Концепт драматизации и его значения

Философия

Авторы

  • Михаил Сергеевич Нассонов Пермская государственная фармацевтическая академия, 614990, Пермь, ул. Екатерининская, 101

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-2-169-179

Ключевые слова:

драматизация, концепт, автор, тишина, Платон, Батай, внутренний опыт, экстаз, экспрессия бытия, поэтизирование, разрыв

Аннотация

Драматизация представляет собой живую, синтезирующую состояния активную внутреннюю деятельность, присущую субъекту, которую сложно уместить в рамки строгой дефиниции, и именно по причине всего вышеуказанного она является концептом. На основании своеобразной методологии Жоржа Батая, имеющей своей целью выразить опыт невозможного, категориального аппарата экзистенциальной феноменологии М. Хайдеггера, герменевтики, историко-философского анализа и использования указанного концепта, сделана попытка проникнуть в глубины творческого акта и особенности личности автора. Последний (поэт, философ) занимается мифопоэзисом, он не просто создает особый язык и живет этим, а через него что-то изрекает; в этом его судьба и его драма. В связи с этим стоит говорить про экспрессию Бытия, где драматизация играет не последнюю роль. Драматизация — это тот процесс, что помогает выйти «из себя» к неизведанному и трансцендентному. Выделены и иные ее значения. Так, с экзистенциальной точки зрения человек, драматизирующий свое существование, становится ближе к пониманию языка, феноменам и смыслу своей жизни. Драматизация помогает преодолеть разрыв между вещами и словами. Ключевые фигуры нашего исследования, в философствовании которых наиболее четко прослеживаются две разновидности драматизации, это Платон и Ж. Батай. Первый вид — рациональный, где представлена драма, разворачивающаяся в жизни и в собственной философии, второй — иррациональный, связанный с внутренним опытом, мистическими экстазами, драматизацией до изнеможения. При этом и у Платона, и у Батая есть общие черты: моменты переживания смерти, незавершенности, преодоления пределов. Данный текст может быть интересен тем, кто занимается философскими проблемами творческого процесса (дальнейшая разработка драматизации в корреляции с другими подобными концептами поможет понять его на более высоком качественном уровне), сравнительным анализом античности и постмодерна.

Биография автора

Михаил Сергеевич Нассонов , Пермская государственная фармацевтическая академия, 614990, Пермь, ул. Екатерининская, 101

кандидат философских наук,доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Библиографические ссылки

Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., послесл. и коммент. С.Л. Фокина. СПб.: Аксиома: Мифрил, 1997. 336 с.

Брюно Ж. Техники озарения у Жоржа Батая // Предельный Батай: сб. статей / отв. ред. Д.Ю. Дорофеев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 39–53.

Бычков В.В. На путях «незнаемого знания». К публикации малых сочинений из Corpus Areopagiticum // Историко-философский ежегодник ‘90. М.: Наука, 1991. С. 210–220.

Вайзер Т.В. Воображая интерсубъективность в трансгрессивном сообществе Ж. Батая // Артикульт. 2013. № 10(2). С. 63–74.

Ворожихина К.В. Ницше во Франции: конфликт первых интерпретаций // Философский журнал. 2015. Т. 8, № 1. С. 88–94.

Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник. Сочинения. Толкования / пер. и предисл. Г.М. Прохорова. СПб.: Алетейя, 2002. 864 с.

Дорофеев Д.Ю. Человек в экстазе // Вестник Русского Христианского гуманитарного Института. 2004. № 5. С. 73–92.

Евстропов М.Н. Жорж Батай: опыт бытия как критика онтологии // Вестник Томского университета. 2011. № 344. С. 50–56.

Левинас Э. О Морисе Бланшо / сост. и пер. с фр. В.Е. Лапицкого. СПб.: Machina, 2009. 118 с.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель (3-е изд., испр. и доп.). М.: Молодая гвардия, 2005. 392 с.

Мотрошилова Н.В. Драма жизни, идей и грехопадения Мартина Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность: сб. / АН СССР, Ин-т философии; ред. кол.: Н.В. Мотрошилова (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1991. С. 3–53.

Ницше Ф. ECCE HOMO. Как становятся сами собою // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. / сост., ред. и автор примеч. К.А. Свасьян; пер. с нем. Ю.М. Антоновского, Н. Полилова, К.А. Свасьяна, В.А. Флеровой. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 693–769.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания: сб. / пер. с исп. М.: АСТ, 2008. 352 с.

Ортега-и-Гассет X. История как система // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды / сост. и общ. ред. А.М. Руткевича. М.: Весь мир, 2000. С. 437–479.

Осминская Н. Морис Бланшо: опыт критики как литературный опыт (Коллоквиум «Морис Бланшо: неумолкнувший голос», РГГУ, Москва, 20 февраля 2004 г.) // Новое литературное обозрение. 2004. № 66. URL: http://www.zh-zal.ru/nlo/2004/66/os34.html (дата обращения: 17.04.2019).

Радциг С.И. История древнегреческой литературы: учебник. 5-е изд. М.: Высш. школа, 1982. 487 с.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона / Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. / сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги. М.: Мысль, 1988. 822 с.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: НОУ «Высшая религиозно-философская школа», 1997. 302 с.

Хайдеггер М. Метафизическая концепция Ницше и ее роль в европейском мышлении. Вечное возвращение равного // Лекции о метафизике / пер. с нем. и коммент. С. Жигалкина. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 57–156.

Цибуля А. Вещи не запомнили своих имен // Новое литературное обозрение. 2015. № 3(133). URL: http://www.zh-zal.ru/nlo/2015/3/27cti.html (дата обращения 22.04.2019).

