Когнитивная регуляция эмоций и отношение к здоровью в подростковом возрасте

Психология

Авторы

  • Анна Юрьевна Уланова Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-3-379-387

Ключевые слова:

психологическое здоровье, качество жизни, когнитивная регуляция эмоций, эмоциональная регуляция, отношение к здоровью, здоровый образ жизни, подростковый возраст

Аннотация

Когнитивная регуляция эмоций и отношение к здоровью исследованы как внутренние психологические механизмы адаптации подростков к изменениям собственной личности и новым запросам общественной среды. Мы предполагаем, что особенности эмоциональной регуляции, определяя адаптационные способности и устойчивость к стрессовым ситуациям, способствуют выполнению возрастных задач подростком, что рассматривается нами как субъективный фактор психологического здоровья. Эмоциональное развитие подростков сравнивается с показателями соматического здоровья и субъективного отношения к нему как важнейшему с точки зрения качества жизни. Представлены результаты первого этапа исследования, где на российской выборке 30 участников 15–16 лет показана специфика использования стратегий регуляции эмоций и отдельных аспектов отношения к здоровью. При общем преобладании эффективных стратегий регуляции среди деструктивных наиболее выраженными оказались стратегии обвинения себя в случившемся и навязчивого возвращения к мыслям о событии. Подтверждено наличие взаимосвязи ряда эффективных стратегий эмоциональной регуляции с соматическим здоровьем: участники, склонные к планированию и поиску положительного смысла в произошедшем событии, чаще оценивали свое здоровье как хорошее и не ограничивающее их активность в разных сферах жизни (учеба, общение с друзьями, хобби и пр.). Показано, что подростки, имеющие более выраженное эмоциональное отношение к здоровью, чаще могли снизить исключительную значимость произошедшего события за счет его сравнения с другими ситуациями, а участники с выраженным интересом к вопросам здоровья чаще демонстрировали способность найти положительный смысл в произошедшем событии. Выявленные взаимосвязи демонстрируют значение адаптационных способностей в становлении здоровой личности подростка. В целом результаты отвечают общественному запросу на выделение показателей и критериев психологического здоровья подросткового населения страны, а также являются аргументом в пользу того, что индивидуальный стиль когнитивной регуляции эмоций может служить индикатором психологического благополучия и основой для дифференцирования психологической помощи детям.

Биография автора

Анна Юрьевна Уланова, Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

кандидат психологических наук, научный сотрудниклаборатории психологии развития субъектав нормальных и посттравматических состояниях

Библиографические ссылки

Березовская Р.А. Отношение к здоровью как психологический механизм самоуправления здоровой личности // Здоровая личность: материалы Междунар. науч.-практ. конференции 21–22 июня 2012 г. СПб.: СПбГИПСР, 2012. С. 20–23.

Блюм В.В. Структура внутренней картины здоровья у школьников: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2011. 258 с. Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9, № 2. C. 70–83. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090207

Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67–95.

Кислицына О.А. Детерминанты здоровья подростков в России // Социальные аспекты здоровья населения. 2011. № 3(19). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/311/30/lang,ru/( дата обращения: 18.07.2019).

Колкова С.М., Горбунова Л.Н. Психологическая безопасность как условие сохранения и укрепления психологического здоровья // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы Всерос. науч.- практ. конф. Красноярск: Версо, 2012. С. 140–146.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Чирков В.И., Лю Ц. Культурно-психологические особенности отношения к здоровью у русских и китайских студентов // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 4. С. 64–74.

Лебедева О.В., Фомина Н.В. Отношение к соматическому здоровью как показатель развития психологического здоровья личности (на материале изучения различных возрастных групп испытуемых) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 4(36). C. 150–158.

Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р. Региональная стратегия сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 1. С. 44–53. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090105

Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье // Журнал Практической Психологии и Психоанализа. 2015. № 4. URL: https://psyjournal.ru/articles/vliyanie-processovregulyacii-emociy-na-psihologicheskoe-zdorove (дата обращения: 18.07.2019).

Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 4. С. 161–179.

