Ролевые игры живого действия и ролевые онлайн-игры: психологические функции в современном социокультурном контексте

Психология

Авторы

  • Полина Васильевна Цыганкова Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1
  • Екатерина Юрьевна Суворова

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-459-474

Ключевые слова:

функции игры во взрослом возрасте, ролевая игра, ролевые игры живого действия, массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры, MMORPG, Second Life, самоидентичность, самосознание, я-игровое, социокультурные аспекты нормы и патологии

Аннотация

Исследуются функции ролевых игр разного типа во взрослом возрасте во взаимосвязи с особенностями самосознания игроков. Обсуждается изменение статуса игры в социокультурном контексте общества постмодерна. В эмпирическом исследовании с использованием авторской анкеты «Автопортрет участника ролевых игр», теста «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда, методики диагностики самооценки Дембо–Рубинштейн и «Гиссенского личностного опросника» Д. Бекмана приняли участие 45 респондентов: 15 участников ролевых игр живого действия (8 женщин, средний возраст — 31,53 ± 6,48 года, игровой стаж — 10,7 ± 5,9 года), 15 участников ролевой онлайн-игры Second Life (8 женщин, средний возраст — 33,8 ± 5,62 года, игровой стаж — 9,57 ± 4,33 года) и 15 чел., не увлекающихся ролевыми играми (8 женщин, средний возраст — 30,33 ± 6,03 года). Выявлено, что при отсутствии различий в самооценке игроков и не-игроков участники ролевых игр оценивают я-игровое по ряду параметров выше, чем я-повседневное. Обнаружены характерные особенности самосознания участников ролевых игр, среди которых когнитивная простота образа «я» и социальная ориентация самоидентичности участников ролевых игр живого действия, сверхдифференцированность образа «я», эгоцентрическая направленность самоидентичности игроков ролевой онлайн-игры. На основании контент-анализа анкет выявлены ведущие функции ролевой игры: в группе участников ролевых игр живого действия — получение ярких эмоций и возможность смены идентичности, в группе игроков Second Life — самореализация и трансгрессия. Результаты обсуждаются в контексте изменения современных представлений о критериях нормы и патологии личности.

Биографии авторов

Полина Васильевна Цыганкова , Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1

кандидат психологических наук,доцент кафедры клинической психологии

Екатерина Юрьевна Суворова

независимый исследователь

Библиографические ссылки

Акулинина Т.В. Настольные ролевые игры: история развития и терминология // Омский научный вестник. 2006. № 9(47). С. 239–241.

Батурин Ю.М., Полубинская С.В. Что делает виртуальные преступления реальными // Труды Института государства и права РАН. 2018. Т. 13, № 2. С. 9–35.

Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133–154.

Белозеров С.А. Виртуальные миры MMORPG: Часть I. Определение, описание, классификация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12, № 1. С. 54–70.

Белозеров С.А. Виртуальные миры MMORPG: Часть II. Средство от социального и психологического неблагополучия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12, № 1. С. 71–89.

Беляева Л.А., Новикова О.Н. «Человек играющий» в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2, № 3(37). С. 82–95. DOI: https://doi.org/10.17212/2075-0862-2018-3.2-82-95

Богачева Н.В., Войскунский А.Е. Когнитивные стили и импульсивность у геймеров с разным уровнем игровой активности и предпочитаемым типом игр // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12, № 1. С. 29–53.

Брагина О.А. Одиночество как значимый фактор формирования зависимости от многопользовательских ролевых онлайн-игр // Пензенский психологический вестник. 2015. № 2(5). С. 77–85. DOI: https://doi.org/10.17689/psy-2015.2.6

Голынкина Е.А., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В., Карвасарский Б.Д. и др. Гиссенский личностный опросник (использование в психодиагностике для решения дифференциально-диагностических и психотерапевтических задач): метод. пособие. СПб.: Психоневрол. ин-т, 1993. 20 с.

Есаулов В.И., Ошемкова С.А., Ошемкова Н.А. Ролевые игры живого действия: кто играет и зачем // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11–2. С. 127–134.

Журавлева А.С. Самоактуализация участников неформального молодежного объединения (на примере движения ролевых игр) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 77–82.

Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2014. 464 с.

Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: пер. с англ. М.: Класс, 1993. 224 с.

