Оценка готовности преподавателя высшей школы к применению инновационных технологий
Психология
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-63-78Ключевые слова:
готовность преподавателя к инновациям, инновационная деятельность, интерактивные формы обучения, активные методы обучения, потребность в новизне, педагогический коллектив, социально-психологический климатАннотация
Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме развития — готовности преподавателя к применению инновационных технологий как важного аспекта инновационной готовности педагогических коллективов высших учебных заведений. Цель исследования — оценка готовности преподавателя к применению инновационных технологий в условиях педагогических коллективов высших учебных заведений. В процессе исследования был использован комплекс методов, в том числе математико-статистические методы обработки полученных данных. В качестве психодиагностического инструментария были использованы 15 методик, в том числе и авторские. Респондентами выступали преподаватели девяти высших учебных заведений России. Исследование позволило выявить наличие благоприятного социально-психологического климата в представленных педагогических коллективах вузов, что создает в условиях активного взаимодействия, атмосферы творческого поиска возможность внедрять инновации в образовательный процесс вуза, а также внутреннюю готовность к внедрению инновационных технологий (потребность в самовыражении, самореализации, самоактуализации, в новизне, в риске, в преодолении рутины, ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах). Исследование внутренней готовности педагогических коллективов к инновациям, степени преобладания новаторов, передовиков на кафедрах вуза, психологических барьеров в инновационной деятельности, влияние инновационных технологий на качество образовательной деятельности позволило выявить высокий, нормальный, оптимальный уровни инновационной готовности данных педагогических коллективов. В ситуации высокой степени неопределенности в системе высшего профессионального образования готовность преподавателей высшей школы к применению инновационных технологий в условиях оптимизации социально-психологического климата педагогических коллективов приобретает особую значимость, поскольку выступает главным и необходимым фактором развития инновационного потенциала современных образовательных учреждений. Результаты исследования, представленные в данной статье, свидетельствуют о необходимости продолжать исследования в области педагогической психологии.Библиографические ссылки
Авакян И.Б. Сравнительный анализ особенностей инновационной готовности педагогов и социально психологического климата педагогических коллектив колледжей // Инновации в образовании. 2017. № 1. С. 65–84.
Бардина Н.Ю. Способы преодоления проблем в инновационной деятельности высшего учебного заведения // Экономика и право. 2015. № 5. С. 32–35.
Байлук В.В Социальный детерминизм. Категориальный анализ. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1983. 286 с.
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с.
Виноградова Г.А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога: монография. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2010. 100 с.
Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 63–72.
Зинченко Ю.П., Володарская И.А. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ. М., 2007. 120 с.
Кузьмина Н.В. Профессионализм преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. С. 55–61.
Мартыненко О.О. Инновационное проектирование учебного процесса // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. М., 2006. № 2. C. 12–18.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм. Волгоград: Учитель, 2007. 91 с.
Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения // Дополнительное образование. 2002. № 4. С. 51–53.
Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов образования // Педагогика. 1996. № 3. С. 9–14.
Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008. 176 с.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
Пригожин А.И. Нововведения, стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики. М., 1989. 271 с.
Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода: монография / ИП ОВ РАО; под общ. ред. О.Б. Даутовой, А.В. Торховой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. политехн. ун-та, 2014. 296 с.
Савва Л.И. Применение интерактивных методов обучения для развития индивидуальности магистров // Инновационная наука. 2015. № 11. С. 263–265.
Хуторской А.В. Типологии педагогических нововведений // Школьные технологии. 2005. № 5. С. 10–24.
Kullman H. Lehrerkooperation an Gymnasien. Duisburg, 2009. 485 S.
Vernaleken A. Zur Passung zwischen beruflichen Orientierungen von Lehrkräften und Schulprofil: Ihre Bedeutung für Arbeitserleben und Schulklima / Vom Fachbereich für Geistes- und Erziehungswissenschaften der Technischen Universität Carolo-Wilhelmina zu Braunschweig zur Erlangung des Grades Doktorin der Philosophie (Dr.phil.), genehmigte Dissertation. Braunschweig, 2006. 194 S.
West V.A., Farr J.L. Innovation at work // Innovation and creativity at work: Psychological and Organizational strategies: 63–80. Chicheste U.K.: Wiley, 1990. Р. 3–13.
Yuan F., Woodman R.W. Innovative behavior in the workplace: the role of performance and image outcome expectations // Academy of Management Journal. 2010. Vol. 53, № 2. Р. 323–342.
References
Avakyan I.B. (2017). Sravnitel’nyy analiz osobennostey innovacionnoy gotovnosti pedagogov i social’no psikhologicheskogo klimata pedagogicheskih kollektiv kolledzhey[Comparative analysis of the features of the innovative readiness of teachers and the socially psychological climate of pedagogical colleges]. Innovatsii v obrazovanii [Innovation in education]. No. 1, pp. 65–84. (In Russian).