Сергиенко Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 4(10). C. 98–117. DOI: https://doi.org/ 10.28995/2073-6398-2017-4-98-117

Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2001. 299 c.

Garnefski N., Koopman H., Kraaij V., ten Cate R. Brief report: Cognitive emotion regulation strategies and psychological adjustment in adolescents with a chronic disease // Journal of adolescence. 2009. Vol. 32, no. 2. P. 449–454. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2008.01.003

Garnefski N., Kraaij V. Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and symptoms of depression and anxiety // Cognition and Emotion. 2018. Vol. 32, no. 7. P. 1401–1408. DOI: https://doi.org/10.1080/02699931.2016.1232698

Garnefski N., Kraaij V., Spinhoven P. Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Leiderdorf: DATEK, 2002. DOI: https://doi.org/10.1037/t03801-000

Garnefski N., Kraaij V., van Etten M. Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and internalizing and externalizing psychopathology // Journal of adolescence. 2005. Vol. 28, no. 5. P. 619–631. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2004.12.009

References

Berezovskaya, R.A. (2012). Otnoshenie k zdorov’yu kak psikhologicheskiy mekhanizm samoupravleniya zdorovoy lichnosti [Attitude to health as a psychological mechanism of self-management of a healthy personality]. Zdorovaya lichnost’: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Healthy personality: proc. of the international scientific-practical conference]. Saint-Petersburg, pp. 20–23.

Blyum, V.V. (2011). Struktura vnutrenney kartiny zdorov’ya u shkol’nikov: dis. ... kand. psikhol. nauk [The structure of the internal picture of health in schoolchildren: Ph.D. Thesis]. Saint-Petersburg, 258 p.

Dubrovina, I.V. (2015). Psikhologicheskoe zdorov’e lichnosti v kontekste vozrastnogo razvitiya [Psychological health of a person in the context of age development]. Razvitie lichnosti [Development of Personality]. No. 2, pp. 67–95.

Garnefski, N., Koopman, H., Kraaij, V. and ten Cate, R. (2009). Brief report: Cognitive emotion regulation strategies and psychological adjustment in adolescents with a chronic disease. Journal of Adolescence. Vol. 32, no. 2, pp. 449–454. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2008.01.003 Garnefski, N. and

Kraaij, V. (2018). Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and symptoms of depression and anxiety. Cognition and Emotion. Vol. 32, no. 7, pp. 1401– 1408. DOI: https://doi.org/10.1080/ 02699931.2016.1232698

Garnefski, N., Kraaij, V. and Spinhoven, P. (2002). Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Leiderdorf: DATEK. DOI: https://doi.org/10.1037/t03801-000

Garnefski, N., Kraaij, V. and van Etten, M. (2005). Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and internalizing and externalizing psychopathology. Journal of Adolescence. Vol. 28, no. 5, pp. 619–631. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.adolescence.2004.12.009

Huhlaeva, O.V. (2001). Formirovanie psikhologicheskogo zdorov’ya mladshikh shkol’nikov: dis. ... dra ped. nauk [Formation of the psychological health of younger students: D.Sc. Thesis]. Moscow, 299 p.

Kislitsyna, O.A. (2011). Determinanty zdorov’ya podrostkov v Rossii [Determinants of adolescent health in Russia]. Sotsial’nye aspekty zdorov’ya naseleniya [Social Aspects of Population Health]. No. 3(19). Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view /311/30/lang,ru/ (accessed 18.07.2019).

Kolkova, S.M. and Gorbunova, L.N. (2012). Psikhologicheskaya bezopasnost’ kak uslovie sokhraneniya i ukrepleniya psikhologicheskogo zdorov’ya [Psychological safety as a condition for the preservation and strengthening of psychological health]. Psikhologicheskoe zdorov’e cheloveka: zhiznennyy resurs i zhiznennyy potentsial: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psychological health of the person: life resource and life potential: proc. of the International scientific and practical conference]. Krasnoyarsk: Verso Publ., pp. 140–146.

Lebedeva, N.M., Tatarko, A.N., Chirkov, V.I. and Lyu, C. (2007). Kul’turno-psikhologicheskie osobennosti otnosheniya k zdorov’yu u russkikh i kitayskikh studentov [Cultural and psychological peculiarities of attitude to health among Russian and Chinese students]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 28, no. 4, pp. 64–74.

