Гермотим Клазоменец как предшественник Анаксагора

Философия

Авторы

  • Олег Анатольевич Матвейчев Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 125993, Москва, Ленинградский пр., 49

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-355-364

Ключевые слова:

история философии, Древняя Греция, Гермотим Клазоменский, Анаксагор, Нус, проблема духовного и материального, шаманизм, Э. Роде, Э. Доддс

Аннотация

Анализируется свидетельство Аристотеля о возможной преемственности между учениями Гермотима из Клазомен и его соотечественника Анаксагора. Это свидетельство останется одиноким среди более поздних античных сообщений о Гермотиме, представляющих его скорее как волшебника и духовидца, нежели философа. В этом виде его образ сохраняется и до XIX в.; Гегель, Целлер, Виндельбанд и другие относятся к его фигуре с нескрываемым скепсисом. Положение дел начало меняться к концу XIX – началу XX в., когда интерес исследователей стала привлекать иррациональная сторона античной мысли. Э. Роде обращает внимание на глубокую трансформацию в VII–VI вв. до н.э. представлений о душе, которая представляется теперь существующей отдельно от тела в качестве особой, не сводимой к телу субстанции. Э. Доддс обнаруживает истоки этой новой концепции в северных странах, открывшихся греческому миру в связи с колонизацией побережья Черного моря и обогативших культуру Эллады элементами шаманизма. Способность переживать разделение души и тела была отличительной чертой особого рода магов и духовидцев, появившихся именно тогда, в VII–VI вв.: Абариса, Аристея, Эпименида и других. Наиболее ярким примером такого мага Роде считает Гермотима, и именно из своего личного опыта Гермотим мог сделать вывод о несводимости друг к другу материи и духа и, как следствие, сепаратности Ума как мирового принципа. Различение духа (души) и материи (тела) станет основополагающим принципом греческой философии, понятие Ума (Нуса) выступит фундаментом для системы Анаксагора, первого афинского философа, с которого, собственно, и начнется история классической греческой философии.

Биография автора

Олег Анатольевич Матвейчев , Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 125993, Москва, Ленинградский пр., 49

кандидат философских наук, профессор Департаментамассовых коммуникаций и медиабизнеса

Библиографические ссылки

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 63–367.

Аристотель. О душе // Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 369–448.

Беляков А.В., Матвейчев О.А. Гиперборея: приключения идеи. М.: Книжный мир, 2019. 416 с.

Беляков А.В., Матвейчев О.А. Троянский конь западной истории. СПб.: Питер, 2014. 224 с.

Виндельбанд В. История древней философии. Киев: Тандем, 1995. 368 с.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб.: Наука, 1993. 352 с.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 571 с.

Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000. 507 с.

Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов). СПб.: Наука, 2014. 533 с.

Лосев Α.Φ. Диоген Лаэрций и его метод // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. С. 3–54.

Лукиан Самосатский. Похвала мухе // Лукиан Самосатский. Соч.: в 2 т. СПб.: Алетейя, 2001. Т. 1. С. 78–80.

Матвейчев О.А. Аристей Проконнесский — духовидец, свидетель Гипербореи // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 4. С. 256–266.

Матвейчев О.А. К вопросу о малоазийских корнях ранней греческой философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 41–66.

Матвейчев О.А. К дискуссии о генезисе древнегреческой философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 5–16.

Матвейчев О.А. К дискуссии о происхождении древнегреческой философии в русской и советской философской мысли // Вопросы философии. 2016. № 6. С. 185–199.

Матвейчев О.А. Плагиат Древней Греции // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 188–202.

Матвейчев О.А. Семь чудес гиперборейца Абариса // Философская мысль. 2016. № 5. С. 26–34. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8728.2016.5.18701

Пиндар. Отрывки // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980. С. 275–284.

Плиний Старший. Естественная история. Кн. VII // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М.: ИВИ РАН, 2009. № 17. С. 211–242.