Кутас Э.А. Игровая деятельность взрослых // Философия и социальные науки. 2011. № 3/4. С. 94–98.

Лысак И.В., Косенчук Л.Ф. Формирование персональной идентичности в условиях сетевой культуры. М.: Спутник+, 2016. 147 с.

Петровская Н.М.И. Психологические особенности Я-образа интернет-пользователей, играющих в ролевые компьютерные онлайн-игры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4(48). С. 290–298.

Писаревская Д.Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе: дис. … канд. ист. наук. М., 2009. 262 c.

Плохинова М.Б., Глотова В.В. Проблема самоидентификаций в период современных социальных трансформаций // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т. 8, № 6. С. 85–88.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике: практ. руководство. М.: Апрель-Пресс: Психотерапия, 2010. 224 с.

Румянцева Т.В. Методика «Кто Я?» // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006. С. 82–103.

Сергеева О.В., Царева А.В., Зиновьева Н.А. «Встретимся в дополненной реальности…»: социальные компетенции игроков в многопользовательские онлайн-игры // Logos et Praxis. 2017. Т. 16, № 4. С. 51–63. DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2017.4.6

Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я. М.: Смысл, 2015. 896 с.

Сысоева Л.С., Голобородова Т.Н. Онтологические и антропологические проблемы игры в постмодернистском дискурсе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2001. № 3(28). С. 3–7.

Щербачев В.В. Индивидуально-психологические особенности участников субкультуры ролевых игр живого действия // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 3. С. 217–221.

Царева А.В. Ролевые игры живого действия: определение исследовательского подхода // Социум и власть. 2014. № 3(47). С. 14–20.

Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999. 360 с.

Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of Self in Virtual Reality: Playing in the MUDs // Culture of the Internet / ed. by S. Kiesler. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1997. P. 143–155.

Акулинина Т.В. Настольные ролевые игры: история развития и терминология // Омский научный вестник. 2006. № 9(47). С. 239–241.

Батурин Ю.М., Полубинская С.В. Что делает виртуальные преступления реальными // Труды Института государства и права РАН. 2018. Т. 13, № 2. С. 9–35.

Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133–154.

Белозеров С.А. Виртуальные миры MMORPG: Часть I. Определение, описание, классификация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12, № 1. С. 54–70.

Белозеров С.А. Виртуальные миры MMORPG: Часть II. Средство от социального и психологического неблагополучия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12, № 1. С. 71–89.

Беляева Л.А., Новикова О.Н. «Человек играющий» в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2, № 3(37). С. 82–95. DOI: https://doi.org/10.17212/2075-0862-2018-3.2-82-95

Богачева Н.В., Войскунский А.Е. Когнитивные стили и импульсивность у геймеров с разным уровнем игровой активности и предпочитаемым типом игр // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12, № 1. С. 29–53.

Брагина О.А. Одиночество как значимый фактор формирования зависимости от многопользовательских ролевых онлайн-игр // Пензенский психологический вестник. 2015. № 2(5). С. 77–85. DOI: https://doi.org/10.17689/psy-2015.2.6

Голынкина Е.А., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В., Карвасарский Б.Д. и др. Гиссенский личностный опросник (использование в психодиагностике для решения дифференциально-диагностических и психотерапевтических задач): метод. пособие. СПб.: Психоневрол. ин-т, 1993. 20 с.

Есаулов В.И., Ошемкова С.А., Ошемкова Н.А. Ролевые игры живого действия: кто играет и зачем // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11–2. С. 127–134.

Журавлева А.С. Самоактуализация участников неформального молодежного объединения (на примере движения ролевых игр) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 77–82.

Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2014. 464 с.

Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: пер. с англ. М.: Класс, 1993. 224 с.

Кутас Э.А. Игровая деятельность взрослых // Философия и социальные науки. 2011. № 3/4. С. 94–98.

Лысак И.В., Косенчук Л.Ф. Формирование персональной идентичности в условиях сетевой культуры. М.: Спутник+, 2016. 147 с.

Петровская Н.М.И. Психологические особенности Я-образа интернет-пользователей, играющих в ролевые компьютерные онлайн-игры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4(48). С. 290–298.

Писаревская Д.Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе: дис. … канд. ист. наук. М., 2009. 262 c.

Плохинова М.Б., Глотова В.В. Проблема самоидентификаций в период современных социальных трансформаций // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т. 8, № 6. С. 85–88.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике: практ. руководство. М.: Апрель-Пресс: Психотерапия, 2010. 224 с.

