Особенности извлечения информации и подходы к ее пониманию: психологический аспект

Психология

Авторы

  • Елена Константиновна Папакица Донецкий национальный университет, Украина, 283001, Донецк, ул. Университетская, 24

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-238-246

Ключевые слова:

информация, понимание, интерпретация, познавательная деятельность, сообщение, данные, свойства информации, знание, процедурные знания, декларативные знания

Аннотация

Представлены результаты теоретического анализа основных научных подходов изучения понятий «информация» и «понимание» в психологии и смежных дисциплинах. Показано, что вопрос о природе информации, процессе ее извлечения из данных и ее понимание субъектом остается актуальным и сегодня. Предложено под информацией понимать любые сообщения, сведения, которые доступны восприятию человека независимо от формы их представления. В свою очередь, под сообщением понимается последовательность сигналов различной природы, представленных в определенных форматах. Рассмотрен процесс преобразования данных в информацию. Формирование данных как основы для извлечения информации происходит, во-первых, из зарегистрированных сигналов от внешнего мира, во-вторых, из уже опубликованных сведений, которые представлены в недоступной для интерпретации самим субъектом форме. Данные подлежат обработке соответствующими методами. В зависимости от выбранного субъектом метода можно получить различную по уровню объективности, полноте, достоверности или адекватности информацию. Информация становится доступной для понимания только после ее интерпретации. Выявлено, что для извлечения информации из данных и ее понимания субъекту необходимо владеть определенными процедурными и декларативными знаниями. Процедурные знания описывают последовательность действий, которые должны использоваться субъектом для обработки данных. Декларативные знания — это знания, которыми субъект уже обладает и которые представляют собой «почву» для процесса понимания поступившей информации. Понимание является субъективным и всегда основывается на интерпретации содержания материала с различных точек зрения самого субъекта. Поэтому в психологическом смысле интерпретация всегда оказывается обязательным компонентом понимания. В то же время она не является логической процедурой. В рамках семантического подхода понимание является результатом смысловой обработки полученной информации субъектом на базе репрезентации.

Биография автора

Елена Константиновна Папакица , Донецкий национальный университет, Украина, 283001, Донецк, ул. Университетская, 24

кандидат психологических наук,доцент кафедры психологии

Библиографические ссылки

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: учеб. пособие. М.: Владос, 1994. 336 с.

Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова думка, 1988. 184 с.

Бахтин М.М. Проблема текста // Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 299–317.

Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. 336 c.

Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Тайдекс Ко, 2002. 184 с

Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ, 2007. 318 с.

Глушков В.М. Введение в кибернетику. Киев: Изд-во АН УССР, 1964. 324 с.

Голицына О.Л. Информационные технологии (БД). М.: Форум: Инфра-М, 2006. 544 с.

Дридзе Т.М. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от «творческого» толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в эко-антропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. М.: Изд-во ИС РАН, 2000. Кн. 2. С. 115–138.

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Изд-во ИП РАН, 1998. 232 с.

Лекторский В.А., Пружинин Б.И., Бодякин В.И. и др. Информационный подход в междисциплинарной перспективе (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 84–112.

Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41–55.

Костюк Г.С. О психологии понимания // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. С. 195–228.

Моляко В.А. Творческая конструктология (пролегомены). Киев: Освита Украины, 2007. 388 с.

Папакиця О.К. Психологічні особливості розвитку інформаційної готовності майбутніх інженерів до професійної діяльності: дис. … канд. психол. наук. Київ, 2014. 247 с.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.

Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. 589 с.

Стернберг Р.Дж. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

Улир П.Ф. Commission of the European Communities. Париж: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2001. 16 с.

Урсул А.Д. Информация. Методологические аспекты. М.: Наука, 1971. 296 с.

Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. М.: Инфра-М, 2003. 576 с.

Чепелєва Н.В. Проблеми психологічної герменевтики: монографія. Киiв: Міленіум, 2004. 276 с.

Чепелєва Н.В. Розуміння та інтерпретація особистісного досвіду в контексті психологічної герменевтики // Актуальні проблеми сучасної української психології: Наукові записки Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України; за ред. академіка С.Д. Максименка. Киiв: Нора-Друк, 2003. Вип. 23. С. 15–24.

Чепелєва Н.В. Соціально-психологічні чинники розуміння та інтерпретації особистого досвіду. Киiв : Педагогічна думка, 2008. 256 с.

Штанько В.И. Философия и методология науки: учеб. пособие. Харьков: ХНУРЭ, 2002. 292 с.

Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: КомКнига, 2005. 432 с.

References

Abdeev, R.F. (1994). Filosofiya informatsionnoy tsivilizatsii [Philosophy of informational civilization]. Moscow: Vlados Publ., 336 p.

Antonov, A.V. (1988). Informatsiya: vospriyatie i ponimanie [Information: perception and understanding]. Kiev: Naukova Dumka Publ., 184 p.

Ashby, W.R. (2005). Vvedenie v kibernetiku [Introduction to cybernetics]. Moscow: KomKniga Publ., 432 p.

Bakhtin, M.M. (2000). Problema teksta [Text problem]. Avtor i geroy. K filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk [Author and hero. To the philosophical foundations of the humanities]. Saint Petersburg: Azbuka Publ., pp. 299–317.