Плутарх. О демоне Сократа // Плутарх. Сочинения. М.: Худ. лит., 1983. С. 501–536.

Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М.: Наука, 1972. 320 с.

Секст Эмпирик. Против ученых // Секст Эмпирик. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 61–376.

Стреттон-Кент Дж. Геософия: магия подземного мира. М.: Телема, 2019. 720 с.

Тертуллиан К.С.Ф. О душе. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. 256 с.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I / сост. А.В. Лебедев. М.: Наука, 1989. 576 с.

Carus F.A. Nachgelassene Werke. Bd. IV: Ideen zur Geschichte der Philosophie. Leipzig: I.A. Barth und P.G. Kummer, 1809. 766 S.

Detienne M. Les origines religieuses de la notion d’intellect: Hermotimus et Anaxagore // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger. 1964. T. 154. P. 167–178.

Meuli K. Scythica // Hermes. 1935. Bd. 70. S. 121–176.

Rohde E. Die Religion der Griechen. Heidelberg: Universitäts-Buchdruckerei von J. Hörning, 1895. 47 S.

Rohde E. Psyche: The Cult of Souls and the Belief in Immortality among the Greeks. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co, 1925. 650 p.

Zeller E. A history of Greek philosophy from the earliest period to the time of Socrates. Vol. II. London: Longmans, Green, and Co, 1881. 541 p.

References

Aristotle (1976). Metafizika [Metaphysics]. Aristotel’. Sobranie sochineniy: v 4 t. [Aristotle. Collected works: in 4 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 1, pp. 63–367.

Aristotle (1976). O dushe [On the soul]. Aristotel’. Sobranie sochineniy: v 4 t. [Aristotle. Collected works: in 4 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 1, pp. 369–448.

Belyakov, A.V. and Matveychev, O.A. (2019). Giperboreya: priklyucheniya idei [Hyperborea: idea’s adventures]. Moscow: Knizhnyy Mir Publ., 416 p.

Belyakov, A.V. and Matveychev, O.A. (2014). Troyanskiy kon’ zapadnoy istorii [Trojan horse of western history]. Saint Petersburg: Piter Publ., 224 p.

Carus, F.A. (1809). Nachgelassene Werke. Bd. IV: Ideen zur Geschichte der Philosophie [Postponed works. Vol. 4: Ideas on the history of philosophy]. Leipzig: I.A. Barth und P.G. Kummer Publ., 766 p.

Detienne, M. (1964). Les origines religieuses de la notion d'intellect: Hermotimus et Anaxagore [The religious origins of the notion of intellect: Hermotimus and Anaxagora]. Revue Philosophique de la France et de l’Étranger [Philosophical Review of France and Abroad]. Vol. 154, pp. 167–178.

Diogenes Laertius (1986). O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov [Lives, teachings, and sayings of famous philosophers]. Moscow: Mysl’ Publ., 571 p.

Dodds, E.R. (2000). Greki i irratsional’noe [The Greeks and the irrational]. Saint Petersburg: Aleteyya Publ., 507 p.

Hegel, G.W.F. (1993). Lektsii po istorii filosofii. T. 1 [Lectures on the history of philosophy. Vol. 1]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 352 p.

Lebedev, A.V. (ed.) (1989). Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. Ch. I [Fragments of early Greek philosophers. Pt. 1]. Moscow: Nauka Publ., 576 p.

Lebedev, A.V. (2014). Logos Geraklita. Rekonstruktsiya mysli i slova [The logos of Heraclitus. A reconstruction of thought and speech]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 533 p.

Losev, A.F. (1986). Diogen Laertsiy i ego metod [Diogenes Laertius and his method]. Diogen Laertsiy. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov [Diogenes Laertius. Lives, teachings, and sayings of famous philosophers]. Moscow: Mysl’ Publ., pp. 3–54.