Румянцева Т.В. Методика «Кто Я?» // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006. С. 82–103.

Сергеева О.В., Царева А.В., Зиновьева Н.А. «Встретимся в дополненной реальности…»: социальные компетенции игроков в многопользовательские онлайн-игры // Logos et Praxis. 2017. Т. 16, № 4. С. 51–63. DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2017.4.6

Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я. М.: Смысл, 2015. 896 с.

Сысоева Л.С., Голобородова Т.Н. Онтологические и антропологические проблемы игры в постмодернистском дискурсе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2001. № 3(28). С. 3–7.

Щербачев В.В. Индивидуально-психологические особенности участников субкультуры ролевых игр живого действия // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 3. С. 217–221.

Царева А.В. Ролевые игры живого действия: определение исследовательского подхода // Социум и власть. 2014. № 3(47). С. 14–20.

Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999. 360 с.

Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of Self in Virtual Reality: Playing in the MUDs // Culture of the Internet / ed. by S. Kiesler. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1997. P. 143–155.

References

Akulinina, T.V. (2006). Nastol’nye rolevye igry: istoriya razvitiya i terminologiya [Tabletop RPGs: Development history and terminology]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. No. 9(47), pp. 239–241.

Baturin, Yu.M. and Polubinskaya, S.V. (2018). Chto delaet virtual’nye prestupleniya real’nymi [What makes virtual crimes to be real]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS]. Vol. 13, no. 2, pp. 9–35.

Bauman, Z. (1995). Ot palomnika k turistu [From pilgrim to tourist]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal]. No. 4, pp. 133–154.

Belozerov, S.A. (2015). Virtual’nye miry MMORPG: Chast’ I. Opredelenie, opisanie, klassifikatsiya [Virtual worlds of MMORPG: Part I. Definition, description, classification]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 12, no. 1, pp. 54–70.

Belozerov, S.A. (2015). Virtual’nye miry MMORPG: Chast’ II. Sredstvo ot sotsial’nogo i psihologicheskogo neblagopoluchiya [Virtual worlds of MMORPG: Part II. Remedy for social and psychological ill-being]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 12, no. 1, pp. 71–89.

Belyaeva, L.A. and Novikova, O.N. (2018). «Chelovek igrayuschiy» v epokhu postmoderna [«Homo mobiludens» in the era of postmodernity]. Idei i idealy [Ideas & Ideals]. Vol. 2, no. 3(37), pp. 82–95. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2018-3.2-82-95

Bogacheva, N.V. and Voyskunskiy, A.E. (2015). Kognitivnye stili i impul’sivnost’ u geymerov s raznym urovnem igrovoy aktivnosti i predpochitaemym tipom igr [Cognitive styles and impulsivity of videogamers with different levels of gaming activity and preference of differentgame types (online and offline)]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 12, no. 1, pp. 29–53.

Bragina, O.A. (2015). Odinochestvo kak znachimyy faktor formirovaniya zavisimosti ot mnogopol’zovatel’skikh rolevykh onlayn-igr [Loneliness as a significant factor in the formation according to the multiplayer online role-games]. Penzenskiy psihologicheskiy vestnik [Penza Psychological Newsletter]. No. 2(5), pp. 77–85. DOI: https://doi.org/10.17689/psy-2015.2.6

El’konin, D.B. (1999). Psikhologiya igry [Psychology of the game]. 2nd ed. Moscow: Vlados Publ., 360 p.

Esaulov, V.I., Oshemkova, S.A. and Oshemkova, N.A. (2015). Rolevye igry zhivogo deystviya: kto igraet i zachem [Live action role-play games: who plays and why]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki [Humanities, Social-economic and Social Sciences]. No. 11–2, pp. 127–134.

Golynkina, E.A., Isurina, G.L., Kaydanovskaya, E.V., Karvasarskiy, B.D. et al. (1993). Gissenskiy lichnostnyy oprosnik (ispol’zovanie v psikhodiagnostike dlya resheniya differentsial’no-diagnosticheskikh i psikhoterapevticheskikh zadach) [Giessen personality questionnaire (use in psychodiagnostics for solving differential diagnostic and psychotherapeutic tasks)]. Saint Petersburg: Psychoneurological Institute Publ., 20 p.