Holier D. From beyond Hegel to Nietzsche’s absence // On Bataille: Critical Essays / ed. by L. Boldt-Irons. Albany: SUNY Press, 1995. P. 61–78.

References

Bataille, G. (1997). Vnutrenniy opyt [Inner Experience]. Saint-Petersburg: Aksioma, Mifril Publ., 336 p.

Bruno, J. (2006). Tekhniki ozareniya u Zhorzha Bataya [Techniques of insight in Georges Bataille]. Predel’nyj Batay [Extreme Bataille]. Saint-Petersburg: St.-Petersburg University Publ., pp. 39–53.

Bychkov, V.V. (1991). Na putyakh «neznaemogo znaniya». K publikatsii malykh sochineniy iz Corpus Areopagiticum [On the ways of «unknown knowledge». To the publication of small writings from Corpus Areopagiticum]. Istoriko-filosofskiy ezhegodnik ‘90 [Historical and Philosophical Yearbook ‘90]. Moscow: Nauka Publ., pp. 210–220.

Dionysius Areopagita and Maximus the Confessor (2002). Sochineniya. Tolkovaniya [Writings. Interpretations]. Saint-Petersburg: Aleteyya Publ., 864 p.

Dorofeev, D.Yu. (2004). Chelovek v ekstaze [Man in Ecstasy]. Vestnik Russkogo Khristianskogo Gumanitarnogo Instituta [Herald of the Russian Christian Institute of Humanities]. No. 5, pp. 73–92.

Evstropov, M.N. (2011). Zhorzh Batay: opyt bytiya kak kritika ontologii [Georges Bataille: the experience of being as the critique of ontology]. Vestnik Tomskogo universiteta [Tomsk State University Journal]. No. 344, pp. 50–56.

Heidegger, M. (2010). Metafizicheskaya kontseptsiya Nitsshe i ee rol’ v evropeyskom myshlenii. Vechnoye vozvrascheniye ravnogo [Nietzsche’s metaphysical concept and its role in European thinking. The eternal return of an equal]. Lektsii o metafizike [Lectures on metaphysics]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul’tur Publ., pp. 57–156.

Heidegger, M. (1997). Vvedeniye v metafiziku [Introduction to metaphysics]. Saint-Petersburg: Higher religious and philosophical school Publ., 302 p.

Holier, D. (1995). From beyond Hegel to Nietzsche’s absence. On Bataille: Critical Essays, ed. by L. Boldt-Irons. Albany, SUNY Press., pp. 61–78.

Levinas, E. (2009). O Morise Blansho [About Maurice Blanchot]. Saint-Petersburg: Machina Publ., 118 p.

Losev, A.F. and Takho-Godi, A.A. (2005). Platon. Aristotel’ [Plato. Aristotle]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 392 p.

Motroshilova, N.V. (1991). Drama zhizni, idey i grekhopadeniya Martina Haydeggera [Drama of life, ideas and falls of Martin Heidegger]. Filosofiya Martina Haydeggera i sovremennost’ [The philosophy of Martin Heidegger and modernity]. Moscow: Nauka Publ., pp. 3–53.

Nietzsche, F. (1990). ECCE HOMO. Kak stanovyatsya sami soboy [Ecce Homo: how one becomes what one is]. Sochineniya: v 2 t. [Works in 2 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 2, pp. 693–769.

Ortega y Gasset, J. (2000). Istoriya kak sistema [History as a system]. Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow: Ves’ mir Publ., pp. 437–479.

Ortega y Gasset, J. (2008). Vosstanie mass. Degumanizatsiya iskusstva. Beskhrebetnaya Ispaniya [Rise of the masses. Dehumanization of art. Spineless Spain]. Moscow: AST Publ., 352 p.

Osminskaya, N. (2004). Moris Blansho: opyt kritiki kak literaturnyy opyt (Kollokvium «Moris Blansho: neumolknuvshiy golos», RGGU, Moskva, 20 fevralya 2004 g.) [Maurice Blanchot: The experience of criticism as a literary experience (Colloquium «Maurice Blanchot: a unresponsive voice», RSHU, Moscow, February 20, 2004)]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer]. No. 66. Available at: http://www.zh-zal.ru/nlo/2004/66/os34.html (accessed 17.04.2019).

Radtsig, S.I. (1982). Istoriya drevnegrecheskoy literatury: uchebnik [History of Ancient Greek literature: a textbook]. Moscow: Vysshaya Shkola Publ., 487 p.

Solov’yev, V.S. (1988). Zhiznennaya drama Platona [The life drama of Plato]. Sochineniya: v 2 t. [Works: in 2 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., 822 p.

Tsibulya, A. (2015). Veschi ne zapomnili svoikh imen [Things do not remember their names]. Novoe literaturnoye obozrenie [New Literary Observer]. No. 3(133). Available at: http://www.zh-zal.ru/nlo/2015/3/27cti.html (accessed 22.04.2019).

Vayzer, T.V. (2013). Voobrazhaya intersub’ektivnost’ v transgressivnom soobschestve Zhorzha Bataya [Imaginary intersubjectivity in Georges Bataille’s transgressive community]. Artilul’t [Articult]. No. 10(2), pp. 63–74.

Vorozhikhina, K.V. (2015). Nitsshe vo Frantsii: konflikt pervykh interpretatsiy [Nietzsche in France: a conflict of the early interpretations]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal]. Vol. 8, no. 1, pp. 88–94.

Загрузки

Опубликован

30-06-2019

Выпуск

Раздел

Статьи