Двойственная природа новых медиа в онлайн-пространстве

Философия

Авторы

  • Дарья Александровна Устюжанина Сибирский федеральный университет, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-2-204-218

Ключевые слова:

новые медиа, коммуникация, виртуальность, публичная сфера, массовая информация, массмедиа, опосредованная компьютером коммуникация, нарратив

Аннотация

Статья посвящена осмыслению феномена новых медиа и их двойственной природы. Автор ставит цель — выделить ряд сущностных признаков этих средств коммуникации и представить их в виде набора бинарных оппозиций: реальное – виртуальное, приватное – публичное, интерперсональное – массовое, трансляция – интеракция. Новые медиа рассматриваются как пространство виртуального социального бытия современного человека, которое ставит перед ним вопросы самоидентификации, адаптации, ответственности, разграничения истинного и ложного, частного и общественного. Диффузия реального и виртуального пространств, с одной стороны, превращает онлайн-среду в источник значимых социальных контактов и связей, с другой — придает сетевой личности пользователя игровой, изменчивый характер. Одновременное сосуществование трансляционной и интерактивной моделей распространения массовой информации погружает пользователя в потоки коммуникации «всех со всеми», где он может стать как влиятельным создателем и распространителем контента, так и участником бесконечных разговоров ради самих разговоров. Смешение границ между интерперсональной и массовой коммуникацией порождает множественность и зыбкость контекстов, к которым причастен пользователь. Через оппозицию приватного и публичного рассмотрен конфликтный потенциал онлайн-активности: утрата подлинно публичного пространства, смешение разнородных социальных сред, куда включен индивид, явление гиперпубличности. В заключении актуализирована проблема творческой активности пользователя новых медиа: среда новых медиа открывает перед пользователем возможности конструирования нарратива о собственном Я, включения в глобальный процесс обмена идеями, смыслами, цифровыми артефактами. Результатом этого могут быть расширение границ собственного мира, автономизация и самоактуализация.

Биография автора

Дарья Александровна Устюжанина , Сибирский федеральный университет, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

соискатель, старший преподаватель кафедрыжурналистики и литературоведения

Библиографические ссылки

Арендт Х. Vita activa, или о деятельной жизни. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 416 с.

Барлоу Дж.П. Декларация независимости киберпространства. 1996. URL: http://www.telecomlaw.ru/articles/declaration.html (дата обращения: 10.04.2019).

Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. 136 с.

Бородулина А.С. «Поворот к мессенджерам»: кейс Сахалинской области // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1(143). С. 156–172. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.1.09.

Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60–74. DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2002-5-60-74.

Жижек С. Чума фантазий. Харьков: Гуманитарный центр, 2012. 388 с.

Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010. 200 с.

Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.

Моторина Л.Е., Сытник В.М. Фундаментальные отношения человека к миру // Вопросы философии. 2017. № 8. С. 69–80.

Орех Е.А., Сергеева О.В. Визуальная самопрезентация личности в сети интернет (о некоторых гипотезах в развитии темы) // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей международной научно-практической конференции. Казань: Изд-во Казанского (Приволжского) федерального университета, 2015. С. 250–260.

Труфанова Е.О. Я-нарратив и его автор // Философия науки. 2010. № 15. С. 183–193.

Фленина Т.А. Семантическое пространство понятия «сетевая идентичность» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 171. С. 310–314.

Фомичева И.Д. Социальный капитал в поле СМИ // Медиаскоп. 2015. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/1685 (дата обращения: 10.04.2019).

Хайдеггер M. Вопрос о технике // Время и бытие (статьи и выступления). М.: Республика, 1993. С. 221–238.

Шилина М.Г. Коммуникация в интернете: методологические основания исследования // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4. С. 127–130.

Benkler Y. The Wealth of Networks. New Haven; London: Yale University Press, 2006. 515 p.

Boyd D., Ellison N.B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. No. 13(1). P. 210–230. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2007.00393.x.

Bradshaw P. A model for the 21st century newsroom / Online Journalism blog. 2007. URL: https://onlinejournalismblog.com/2007/09/17/a-model-for-the-21st-century-newsroom-pt1-the-news-diamond/ (accessed: 10.04.2019).

Dijk J. Van. The Network Society: Social Aspects of New Media. London, UK: Sage Publications, 2006. 304 p.

Heer J., Boyd D. Vizster: Visualizing Online Social Networks // IEEE Symposium on Information Visualization, 2005. INFOVIS 2005. Minneapolis, MN: IEEE, 2005. P. 32–39. DOI: https://doi.org/10.1109/INFVIS.2005.1532126.