Kernberg, O. (2014). Tyazhelye lichnostnye rasstroystva. Strategii psikhoterapii [Severe personality disorders. Psychotherapeutic strategies]. Moscow: Klass Publ., 464 p.

Kipper, D. (1993). Klinicheskie rolevye igry i psikhodrama [Psychotherapy through clinical role playing]. Moscow: Klass Publ., 224 p.

Kutas, E.A. (2011). Igrovaya deyatel’nost’ vzroslykh [Play activities of adults]. Filosofiya i sotsial’nye nauki: nauchnyy zhurnal [The Journal of Philosophy and Social Sciences]. No. 3/4, pp. 94–98.

Lysak, I.V. and Kosenchuk, L.F. (2016). Formirovanie personal’noy identichnosti v usloviyakh setevoy kul’tury [Formation of personal identity in the context of network culture]. Moscow: Sputnik+ Publ., 147 p.

Petrovskaya, N.M.I. (2018). Psikhologicheskie osobennosti Ya-obraza internet-pol’zovateley, igrayuschikh v rolevye komp’yuternye onlayn-igry [Psychological features of the self-image of Internet users playing role-playing computer online games]. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes: The Online Academic Journal of Kursk State University]. No. 4(48), pp. 290–298.

Pisarevskaya, D.B. (2009). Fenomen subkul’tury rolevykh igr v sovremennom obschestve: dis. …kand. ist. nauk. [The phenomenon of the subculture of role-playing games in modern society: dissertation]. Moscow, 262 p.

Plokhinova, M.B. and Glotova, V.V. (2012). Problema samoidentifikatsiy v period sovremennykh sotsial’nykh transformatsiy [The problem of self-identification in period of modern social transformation]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Voronezh State Technical University]. Vol. 8, no. 6, pp. 85–88.

Rubinshteyn, S.Ya. (2010). Eksperimental’nye metodiki patopsikhologii i opyt ikh primeneniya v klinike (Prakticheskoe rukovodstvo) [Experimental methods of pathopsychology and the experience of their clinical use (Practical Guide)]. Moscow: Aprel’-Press Publ., Psikhoterapiya Publ., 224 p.

Rumyantseva, T.V. (2006). Metodika «Kto Ya?» [Method «Who am I?»]. Psikhologicheskoye konsul’tirovaniye: diagnostika otnosheniy v pare [Psychological counseling: diagnostics of relationships in couples]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 82–103.

Scherbachev, V.V. (2014). Individual’no-psikhologicheskie osobennosti uchastnikov subkul’tury rolevykh igr zhivogo deystviya [Individual and psychological features of participants of subculture of live action role-play games]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. Vol. 2, no. 3, pp. 217–221.

Sergeeva, O.V., Careva, A.V., Zinov’eva, N.A. (2017). «Vstretimsya v dopolnennoj real’nosti…»: social’nye kompetencii igrokov v mnogopol’zovatel’skie onlajn-igry [« Let’s meet in augmented reality…»: social competences of MMORPG-gamers]. Logos et Praxis. Vol. 16, no. 4. pp. 51–63. DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2017.4.6

Sokolova, E.T. (2015) Klinicheskaya psihologiya utraty Ya [Clinical Psychology of Loss of Self]. Moscow: Smysl. 896 p.

Sysoeva, L.S., Goloborodova T.N. (2001). Ontologicheskie i antropologicheskie problemy igry v postmodernistskom diskurse [Ontological and anthropological problems of the game in postmodern discourse]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk state pedagogical university bulletin]. No. 3(28), pp. 3–7.

Tsareva, A.V. (2014). Rolevye igry zhivogo deystviya: opredelenie issledovatel’skogo podkhoda [Role-playing game of real performance: defining the research approach]. Sotsium i vlast’ [Society and Power]. No. 3(47), pp. 14–20.

Turkle, Sh. (1997). Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing in the MUDs. Culture of the Internet, ed. by S. Kiesler. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Publ., pp. 143–155.

Zhuravleva, A.S. (2014). Samoaktualizatsiya uchastnikov neformal’nogo molodezhnogo ob’edineniya (na primere dvizheniya rolevykh igr) [Self-actualization of youth subculture members (role-playing movement as an example)]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics]. No. 1, pp. 77–82.

Загрузки

Опубликован

30-09-2020

Выпуск

Раздел

Статьи