различие между объективной поляризацией (экономической, политической, социальной и др.) и субъективной (психологической). Предполагается, что чем сильнее психологическая поляризация, тем выше вероятность ухудшения психологического состояния общества. При этом объективная поляризация становится фактором общественной нестабильности, когда она осознается и рассматривается основной массой населения как показатель неблагополучия. В ином случае различные формы неравенства обычно не вызывают значительных проблем. Представлены предварительные результаты эмпирического исследования в соответствии с разработанной теоретической моделью. Проанализированы ответы респондентов на вопросы нескольких анкет. Респондентам предлагалось оценить политическую, экономическую и социальную ситуацию в России сейчас и в будущем. Также было предложено оценить психологическую поляризацию общества. Исследование показало, что оценка субъективных характеристик психологического состояния общества с учетом особенностей его психологической поляризации перспективна для развития системы показателей. Говорится о необходимости уточнить определение понятия психологического состояния общества. В частности, необходимо различать представления людей о психологическом состоянии общества и его объективные характеристики.

Биография автора

Александр Николаевич Лебедев , Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

доктор психологических наукведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Список литературы

Воробьев Е.М., Демченко Т.И. Экономика счастья как новая экономическая парадигма // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. Сер.: Міжнародні відносини. Економіка. Країнознавство. Туризм. 2013. № 1086, вып. 2. С. 74–77. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Макропсихология современного российского общества. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 352 с.

Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. 504 с.

Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Личность в системе маркетинговых коммуникаций. М.: Ин-т психологии РАН, 2015. 304 c.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 794 с.

Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблемы поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2013. № 1(21). С. 151–157.

Осипов Г.В. Социология и государственность (достижения, проблемы, решения). М.: Вече, 2005. 567 с.

Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. 426 с.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.

Юревич А.В. Психология социальных явлений. М.: Ин-т психологии РАН, 2014. 470 с. Andersen H. Spatial — not social polarization: social change and segregation in Copenhagen // The Greek Review of Social Research, 2004. 113A. P. 145–165.

Baum S. Sydney, Australia: a global city? Testing the social polarization thesis // Urban Studies. 1997. Vol. 34, iss. 11. P. 1881–1901. DOI: 10.1080/0042098975295.

Doise W. Individual and social identities in intergroup relations // European Journal of Social Psychology. 1988. Vol. 18, iss. 2. P. 99–111. DOI: 10.1002/ejsp.2420180202. Doise W. Social representations in personal identity // Social identity: international perspectives / ed. by S.

Worchel, J.F. Morales, D. Paez, J. Deschamps. N.Y., 1998. P. 13–25. Kahneman D., Tversky A. Choices, values and frames. N.Y.: Cambridge University Press, 2000. 864 p.

Maloutas T. Segregation, Social Polarization and Immigration in Athens during the 1990s: Theoretical Expectations and Contextual Difference // International Journal of Urban and Regional Research. 2007. Vol. 31, iss. 4. P. 733–758. DOI:10.1111/j.1468- 2427.2007.00760.x.

Moscovici S., Zavalloni M. The group as a polarizer of attitudes // Journal of Personality and Social Psychology. 1969. Jun. Vol. 12, iss. 2. P. 125–135. DOI: 10.1037/h0027568. Myers D.G. Polarizing effects of social interaction // Group decision-making / ed. by H.

Brandstatter, J.H. Davis, G. Stacker-Kreichgauer. L.: Academic Press, 1982. P. 125–161. Sassen S. Global cities and global city-regions: a comparison // Global city regions, trends, theory and policy / ed. by A.J. Scott. N.Y.: Oxford University Press, 2001. P. 78–95. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy — What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997. 400 p.

References

Andersen, H. (2004). Spatial — not social polarization: social change and segregation in Copenhagen. The Greek Review of Social Research. 113A, pp. 145–165

. Baum, S. (1997), Sydney, Australia: a global city? Testing the social polarization thesis. Urban Studies. Vol. 34, iss. 11, pp. 1881–1901. DOI: 10.1080/0042098975295.