Hernández-Serrano M.-J., Renés-Arellano P., Graham G., Greenhill A. From Prosumer to Prodesigner: Participatory News Consumption // Comunicar. 2017. No. 25(50). P. 77–88. DOI: https://doi.org/10.3916/C50-2017-07.

Internet World Stats. 2019. URL: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (assessed: 10.04.2019).

Jonson C., Silver L. Internet Connectivity Seen as Having Positive Impact on Life in Sub-Saharan Africa // Pew Research Centre. 2018. Oct. 9. URL: https://www.pewglobal.org/2018/10/09/internet-connectivity-seen-as-having-positive-impact-on-life-in-sub-saharan-africa/#table (assessed: 10.04.2019).

Lister M., Dovey J., Giddings S., Kelly K., Grant I. New Media: a critical introduction. N.Y.: Routledge, 2009. 446 p.

Manovich L. The Language of New Media. Cambridge, MA: MIT Press, 2001. 355 p.

Palfrey J., Gasser U. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. N.Y.: BasicBooks, 2008. 384 p.

Papacharissi Z. A private sphere: democracy in a digital age. Cambridge: Polity Press, 2010. 200 p.

Putnam R.D. Bowling alone: America’s declining social capital // Journal of democracy. 1995. Vol. 6(1). P. 65–78.

Shah V., Sivitanides M., Mehta M. The era of digital activism // International Journal of Information Technology, Communications and Convergence. 2013. No. 2(4). P. 295–307. DOI: https://doi.org/10.1504/IJITCC.2013.059409.

Splendore S. The online news. Production and the Use of implicit Participation // Comunicazione Politica. 2013. No. 13(3). P. 341–360. DOI: https://doi.org/10.3270/75017.

Telegram. Официальный сайт. Каналы. URL: https://tlgrm.ru/channels (дата обращения: 10.04.2019).

Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. N.Y.: Simon & Shuster, 1995. 352 p.

Vergeer M., Pelzer B. Consequences of media and Internet use for offline and online network capital and well-being. A causal model approach // Journal of Computer-Mediated Communication. 2009. No. 15(1). P. 189–210. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2009.01499.x.

Viseu A. A multidisciplinary approach to the mutual shaping process in electronic identities. 1999. URL: https://static1.squarespace.com/static/5241d50be4b0609bedb26b7c/t/524609cce4b05a24380afe95/1380321740767/Viseu_cybid+we+shape+tools+they+shape+us_1999.pdf (assessed: 10.04.2019).

References

Arendt, H. (2017). Vita activa, ili o deyatel’noy zhizni [The human condition]. Moscow: Ad Marginem Publ., 416 p.

Barlow, J.P. (1996). Deklaratsiya nezavisimosti kiberprostranstva [A Declaration of the Independence of Cyberspace]. Available at: http://www.telecomlaw.ru/articles/declaration.html (assessed 10.04.2019).

Benkler, Y. (2006). The Wealth of Networks. New Haven, London, Yale University Press., 515 p.

Bol’ts, N. (2011). Azbuka media [The ABC of media]. Moscow: Evropa Publ., 136 p.

Borodulina, А.S. (2018). «Povorot k messendzheram»: keys Sakhalinskoy oblasti [Messenger turn: A Sakhalin oblast case study]. Monitoring obschestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 1(143), pp. 156–172. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.1.09.

Bourdieu, P. (2002) Formy kapitala [Forms of capital]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Journal of Economic Sociology]. Vol. 3, no. 5, pp. 60–74. DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2002-5-60-74.

Boyd, D. and Ellison, N.B. (2007). Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship. Journal of Computer-Mediated Communication. No. 13(1), pp. 210–230. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2007.00393.x.

Bradshaw, P. (2007). A model for the 21st century newsroom. Online Journalism blog. Available at: https://onlinejournalismblog.com/2007/09/17/a-model-for-the-21st-century-newsroom-pt1-the-news-diamond/ (accessed 10.04.2019).

Castells, M. (2016). Vlast’ kommunikatsii [Communication power]. Moscow: HSE Publ., 564 p.

Dijk, J. Van. (2006). The Network Society: Social Aspects of New Media. London, Sage Publ., 304 p.

Flenina, T.A. (2014) Semanticheskoe prostranstvo ponyatiya «setevaya identichnost’» [Semantic content of the term «online identity»]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. No. 171, pp. 310–314.

Fomicheva, I.D. (2015). Sotsial’niy kapital v pole SMI [Social capital in the mass media field]. Mediaskop [Mediascope]. No. 1. Available at: http://www.mediascope.ru/1685 (assessed: 10.04.2019).