Lucian of Samosata (2001). Pokhvala mukhe [The fly (praising a fly)]. Lukian Samosatskiy. Sochineniya: v 2 t. [Lucian of Samosata. Works: in 2 vols]. Saint Petersburg: Aleteyya Publ., vol. 1, pp. 78–80.

Matveychev, O.A. (2017). Aristey Prokonneskiy — providets, svidetel’ Giperborei [Aristeas Prokonnessky — visionary, witness Hyperborea]. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge]. No. 4, pp. 256–266.

Matveychev, O.A. (2016). K diskussii o genezise drevnegrecheskoy filosofii [To discussion on genesis of Ancient Greek philosophy]. Nauchnyy yezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural’skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk [Research Yearbook, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. Vol. 16, iss. 4, pp. 5–16.

Matveychev, O.A. (2016). K diskussii o proiskhozhdenii drevnegrecheskoy filosofii v russkoy i sovetskoy filosofskoy mysli [To the discussion of genesis of Ancient Greek philosophy in Russian and soviet philosophical thought]. Voprosy filosofii [Russian Studies in Philosophy]. No. 6, pp. 185–199.

Matveychev, O.A. (2015). K voprosu o maloaziyskikh kornyakh ranney grecheskoy filosofii [On the problem of Asia minor’s origins of early Greek philosophy]. Nauchnyy ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural’skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk [Research Yearbook, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. Vol. 15, iss. 4, pp. 41–66.

Matveychev, O.A. (2018). Plagiat Drevney Gretsii [Plagiarism of Ancient Greece]. Sotsial’no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge]. No. 1, pp. 188–202.

Matveychev, O.A. (2016). Sem’ chudes giperboreytsa Abarisa [Seven wonders of Abaris the Hyperborean]. Filosofskaya mysl’ [Philosophical Thought]. No. 5, pp. 26–34. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8728.2016.5.18701

Meuli, K. (1935). Scythica [Scythian]. Hermes. Vol. 70, pp. 121–176.

Pindar (1980). Otryvki [Excerpts]. Pindar. Vakkhilid. Ody. Fragmenty [Pindar. Bacchilides. Odes. Fragments]. Moscow: Nauka Publ., pp. 275–284.

Pliny the Elder (2009). Estestvennaya istoriya. Kn. VII [The natural history. Book 12]. Adam i Eva. Al’manakh gendernoy istorii [Adam and Eve. Almanac gender history]. Moscow: IGH RAS Publ., no. 17, pp. 211–242.

Plutarch (1983). O demone Sokrata [On the Daimonion of Socrates]. Plutarkh. Sochineniya [Plutarch. Essays]. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura Publ., pp. 501–536.

Rohde, E. (1895). Die Religion der Griechen [The religion of the Greeks]. Heidelberg: Universitäts-Buchdruckerei von J. Hörning Publ., 47 p.

Rohde, E. (1925). Psyche: the cult of souls and the belief in immortality among the Greeks. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co Publ., 650 p.

Rozhanskiy, I.D. (1972). Anaksagor. U istokov antichnoy nauki [Anaxagoras. At the origins of ancient science]. Moscow: Nauka Publ., 320 p.

Sextus Empiricus (1976). Protiv uchenykh [Against the scientists]. Sekst Empirik. Sochineniya: v 2 t. [Sextus Empiricus. Works: in 2 vols]. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 1, pp. 61–376.

Stratton-Kent, J. (2019). Geosofiya: magiya podzemnogo mira [Geosophia: The argo of magic]. Moscow: Telema Publ., 720 p.

Tertullian, K.S.F. (2004). O dushe [On the soul]. Saint Petersburg: Oleg Abyshko’s Publ., 256 p.

Windelband, W. (1995). Istoriya drevney filosofii [History of ancient philosophy]. Kiev: Tandem Publ., 368 p.

Zeller, E. (1881). A history of Greek philosophy from the earliest period to the time of Socrates. London: Longmans, Green, and Co Publ., vol. II, 541 p.

Загрузки

Опубликован

30-09-2020

Выпуск

Раздел

Статьи