Бренд территории как результат реализации социокультурного проекта

Социология

Авторы

  • Екатерина Андреевна Балезина Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Вероника Викторовна Форостян Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-610-619

Ключевые слова:

бренд территории, социокультурный проект, ООО «Лукойл-Пермь», узнаваемость, малый город, сельское поселение

Аннотация

В современной практике управления городским пространством, ресурсами и имиджем территории бренд малых городов и сельских поселений сопряжен с большим количеством проблем (трудно найти разницу между близкорасположенными малыми городами и сельскими поселениями, бренд ассоциируется с административным центром, ресурсы территории быстро истощаются, долгосрочная градостроительная политика и ее эффективная координация отсутствуют). Между тем, развитие бренда малых городов и сельских поселений возможно с помощью ведения эффективной политики или за счет финансирования государственными органами и коммерческими организациями. Социокультурные проекты, трансформирующиеся в бренд территории, — один из инструментов городского планирования (помощь в создании рабочих мест, решении экологических проблем, привлечении потенциальных партнеров). Цель данной публикации — охарактеризовать реализованные в малых населенных пунктах социокультурные проекты ООО «Лукойл-Пермь» с точки зрения их становления в качестве брендов территорий. Эмпирическая база исследования — материалы опроса жителей г. Перми, г. Добрянки, г. Чердыни, Ильинского и Пермского районов об их отношении к реализующимся социокультурным проектам. Авторами оцениваются три составные части трансформации социокультурного проекта в бренд: 1) уровень узнаваемости; 2) степень лояльности среди жителей г. Перми и населенных пунктов, в которых реализуются проекты; 3) значение проектов для развития территории. В практическом плане исследование способно прояснить представления об успешности реализации социокультурных проектов в малых городах и сельских поселениях. При должном продолжении маркетинговых кампаний эти объекты и бренды могут стать примером успешных брендов малых территорий.

Биографии авторов

Екатерина Андреевна Балезина, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

старший преподаватель кафедры социологии,директор Центра социологических исследований

Вероника Викторовна Форостян, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

В современной практике управления городским пространством, ресурсами и имиджем территории бренд малых городов и сельских поселений сопряжен с большим количеством проблем (трудно найти разницу между близкорасположенными малыми городами и сельскими поселениями, бренд ассоциируется с административным центром, ресурсы территории быстро истощаются, долгосрочная градостроительная политика и ее эффективная координация отсутствуют). Между тем, развитие бренда малых городов и сельских поселений возможно с помощью ведения эффективной политики или за счет финансирования государственными органами и коммерческими организациями. Социокультурные проекты, трансформирующиеся в бренд территории, — один из инструментов городского планирования (помощь в создании рабочих мест, решении экологических проблем, привлечении потенциальных партнеров). Цель данной публикации — охарактеризовать реализованные в малых населенных пунктах социокультурные проекты ООО «Лукойл-Пермь» с точки зрения их становления в качестве брендов территорий. Эмпирическая база исследования — материалы опроса жителей г. Перми, г. Добрянки, г. Чердыни, Ильинского и Пермского районов об их отношении к реализующимся социокультурным проектам. Авторами оцениваются три составные части трансформации социокультурного проекта в бренд: 1) уровень узнаваемости; 2) степень лояльности среди жителей г. Перми и населенных пунктов, в которых реализуются проекты; 3) значение проектов для развития территории. В практическом плане исследование способно прояснить представления об успешности реализации социокультурных проектов в малых городах и сельских поселениях. При должном продолжении маркетинговых кампаний эти объекты и бренды могут стать примером успешных брендов малых территорий.

Библиографические ссылки

Абашев В.В., Фирсова А.В. Творчество Алексея Иванова как фактор развития внутреннего туризма в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 3(23). С. 182–190.

Анисимов Н. В Ильинский приезжал Строгановский клуб // Знамя. 2019. 21 июн. URL: http://zir59.ru/articles/media/2019/6/21/v-ilinskij-priezzhal-stroganovskij-klub/ (дата обращения: 12.08.2019).

Анхольт С., Хильдрет Дж. Бренд Америка. Мать всех брендов / пер. с англ. А. Дадыкина. М.: Добрая книга, 2010. 232 с.

Бакина Е.О. Формирование регионального имиджа и территориальный брендинг // XLVII Огаревские чтения: материалы науч. конференции: в 3 ч. (6–13 декабря 2018 г., Саранск). Саранск, 2019. С. 463–466.

Беляева М.А., Самкова В.А. Азы имиджелогии: имидж личности, организации, территории: учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. 228 с.

Бровко Д.В., Богданова Е.А. Перспективы использования историко-культурного наследия в формировании территориальной идентичности города Далматово // Малые и средние города России как проблемное поле геобрендинга: материалы Всерос. очно-заочн. науч.-практ. конференции (25–26 марта 2011 г, Екатеринбург). Екатеринбург, 2011. С. 17–21.