Lebedeva, O.V. and Fomina, N.V. (2014). Otnoshenie k somaticheskomu zdorov’yu kak pokazatel’ razvitiya psikhologicheskogo zdorov’ya lichnosti (na materiale izucheniya razlichnykh vozrastnykh grupp ispytuemykh) [Attitude to somatic health as an indicator of the development of a person’s psychological health (based on the study of different age groups of subjects)]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences]. Vol. 4(36), pp. 150–158.

Miroshnichenko, A.A and Merzlyakova, D.R. (2017). Regional’naya strategiya sokhraneniya i ukrepleniya psikhologicheskogo zdorov’ya uchastnikov obrazovatel’nykh otnosheniy [Regional strategy of preservation and strengthening of the psychological health of participants of educational relations]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological Science and Education]. Vol. 9, no. 1, pp. 44– 53. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090105

Padun, M.A. (2015). Vliyanie protsessov regulyatsii emotsiy na psikhologicheskoe zdorov’e [The influence of emotion regulation processes on the mental health]. Zhurnal Prakticheskoy Psikhologii i Psikhoanaliza [Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis]. No. 4. Available at: https://psyjournal.ru/articles/vliyanie-processovregulyacii-emociy-na-psihologicheskoe-zdorove (accessed 18.07.2019).

Rasskazova, E.I., Leonova, A.B. and Pluzhnikov, I.V. (2011). Razrabotka russkoyazychnoy versii oprosnika kognitivnoy regulyatsii emotsiy [Development of the Russian version of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [[The Moscow University Herald. Series 14. Psychology].]. No. 4, pp. 161–179.

Sergienko, E.A. (2017). Psikhologicheskoe zdorov’e: sub’ektivnye faktory [Psychological health. Subjective factors]. Vestnik RGGU. Seriya «Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie» [RSUH/RGGU Bulletin. «Psychology. Pedagogics. Education» Series]. No. 4(10), pp. 98–117. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2017-4-98-117

Vlasova, N.V. (2017). Osobennosti regulyatsii emotsiy v podrostkovom vozraste (na primere vospitannikov kadetskoy shkoly-internata) [Features of emotional regulation in adolescence (with the example of students of cadet boarding school)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [PsychologicalEducational Studies]. Vol. 9, no. 2, pp. 70–83. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090207

References

Berezovskaya, R.A. (2012). Otnoshenie k zdorov’yu kak psikhologicheskiy mekhanizm samoupravleniya zdorovoy lichnosti [Attitude to health as a psychological mechanism of self-management of a healthy personality]. Zdorovaya lichnost’: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Healthy personality: proc. of the international scientific-practical conference]. Saint-Petersburg, pp. 20–23.

Blyum, V.V. (2011). Struktura vnutrenney kartiny zdorov’ya u shkol’nikov: dis. ... kand. psikhol. nauk [The structure of the internal picture of health in schoolchildren: Ph.D. Thesis]. Saint-Petersburg, 258 p.

Dubrovina, I.V. (2015). Psikhologicheskoe zdorov’e lichnosti v kontekste vozrastnogo razvitiya [Psychological health of a person in the context of age development]. Razvitie lichnosti [Development of Personality]. No. 2, pp. 67–95.

Garnefski, N., Koopman, H., Kraaij, V. and ten Cate, R. (2009). Brief report: Cognitive emotion regulation strategies and psychological adjustment in adolescents with a chronic disease. Journal of Adolescence. Vol. 32, no. 2, pp. 449–454. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2008.01.003

Garnefski, N. and Kraaij, V. (2018). Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and symptoms of depression and anxiety. Cognition and Emotion. Vol. 32, no. 7, pp. 1401– 1408. DOI: https://doi.org/10.1080/ 02699931.2016.1232698

Garnefski, N., Kraaij, V. and Spinhoven, P. (2002). Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Leiderdorf: DATEK. DOI: https://doi.org/10.1037/t03801-000

Garnefski, N., Kraaij, V. and van Etten, M. (2005). Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and internalizing and externalizing psychopathology. Journal of Adolescence. Vol. 28, no. 5, pp. 619–631. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.adolescence.2004.12.009

Huhlaeva, O.V. (2001). Formirovanie psikhologicheskogo zdorov’ya mladshikh shkol’nikov: dis. ... dra ped. nauk [Formation of the psychological health of younger students: D.Sc. Thesis]. Moscow, 299 p.