Brudnyy, A.A. (1998). Psikhologicheskaya germenevtika [Psychological hermeneutics]. Moscow: Labirint Publ., 336 p.

Chepeleva, N.V. (2003). Ponimanie i interpretatsiya lichnostnogo opyta v kontekste psikhologicheskoy germenevtiki [Understanding and interpretation of particularly especially in the context of psychological hermeneutics]. Aktual’nye problemy sovremennoy ukrainskoy psikhologii: Nauchnye zapiski Instituta psikhologii im. G.S. Kostyuka APN Ukrainy [Scientific Papers of the G.S. Kostiuk Institute of Psychology Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine]. Kiev: Nora-Druk Publ., iss. 23, pp. 15–24.

Chepeleva, N.V. (2004). Problemy psikhologicheskoy germenevtiki [Problems of psychological hermeneutics]. Kiev: Milenium Publ., 276 p.

Chepeleva, N.V. (2008). Sotsial’no-psikhologicheskie faktory ponimaniya i interpretatsii lichnogo opyta [Socio-psychological factors of understanding and interpretation of personal experience]. Kiev: Pedagogical Thought Publ., 256 p.

Dridze, T.M. (2000). Ot germenevtiki k semiosotsio-psikhologii: ot «tvorcheskogo» tolkovaniya teksta k ponimaniyu kommunikativnoy intentsii avtora [From hermeneutics to semiosocial psychology: from a «creative» interpretation of the text to understanding the communicative intention of the author]. Sotsial’naya kommunikatsiya i sotsial’noye upravleniye v eko-antropotsentricheskoy i semiosotsio-psikhologicheskoy paradigmakh: v 2 kn. [Social communication and social management in an eco-anthropocentric and semiosocial-psychological paradigm: in 2 books]. Moscow: IS RAS Publ., book 2, pp. 115–138.

Glukhov, V., Kovshikov, V.A. (2007). Psikholingvistika. Teoriya rechevoy deyatel’nosti [Psycholinguistics. Theory of speech activity]. Moscow: AST Publ., 318 p.

Glushkov, V.M. (1964). Vvedenie v kibernetiku [Introduction to cybernetics]. Kiev: Academy of Sciences of the Ukraine Publ., 324 p.

Golitsyna, O.L. (2006). Informatsionnye tekhnologii (BD) [Information technology (DB)]. Moscow: Forum Publ., Infra-M Publ., 544 p.

Gubskiy, E.F. (ed.) (2003). Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar’ [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow: Infra-M Publ., 576 p.

Karakozov, S.D. (2000). Informatsionnaya kul’tura v kontekste obschey teorii kul’tury lichnosti [Information culture in the context of the general theory of personality culture]. Pedagogicheskaya informatika [Pedagogical Informatics]. Vol. 2, pp. 41–55.

Kostyuk, G.S. (1988). O psikhologii ponimaniya [On the psychology of understanding]. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, pp. 195–228.

Mescheryakova, B.G. and Zinchenko, V.P. (eds.) (2003). Bol’shoy psikhologicheskiy slovar’ [Big psychological dictionary]. Saint Petersburg: Prime-Euroznak Publ., 672 p.

Molyako, V.A. (2007). Tvorcheskaya konstruktologiya (prolegomeny) [Creative constructology (prolegomes)]. Kiev: Osvita Ukrainy Publ., 388 p.

Papakitsa, E.K. (2014). Psikhologicheskie osobennosti razvitiya informatsionnoy gotovnosti buduschikh inzhenerov k professional’noy deyatel’nosti: dis. … kand. psikhol. nauk [Psychological peculiarities of development of information readiness of future engineers to professional work: dissertation]. Kiev, 247 p.

Lektorskiy, V.A., Pruzhinin, B.I., Bodyakin, V.I. et al. (2010). Informatsionniy podkhod v mezhdistsiplinarnoy perspektive. Materialy «kruglogo stola» [An informational approach in an interdisciplinary perspective. Materials of the «round table»]. Voprosy filosofii. No. 2, pp. 84–112.

Rubinstein, S.L. (1976). Problemy obschey psikhologii [Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika, 416 p.

Shtanko, V.I. (2002). Filosofiya i metodologiya nauki [Philosophy and methodology of science]. Kharkov: KNURE Publ., 292 p.

Solso, R. (2006). Kognitivnaya psikhologiya [Cognitive psychology]. 6th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 589 p.

Sternberg, R. (2002). Prakticheskiy intellekt [Practical intelligence]. Saint Petersburg: Piter Publ., 272 p.

Uhlir, P.F. (2001). Commission of the European Communities. Paris: MOO WFP UNESCO «IFAP» Publ., 16 p.

Ursul, A.D. (1971). Informatsiya. Metodologicheskie aspekty [Information. Methodological aspects]. Moscow: Nauka Publ., 296 p.

Wiener, N. (2002). Kibernetika i obschestvo [Cybernetics and society]. Moscow: Tydex Co Publ., 184 p.

Znakov, V.V. (1988). Ponimanie v poznanii i obschenii [Understanding in cognition and communication]. Moscow: IP RAS Publ., 232 p.

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Выпуск

Раздел

Статьи