Важенина И.С. Имидж, бренд и репутация как Конкурентные преимущества региона // Управленец. 2010. № 5–6. С. 4–9.

Василенко И.А., Василенко Е.В., Ляпоров В.Н., Люлько А.Н. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга / под ред. И.А. Василенко. М.: Экономика, 2012. 222 с.

Визгалов Д.В. Маркетинг города: практ. пособие. М.: Ин-т экономики города, 2008. 114 с.

Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. и др. Академия рынка: маркетинг / пер. с фр.; науч. ред. А.Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. 572 с.

Даулинг Г.Р. Наука и искусство маркетинга: профессиональный взгляд на маркетинг / пер. с англ. Т. Виноградовой, В. Кузина, Л. Царук; под науч. ред. С.Г. Божук. СПб.: Вектор, 2006. 392 с.

Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / под ред. К. Динни; пер. с англ. В. Сечной. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 336 с.

Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 11–23.

Каталфамо Дж. Произошло смещение фокуса с бренда на сообщество пользователей // Пресс-служба. 2014. № 12. С. 38–40.

Конкурс социальных и культурных проектов / ООО «Лукойл-Пермь». URL: http://perm.lukoil.ru/ru/Responsibility/SocialProject (дата обращения: 06.08.2019).

Мазеина А. Волонтерский десант // Пермская нефть. 2015. 18 авг. URL: http://permneft-portal.ru/newspaper/articles/volonterskiy-desant/ (дата обращения: 12.08.2019).

Муниципальное бюджетное учреждения культуры «Ильинский районный краеведческий музей» / Ильинский муниципальный район. URL: http://old.ilinsk.ru/sotsialnaya-sfera/kultura/muzey/ (дата обращения: 12.08.2019).

Муниципальные образования Пермского края. 2019: стат. сб. / Территориальный орган ФСГС по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 2019. 155 с.

Огилви Д. Огилви о рекламе / пер. с англ. А. Гостева, Т. Новиковой. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 240 с.

Оценка численности населения Пермского края по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года и в среднем за 2018 год / Территориальный орган ФСГС по Пермскому краю (Пермьстат)]. URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 03.09.2019).

Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос, 1999. 232 с.

Участие в конкурсе / ООО «Лукойл-Пермь». URL: http://perm.lukoil.ru/ru/Responsibility/SocialProject/Participation?wid=wid_Hvyk5HvpEK61nN6oH5wvg (дата обращения: 06.08.2019).

Федотовских А.В. Брендинг малых и средних городов в рамках формирования имиджа российских агломераций // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. очно-заоч. конференции / отв. ред. А.М. Бритвин. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. С. 210–214.

Цепелев А.Ю. Социально-территориальная идентификация и брендинг региона // Власть. 2013. № 6. С. 143–146.

References

Abashev, V.V. and Firsova, A.V. (2013). Tvorchestvo Alekseya Ivanova kak faktor razvitiya vnutrennego turizma v Permskom krae [Alexei Ivanov’s creativity as a factor of development of domestic tourism in the Perm Krai]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology]. No. 3(23), pp. 182–190.

Anholt, S. and Hildreth, J. (2010). Brend Amerika. Mat’ vsekh brendov, per. s angl. A. Dadykina [Brand America: the mother of all brands, trans. from Eng. by A. Dadykin]. Moscow: Dobraya Kniga Publ., 232 p.

Anisimov, N. (2019). V Il’inskiy priezzhal Stroganovskiy klub [In Ilyinsky came Stroganovski club]. Znamya. Jun. 21. Available at: http://zir59.ru/articles/ media/2019/6/21/v-ilinskij-priezzhal-stroganovskijklub/ (accessed 12.08.2019).

Bakina, E.O. (2008). Formirovanie regional’nogo imidzha i territorial’nyy brending [The formation of a regional image and territorial branding]. XLVII Ogarevskie chteniya [47th Ogarevsky Readings]. Saransk, pp. 463–466. B

elyaeva, M.A. and Samkova, V.A. (2017). Azy imidzhelogii: imidzh lichnosti, organizatsii, territorii [The basics of imageology: image of a person, organization, territory]. Yekaterinburg: Kabinetnyy Uchenyy Publ., 228 p.

Brovko, D.V. and Bogdanova, E.A. (2011). Perspektivy ispol’zovaniya istoriko-kul’turnogo naslediya v formirovanii territorial’noy identichnosti goroda Dalmatovo [Prospects for the use of historical and cultural heritage in the formation of the territorial identity of the city of Dalmatovo]. Malye i srednie goroda Rossii kak problemnoe pole geobrendinga: Materialy Vserossiyskoy ochno-zaochnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii [Small and medium-sized cities of Russia as a problem field for geobranding: Proc. of the International scientific and practical conference]. Yekaterinburg, p. 17–21.

Catalfamo, J. (2019). Proizoshlo smeschenie fokusa s brenda na soobschestvo pol’zovateley [The focus has shifted from the brand to the user community]. Presssluzhba [Press Service]. No. 12, pp. 38–40.