Heer, J. and Boyd, D. (2005). Vizster: Visualizing Online Social Networks. IEEE Symposium on Information Visualization, 2005. INFOVIS 2005. Minneapolis, MN: IEEE Publ., pp. 32–39. DOI: https://doi.org/10.1109/INFVIS.2005.1532126.

Heidegger, M. (1993). Vopros o tekhnike [The question concerning technology]. Vremya i bytie (stat’i i vystupleniya) [Time and being (articles and speeches)]. Moscow: Respublika Publ., pp. 221–238.

Hernández-Serrano, M.-J., Renés-Arellano, P., Graham, G. and Greenhill, A. (2017). From Prosumer to Prodesigner. Participatory News Consumption. Comunicar. No. 25(50), pp. 77–88. DOI: https://doi.org/10.3916/C50-2017-07.

Internet World Stats (2019). Available at: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (assessed 10.04.2019).

Jonson, C. and Silver, L. (2018). Internet Connectivity Seen as Having Positive Impact on Life in Sub-Saharan Africa. Pew Research Centre. Oct. 9. Available at: https://www.pewglobal.org/2018/10/09/internet-connectivity-seen-as-having-positive-impact-on-life-in-sub-saharan-africa/#table (assessed 10.04.2019).

Lister, M., Dovey, J., Giddings, S., Kelly, K. and Grant, I. (2009). New Media: a critical introduction. New York: Routledge Publ., 446 p.

Manovich, L. (2001). The Language of New Media. Cambridge, Massachusetts, MIT Press, 355 p.

Motorina, L.E. and Sytnik, V.M. (2017). Fundamental’nye otnosheniya cheloveka k miru [The fundamental attitude of a man to the world]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]. No. 8, pp. 69–80.

Orekh, E.A. and Sergeeva, O.V. (2015). Vizual’naya samoprezentatsiya lichnosti v seti internet (o nekotorykh gipotezakh v razvitii temy) [Visual self-presentation of the personality on the Internet (some hypothesis about the issue]. Vizual’naya kommunikatsiya v sotsiokul’turnoy dinamike: sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Visual communication in the socio-cultural dynamics: the proceedings of the international conference]. Kazan: KFU Publ., pp. 250–260.

Palfrey, J. and Gasser, U. (2008). Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. New York: Basic Books, 384 p.

Papacharissi, Z. (2010). A private sphere: democracy in a digital age. Cambridge, Polity Press., 200 p.

Putnam, R.D. (1995). Bowling alone: America’s declining social capital. Journal of democracy. Vol. 6(1), pp. 65–78.

Shah, V., Sivitanides, M. and Mehta, M. (2013). The era of digital activism. International Journal of Information Technology, Communications and Convergence. No. 2(4), pp. 295–307. DOI: https://doi.org/10.1504/IJITCC.2013.059409.

Shilina, M.G. (2014). Kommunikatsiya v internete: metodologicheskie osnovaniya issledovaniya [Internet communication: methodological research basis]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Southwest State University]. No. 4, pp. 127–130.

Splendore, S. (2013). The online news. Production and the Use of implicit Participation. Comunicazione Politica. No. 13(3), pp. 341–360. DOI: https://doi.org/10.3270/75017.

Telegram. Ofitsial’nyy sait. Kanaly [Telegram. Official web site. Channels]. Available at: https://tlgrm.ru/channels (assessed 10.04.2019).

Trufanova, E.O. (2010). Ya-narrativ i ego avtor [Self-narrative and its author]. Filosofiya nauki [Philosophy of Sciences]. No. 15, pp. 183–193.

Turkle, S. (1995). Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. New York: Simon & Shuster, 352 p.

Vergeer, M. and Pelzer, B. (2009). Consequences of media and Internet use for offline and online network capital and well-being. A causal model approach. Journal of Computer-Mediated Communication. No. 15(1), pp. 189–210. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2009.01499.x.

Viseu, A. (1999). A multidisciplinary approach to the mutual shaping process in electronic identities. Available at: https://static1.squarespace.com/static/5241d50be4b0609bedb26b7c/t/524609cce4b05a24380afe95/1380321740767/Viseu_cybid+we+shape+tools+they+shape+us_1999.pdf (assessed 10.04.2019).

Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnye SMI prevraschayutsya v mul’timediynye (2010) [Journalism and convergence: why and how traditional media turn into multimedia]. Moscow, 200 p.

Zizek, S. (2012). Chuma fantaziy [The plague of fantasies]. Kharkov: Humanitarian Center Publ., 388 p.

Загрузки

Опубликован

30-06-2019

Выпуск

Раздел

Статьи