Bardina N.Yu. (2015). Sposoby preodoleniya problem v innovacionnoj deyatel’nosti vysshego uchebnogo zavedeniya [Ways to overcome problems in the innovation activity of a higher educational institution]. Ekonomika i pravo [Economics and Law]. No. 5, pp. 32–35. (In Russian).
Bayluk V.V (1983). Sotsial’nyy determinizm. Kategorial’nyy analiz [Social determinism. Categorical analysis]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 286 p. (In Russian).
Boyko V.V., Kovalev A.G., Panferov V.N. (1983). Sotsial’no-psikhologicheskiy klimat kollektiva i lichnost’ [Socio-psychological climate of the collective and the individual]. Moscow, Mysl’ Publ., 207 p. (In Russian).
Gonobolin F.N. (1962) Psikhologicheskiy analiz pedagogicheskih sposobnostey [Psychological analysis of pedagogical abilities]. Sposobnosti i interesy [Abilities and interests]. Moscow, APN RSFSR. pp. 63–72. (In Russian).
Khutorskoy A.V. (2005) Tipologii pedagogicheskih novovvedeniy [Typologies of pedagogical innovations]. Shkol’nye tekhnologii [School Technology]. No. 5, pp. 10–24. (In Russian).
Kullman H. (2009). Lehrerkooperation an Gymnasien [Teacher collaboration in secondary schools]. Duisburg, 485 p. (In German).
Kuz’mina N.V. (1990) Professionalizm prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya [Professionalism of the teacher and the master of industrial training]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., pp. 55– 61. (In Russian).
Martynenko O.O. (2006) Innovatsionnoe proektirovanie uchebnogo protsessa [Innovative design of educational process]. Vysshee obrazovanie segodnya: reformy, novovvedeniya, opyt [Higher education today: reforms, innovations, experience]. No. 2, pp. 12–18. (In Russian).
Nikishina I.V. (2007) Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii i organizatsiya uchebno-vospitatel’nogo i metodicheskogo protsessov v shkole: ispol’zovanie interaktivnykh form [Innovative pedagogical technologies and the organization of teaching, educational and methodical processes in school: the use of interactive forms]. Volgograd, Uchitel’ Publ., 91 p. (In Russian).
Novikov A.M. (2002) Organizatsiya opytnoeksperimental’noy raboty na baze obrazovatel’nogo uchrezhdeniya [Organization of experimental work on the basis of an educational institution]. Dopolnitel’noe obrazovanie [Supplementary education]. No. 4, pp. 51– 53. (In Russian).
Orlov A.A. (1996) Monitoring innovatsionnykh protsessov obrazovaniya [Monitoring of innovative educational processes]. Pedagogika [Pedagogy]. No. 3. pp. 9–14. (In Russian).
Panina T.S., Vavilova L.N. (2008) Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya [Modern ways of activating learning]. Moscow, Akademiya Publ., 176 p. (In Russian).
Parygin B.D. (1999) Sotsial’naya psikhologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii [Social Psychology. The problems of methodology, history and theory]. St. Petersburg, IPAE Publ., 592 p. (In Russian).
Prigozhin A.I. (1989) Novovvedeniya, stimuly i prepyatstviya: sotsial’nye problemy innovatiki [Innovations, incentives and obstacles: social problems of innovation]. Moscow, 271 p. (In Russian). Psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka sovremennogo prepodavatelya vuza na osnove realizatsii kompetentnostnogo podhoda [Psychological and pedagogical preparation of the modern teacher of the university on the basis of the implementation of the competence approach]. St. Petersburg, SPbPU Publ., 2014, 296 p. (In Russian).
Savva L.I. (2015) Primenenie interaktivnykh metodov obucheniya dlya razvitiya individual’nosti magistrov [Application of interactive teaching methods for the development of the individuality of masters]. Innovatsionnaya nauka [Innovative Science]. No. 11, pp. 263–265. (In Russian).
Vernaleken A. (2006). Zur Passung zwischen beruflichen Orientierungen von Lehrkräften und Schulprofil: Ihre Bedeutung für Arbeitserleben und Schulklima [The fit between the professional orientations of teachers and school profile: their importance for work experience and school climate]. Braunschweig, Technical University of Braunschweig, 194 p. (In German).
Vinogradova G.A. (2010) Klimat v pedagogicheskom kollektive i sub’ektivnoe blagopoluchie lichnosti pedagoga [The climate in the pedagogical collective and the subjective well-being of the teacher’s personality]. Tol’yatti, TGU Publ., 100 p. (In Russian).
West V.A., Farr J.L. (1990) Innovation at work. Innovation and creativity at work: Psychological and Organizational strategies: 63–80. Chicheste U.K., Wiley, pp. 3–13. (In English).
Yuan F., Woodman R.W. (2010) Innovative behavior in the workplace: the role of performance and image outcome expectations. Academy of Management Journal. Vol. 53, no. 2, pp. 323–342. (In English).
Zinchenko Yu.P. Volodarskaya I.A. (2007) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie realizatsii innovatsionnykh obrazovatel’nykh programm [Psychological and pedagogical support of the implementation of innovative educational programs]. Moscow, MSU Publ., 120 p. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.