Dajan A., Bukerel F., Lankar P. et al. (1993). Akademiya rynka: marketing, per. s fr. [Academy market. Marketing, trans. from French]. Moscow: Ekonomika Publ., 572 p.

Dinnie, K. (2013). Brending territoriy. Luchshie mirovye praktiki, per. s angl. [Branding territories. World best practices, trans. from Eng.]. Moscow: MIF Publ, 336 p.

Dowling, G.R. (2006). Nauka i iskusstvo marketinga: professional’nyy vzglyad na marketing, per. s angl [Science and the art of marketing. A professional look at marketing, trans. from Eng.]. Saint Petersburg: Vektor Publ., 392 p.

Fedotovskikh, A.V. (2012). Brending malykh i srednikh gorodov v ramkakh formirovaniya imidzha rossiyskikh aglomeratsiy [Branding of small and medium-sized cities in the framework of forming the image of Russian agglomerations]. Brending malykh i srednikh gorodov Rossii: opyt, problemy, perspektivy. materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy ochno-zaochnoy konferentsii, pod red. A.M. Britvina [Branding of small and medium-sized cities of Russia. Experience, problems, prospects: proceedings of the International scientific and practical conference, ed. by A.M. Britvina]. Ekaterinburg: URFU Publ., pp. 210–214. Konkurs sotsial’nykh i kul’turnykh proektov [Competition of social and cultural projects]. LLC «Lukoil-Perm». Available at: http://perm.lukoil.ru/ ru/Responsibility/SocialProject (accessed 06.08.2019).

Mazeina, A. (2015). Volonterskiy desant [Volunteer landing]. Permskaya neft’ [Perm Oil]. Aug. 18. Available at: http://permneft-portal.ru/newspaper/ articles/volonterskiy-desant/ (accessed 12.08.2019). Munitsipal’noe byudzhetnoe uchrezhdeniye kul’tury «Il’inskiy rayonnyy kraevedcheskiy muzey» [Municipal budgetary institution of culture «Ilyinsky regional museum of local lore»]. Ilyinsky municipal district. Available at: http://old.ilinsk.ru/sotsialnayasfera/kultura/muzey/ (accessed 12.08.2019). Munitsipal’nye obrazovaniya Permskogo kraya. 2019: Statisticheskiy sbornik [Municipalities of the Perm region. 2019: statistical compendium]. Perm: Territorial authority of the FSSS for the Perm Region Publ., 155 p. Otsenka chislennosti naseleniya Permskogo kraya po munitsipal’nym obrazovaniyam na 1 yanvarya 2019 goda i v srednem za 2018 god [Estimation of the population of the Perm Territory by municipalities as of January 1, 2019 and on average for 2018]. Territorial authority of the FSSS for the Perm Region. Available at: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/population/ (accessed 03.09.2019).

Ogilvi, D. (2013). Ogilvi o reklame, per. s angl. [Ogilvy about advertising, trans. from Eng.]. Moscow: MIF Publ., 2nd ed., 240 p.

Pivovarov, Yu.L. (1999). Osnovy geourbanistiki: Urbanizatsiya i gorodskie sistemy [Fundamentals of geo-urbanism: Urbanization and urban systems]. Moscow: Vlados, 232 p.

Tsepelev, A.Yu. (2013). Sotsial’noterritorial’naya identifikatsiya i brending regiona [Socio-territorial identification and branding of the region]. Vlast’ [The Authority]. No. 6, pp. 143–146. Uchastie v konkurse [Participation in the competition]. LLC «Lukoil-Perm». Available at: http://perm.lukoil.ru/ru/Responsibility/SocialProject/ Participation?wid=wid_Hvyk5HvpEK61nN6oH5wvg (accessed 06.08.2019).

Vasilenko, I.A., Vasilenko, E.V., Lyaporov, V.N. and Lyul’ko, A.N. (2012). Imidzh Rossii: kontseptsiya natsional’nogo i territorial’nogo brendinga [Image of Russia: the concept of national and territorial branding]. Moscow: Ekonomika Publ., 222 p.

Vazhenina, I.S. (2010). Imidzh, brend i reputatsiya kak konkurentnye preimuschestva regiona [Image, brand and reputation as competitive advantages of the region]. Upravlenets [The Manager]. No. 5–6, pp. 4–9.

Vizgalov, D.V. (1993). Marketing goroda [City marketing]. Moscow: IUE Publ., 114 p.

Zamyatin, D.N. (2013). Geokul’turnyy brending territoriy: kontseptual’nye osnovy [Geo-cultural branding of territories: the conceptual grounds]. Labirint. Zhurnal sotsial’no-gumanitarnykh issledovaniy [Labyrinth. Journal of Philosophy and Social Sciences]. No. 5, pp. 11–23.

Загрузки

Опубликован

30-12-2019

Выпуск

Раздел

Статьи