Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ

Философия

Авторы

  • Юлия Владимировна Маслянка Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-36-44

Ключевые слова:

система образования, воспитание личности, знания ценности, ценностно-смысловой кризис, постмодернизм, традиционное общество, постбуржуазная система ценностей

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые проблемы института образования личности как в России, так и в глобальном мире. Показано, что в условиях социальных трансформаций актуализируется традиционная дихотомия «знания – ценности», обостряется полемика между позитивизмом и сциентизмом, с одной стороны, и интегральным философским подходом к реальности — с другой. При этом требование «научной объективности» не означает нейтрального отношения к знаниям, уравнивающего мифологическое, религиозное и научное мировоззрение, материализм и идеализм. Особое внимание уделяется воспитательному аспекту образовательного процесса. Показано, что глубокий кризис современности является следствием вырождения доминирующего в глобальном обществе буржуазного способа производства и характерной для него абстрактно-всеобщей системы ценностей и смыслов. На смену ей приходит новая, конкретно-всеобщая система ценностей, не просто отрицающая традиционные и буржуазные ценности, но включающая их в себя, наполняя новым, действительно общечеловеческим содержанием. В этом контексте перед участниками образовательного процесса, учителями и учениками, стоит нелегкая задача сохранения и углубления многовековой традиции образования–воспитания как фундаментальной ценности нашей культуры. Здесь можно выделить два основных направления приложения наших усилий. Во-первых, это сохранение и развитие фундаментальной науки как основы общественного прогресса и процветания, особенно в постиндустриальную эпоху. Во-вторых, это восстановление и развитие системы воспитания молодежи, формирование современного, отвечающего запросам «общества знания», мировоззрения, осмысленного и ответственного отношения к природе, обществу, собственной жизни.

Биография автора

Юлия Владимировна Маслянка , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат философских наук, доцент,доцент кафедры философии

Библиографические ссылки

Брызгалина Е.В. Проблемы интеграции естетвенно-научного и философского знания в современном образовании: социальные аспекты // Философия и общество. 2017. № 2. С. 87–123.

Гобозов И.А. Философия как постижение эпохи // Философия и общество. 2003. № 3. С. 58–77.

Маркс К.Капитал. Т. III// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 25, ч. I. 545 с.

Маслянка Ю.В. Роль научной философии в становлении и развитии социологии религии // Новые идеи в философии: межвуз. сб. науч. тр.: в 2 т. / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2013. Вып. 21, т. 1. С. 62–82.

Маслянка Ю.В. СМЫСЛ и «бес-СМЫСЛЕННОЕ время». Проблема смысла жизни в современной философии / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. 215 с.

Нагой Ф.Н. Теории ценностей и проблема целостности мировоззрения личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 1. С. 20–28.

Обуховский К.Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003. 296 с.

Орлов В.В., Васильева Т С.Философия экономики / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2005. 264 с.

Орлова Н.П. Философский анализ трансформаций российской высшей школы на рубеже XX–XXI вв. // Философия образования. 2008. № 3(24). С. 183–189.

Поросенков С.В. Философия религии. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2006. 114 с.

Самохвалова В.И. Культура на рынке. Итоги монетизации норм, ценностей, смыслов // Философия и общество. 2015. № 3–4. С. 94–118.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Щербаков Д.А. Знания и ценности: параллельные миры или органическое единство? // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 7(101). С. 206–212.

Юревич А.В. Психологическое состояние современного российского общества: новые оценки // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 32–45.

References

Bryzgalina E.V. (2017). Problemy integratsii estestvenno-nauchnogo i filosofskogo znaniya v sovremennom obrazovanii: sotsial’nyye aspekty [Problems of integration of natural-scientific and philosophical knowledge in modern education: social aspects]. Filosofiya i obshchestvo [Philosophy and society]. No. 2, pp. 87–123. (In Russian).

Frankl V. (1990). Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning]. Moscow, Progress Publ., 368 p. (In Russian).

Gobozov I.A. (2003). Filosofiya kak postizheniye epokhi [Philosophy as a comprehension of an epoch]. Filosofiya i obshchestvo [Philosophy and society]. No. 3, pp. 58–77. (In Russian).

Marx K. (1961). Kapital. T. III [Capital. Vol. III]. Marx K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Works: in 50 vols.]. Moscow, Politizdat Publ., vol. 25, part I, 545 p. (In Russian).

Maslyanka Yu.V. (2013). Rol’ nauchnoy filosofii v stanovlenii i razvitii sotsiologii religii [The Role of Scientific Philosophy in the Formation and Development of the Sociology of Religion]. Novyye idei v filosofii [New Ideas in Philosophy]. Perm, Perm State University Publ., iss. 21, vol. 1, pp. 62–82. (In Russian).

Maslyanka Yu.V. (2009). SMYSL i «besSMYSLENNOYe vremya». Problema smysla zhizni v sovremennoy filosofii [Sense and «mindless time». The problem of the meaning of life in modern philosophy]. Perm, Perm State University Publ., 215 p. (In Russian).

Nagoy F.N. (2017). Teorii tsennostey i problema tselostnosti mirovozzreniya lichnosti [Theories of values and problem of integrity of the person’s worldview]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology»]. Iss. 1, pp. 20–28. (In Russian).

Obukhovsky K. (2003). Galaktika potrebnostey. Psikhologiya vlecheniy cheloveka [Galaxy needs. Psychology of human drives]. St. Petersburg, Rech’ Publ., 296 p. (In Russian).

Orlov V.V., Vasileva T.S. (2005). Filosofiya ekonomiki [Philosophy of Economics]. Perm, Perm State University Publ., 264 p. (In Russian).

Orlova N.P. (2008). Filosofskiy analiz transformatsiy rossiyskoy vysshey shkoly na rubezhe XX– XXI vv. [Philosophical analysis of the transformations of the Russian higher school at the turn of the 20th–21st centuries]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]. No. 3(24), pp. 183–189. (In Russian).

Porosenkov S.V. (2006). Filosofiya religii [Philosophy of religion]. Perm, Perm. State. Tech. University Publ., 114 p. (In Russian).

Samokhvalova V.I. (2015). Kul’tura na rynke. Itogi monetizatsii norm, tsennostey, smyslov [Culture in the market. Results of monetization of norms, values, meanings]. Filosofiya i obshchestvo [Philosophy and society]. No. 3–4, pp. 94–118. (In Russian).

Shcherbakov D.A. (2009). Znaniya i tsennosti: parallel’nye miry ili organicheskoye edinstvo? [Knowledge and values: parallel worlds or organic unity?]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University]. No. 7(101), pp. 206– 212. (In Russian).

Yurevich A.V. (2015). Psikhologicheskoye sostoyanie sovremennogo rossiyskogo obshchestva: novye otsenki [Psychological state of modern Russian society: new estimates]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology]. No. 2, pp. 32–45. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

30-03-2018

Выпуск

Раздел

Статьи