Doise, W. (1988). Individual and social identities in intergroup relations. European Journal of Social Psychology. Vol. 18, iss. 2, pp. 99–111.

Doise, W. (1998). Social representations in personal identity. Social identity: international perspectives, ed. by S. Worchel, J.F. Morales, D. Paez, J. Deschamps. New York, pp. 13–25.

Kahneman, D., Tversky, A. (2000). Choices, values and frames. New York, Cambridge University Press, 840 p.

Khashchenko, V.A. (2012). Psikhologiya ekonomicheskogo blagopoluchiya [Psychology of economic well-being]. Moscow, IP RAS Publ., 426 p.

Kozeletskiy, Yu. (1979). Psikhologicheskaya teoriya resheniy [Psychological Decision Theory]. Moscow, Progress, 504 p.

Lebedev, A.N., Gordyakova, O.V. (2015). Lichnost’ v sisteme marketingovykh kommunikatsiy [Personality in the system of marketing communications]. Moscow, IP RAS Publ., 304 p.

Lomov, B.F. (1984). Metodicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Nauka Publ., 444 p.

Maloutas, T. (2007). Segregation, Social Polarization and Immigration in Athens during the 1990s: Theoretical Expectations and Contextual Difference. International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 31, iss. 4, pp. 733–758. DOI:10.1111/j.1468- 2427.2007.00760.x.

Maysak, O.S. (2013). SWOT-analiz: obekt, faktory, strategii. Problemy poiska svyazey mezhdu faktorami [SWOT Analysis: The Difficulty of Searching for Links Between Factors]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal Managment and high technologies]. No. 1(21), pp. 151–157.

Moscovici, S., Zavalloni, M. (1969). The group as a polarizer of attitudes. Journal of Personality and Social Psychology. Jun., vol. 12, iss. 2, pp. 125–135. DOI: 10.1037/h0027568.

Myers, D.G. (1982). Polarizing effects of social interaction. Group decision-making, ed. by H. Brandstatter, J.H. Davis, G. Stacker-Kreichgauer. London, Academic Press, pp. 125–161.

Myers, D.G. (2010). Sotsial’naya psikhologiya [Social Psychology]. Saint Petersburg, Piter, 794 p.

Osipov, G.V. (2005). Sotsiologiya i gosudarstvennost’ (dostizheniya, problemy, resheniya) [Sociology and Statehood: Achievements, problems, solutions]. Veche, Moscow, 567 p.

Sassen S. (2001). Global cities and global cityregions: a comparison. Global city regions, trends, theory and policy, ed. by A.J. Scott. New York, Oxford University Press, pp. 78–95.

Strauss, W., Howe, N. (1997). The Fourth Turning: An American Prophecy — What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. New York, Broadway Books, 400 p.

Vorobev, E.M., Demchenko, T.I. (2013). Ekonomika schast’ya kak novaya ekonomicheskaya paradigma [The economics of happiness as the new economic paradigm]. Vestnik Khar’kovskogo natsional’nogo universiteta im. V.N. Karazina. Ser.: Mezhdunarodnye otnosheniya. Ekonomika. Regionovedenie. Turizm [V.N. Karazin Kharkiv National University Bulletin. Series «International Relations. Economics. Area Studies. Tourism»]. No. 1086, iss. 2, pp. 74–77. Yudin, E.G. Sistemniy podhod i printsip deyatel’nosti: metodologicheskie problem sovremennoy nauki [System approach and principle of activity: methodological problems of modern science]. Moscow, Nauka Publ., 391 p.

Yurevich, A.V. (2014). Psikhologiya sotsial’nykh yavleniy [Psychology of social phenomena]. Moscow, IP RAS Publ., 470 p. Zhuravlev, A.L., Yurevich, A.V. (2009). Makropsikhologiya sovremennogo rossiyskogo obschestva [Macropsychology of the contemporary Russian society]. Moscow, IP RAS Publ., 352 p.

Загрузки

Опубликован

30-06-2018

Выпуск

Раздел

Статьи