Kislitsyna, O.A. (2011). Determinanty zdorov’ya podrostkov v Rossii [Determinants of adolescent health in Russia]. Sotsial’nye aspekty zdorov’ya naseleniya [Social Aspects of Population Health]. No. 3(19). Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view /311/30/lang,ru/ (accessed 18.07.2019).

Kolkova, S.M. and Gorbunova, L.N. (2012). Psikhologicheskaya bezopasnost’ kak uslovie sokhraneniya i ukrepleniya psikhologicheskogo zdorov’ya [Psychological safety as a condition for the preservation and strengthening of psychological health]. Psikhologicheskoe zdorov’e cheloveka: zhiznennyy resurs i zhiznennyy potentsial: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psychological health of the person: life resource and life potential: proc. of the International scientific and practical conference]. Krasnoyarsk: Verso Publ., pp. 140–146.

Lebedeva, N.M., Tatarko, A.N., Chirkov, V.I. and Lyu, C. (2007). Kul’turno-psikhologicheskie osobennosti otnosheniya k zdorov’yu u russkikh i kitayskikh studentov [Cultural and psychological peculiarities of attitude to health among Russian and Chinese students]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 28, no. 4, pp. 64–74.

Lebedeva, O.V. and Fomina, N.V. (2014). Otnoshenie k somaticheskomu zdorov’yu kak pokazatel’ razvitiya psikhologicheskogo zdorov’ya lichnosti (na materiale izucheniya razlichnykh vozrastnykh grupp ispytuemykh) [Attitude to somatic health as an indicator of the development of a person’s psychological health (based on the study of different age groups of subjects)]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial’nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences]. Vol. 4(36), pp. 150–158.

Miroshnichenko, A.A and Merzlyakova, D.R. (2017). Regional’naya strategiya sokhraneniya i ukrepleniya psikhologicheskogo zdorov’ya uchastnikov obrazovatel’nykh otnosheniy [Regional strategy of preservation and strengthening of the psychological health of participants of educational relations]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological Science and Education]. Vol. 9, no. 1, pp. 44– 53. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090105

Padun, M.A. (2015). Vliyanie protsessov regulyatsii emotsiy na psikhologicheskoe zdorov’e [The influence of emotion regulation processes on the mental health]. Zhurnal Prakticheskoy Psikhologii i Psikhoanaliza [Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis]. No. 4. Available at: https://psyjournal.ru/articles/vliyanie-processovregulyacii-emociy-na-psihologicheskoe-zdorove (accessed 18.07.2019).

Rasskazova, E.I., Leonova, A.B. and Pluzhnikov, I.V. (2011). Razrabotka russkoyazychnoy versii oprosnika kognitivnoy regulyatsii emotsiy [Development of the Russian version of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [[The Moscow University Herald. Series 14. Psychology].]. No. 4, pp. 161–179.

Sergienko, E.A. (2017). Psikhologicheskoe zdorov’e: sub’ektivnye faktory [Psychological health. Subjective factors]. Vestnik RGGU. Seriya «Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie» [RSUH/RGGU Bulletin. «Psychology. Pedagogics. Education» Series]. No. 4(10), pp. 98–117. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2017-4-98-117

Vlasova, N.V. (2017). Osobennosti regulyatsii emotsiy v podrostkovom vozraste (na primere vospitannikov kadetskoy shkoly-internata) [Features of emotional regulation in adolescence (with the example of students of cadet boarding school)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [PsychologicalEducational Studies]. Vol. 9, no. 2, pp. 70–83. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090207

Загрузки

Опубликован

30-09-2019

Выпуск

Раздел

Статьи