Роль организационного доверия в обеспечении эффективности и продуктивности деятельности современной организации (опыт зарубежных исследований)

Социология

Авторы

  • Светлана Сергеевна Гордеева Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Юлия Сергеевна Маркова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-654-661

Ключевые слова:

доверие, организационное доверие, организация, эффективность, продуктивность

Аннотация

Обоснована значимость социального феномена «организационное доверие» как механизма стабильного функционирования современной организации в условиях риска социокультурной и социально-экономической среды. Актуализирована целесообразность социологического анализа доверия в организации для повышения эффективности и продуктивности ее деятельности. Определена сущность «организационного доверия» как феномена позитивных ожиданий, благодаря которому доверитель готов приписывать добрые намерения и быть уверенным в словах и действиях доверенных лиц. Конкретизированы некоторые свойства доверенных лиц: доброжелательность и компетентность как необходимые условия для формирования высокого уровня доверия в организации. На основе анализа материалов зарубежных социологических исследований дифференцированы виды организационного доверия: обобщенное, вертикальное и горизонтальное, а также выделены их специфические характеристики. Установлено, что обобщенное доверие основывается на прошлом опыте взаимодействий, это расчет на выигрыш в будущем. Подчеркивается, что вертикальное и горизонтальное организационное доверие имеют свойство функциональности, т.е. ограничено профессиональными ролями сотрудников. Доказательная база свидетельствует о том, что отношения работников, основанные на доверии, являются одним из условий эффективной трудовой деятельности в организации современного типа. Установлено, что доверие сотрудников повышает их приверженность организации и удовлетворенность трудом, способствует укреплению сотрудничества и командной работы. Обоснована целесообразность эмпирической проверки теоретических положений, в частности, того, что организационное доверие положительно влияет на эффективность и продуктивность развития современной организации: чем выше доверие в организации, тем выше ее способность достигать поставленных стратегических, тактических, оперативных целей, обеспечивать производительность труда, продуцировать инновации, поддерживать высокую мотивацию персонала и благоприятный социально-психологический климат.

Биографии авторов

Светлана Сергеевна Гордеева , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат социологических наук,доцент кафедры социологии

Юлия Сергеевна Маркова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат социологических наук,доцент кафедры социологии

Библиографические ссылки

References

Adizes, I. (2014). Managing Corporate Lifecycles: How Organizations Grow, Age And Die. Mumbai: Embassy Books Publ., 460 p.

Bijlsma, K. and Koopman, P. (2003). Introduction: trust within organizations. Personnel Review. Vol. 32, no. 5, pp. 543–555.DOI: https://doi.org/10.1108/00483480310488324

Boon, S.D. and Holmes, J.G. (1991). The dynamics of interpersonal trust: resolving uncertainty in the face of risk. Co-operation and Pro-social Behaviour. ed. by R.A. Hinde, J. Groebel. Cambridge, MA: Cambridge University Press, pp. 190–211.

Coleman, J.S. (1994). Foundations of Social Theory. Cambrige: Harvard University Press, 993 p.

Colquitt, J.A., Brent, A., Scott, B.A. and LePine, J. (2007). Trust, trustworthiness, and trust propensity: A meta-analytic test of their unique relationships with risk taking and job performance. Journal of Applied Psychology. Vol. 92, iss. 4, pp. 909–927. DOI: https://doi.org/10.1037/0021-9010.92.4.909

Cook, J. and Wall, T. (1980). New work attitude measures of trust, organizational commitment and personal need non-fulfilment. Journal of Occupational Psychology. Vol. 53, iss. 1, pp. 39–52. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-8325.1980.tb00005.x

Costa, A.C. and Peiró, J.M. (2009). Trust and social capital in teams and organizations antecedents, dynamics, benefits and limitations: an introduction. Social Science Information. Vol. 48, iss. 2, pp. 131–141. DOI: https://doi.org/10.1177/0539018409102402

Davis, J.H., Schoorman, F.D., Mayer, R.C. and Tan, H.H. (2000). The trusted general manager and business unit performance: Empirical evidence of a competitive advantage. Strategic Management Journal. Vol. 21, iss. 5, pp. 563–576. DOI: https://doi.org/10.1002/(sici)1097-0266(200005)21:5<563::aid-smj99>3.0.co;2-0

Dirks, K.T. (2000). Trust in leadership and team performance: Evidence from NCAAbasketball. Journal of Applied Psychology. Vol. 85, iss. 6, pp. 1004–1012. DOI: https://doi.org/10.1037/0021-9010.85.6.1004

Ferres, N., Connell, J. and Travaglione, A. (2004). Co-worker Trust as a Social Catalyst for Constructive Employee Attitudes. Journal of Managerial Psychology. Vol. 19, iss. 6, pp. 608–622. DOI: https://doi.org/10.1108/02683940410551516

Gilbert, J.A. and Tang, T.L. (1998). An examination of organizational trust antecedents. Public Personnel Management. Vol. 27, iss. 3, pp. 321–338. DOI: https://doi.org/10.1177/009102609802700303

Kiffin-Petersen, S. and Cordery, J. (2003). Trust, individualism, and job characteristics as predictors of employee preference for teamwork. The International Journal of Human Resource Management. Vol. 14, iss. 1, pp. 93–116. DOI: https://doi.org/10.1080/09585190210158538

Knoll, D.L. and Gill, H. (2011). Antecedents of Trust in Supervisors, Subordinates, and Peers. Journal of Managerial Psychology. Vol. 26, iss. 4, pp. 313–330. DOI: https://doi.org/10.1108/02683941111124845

Krot, K. and Lewicka, D. (2012). The Importance of Trust in Manager-employee Relationships. International Journal of Electronic Business Management. Vol. 10, iss. 3, pp. 224–233.

Luhman, N. (2000). Familiarity, Confidence, Trust: Problems and Alternatives. Trust: Making and Breaking Cooperative Relations, ed. by D. Gambetta. Oxford: University of Oxford Publ., pp. 94–107.

Mayer, R.C., Davis, J.H. and Schoorman, F.D. (1995). An integrative model of organizational trust. Academy of Management Review. Vol. 20, no. 3, pp. 709–734. DOI: https://doi.org/10.2307/258792

McAllister, D.J. (1995). Affect-and Cognition-Based Trust as Foundations for Interpersonal Cooperation in Organizations. Academy of Management Journal. Vol. 38, no. 1, pp. 24–59. DOI: https://doi.org/10.2307/256727

Rousseau, D., Sitkin, S.B., Burt, R.S. and Camerer, C. (1998). Not So Different After All: A Cross-Discipline View Of Trust. Academy of Management Review. Vol. 23, no. 3, pp. 393–404. DOI: https://doi.org/10.5465/amr.1998.926617

Schoorman, F.D., Mayer, R.C. and Davis, J.H. (2007). An integrative model of organizational trust: Past, present, and future. Academy of Management Review. Vol. 32, no. 2, pp. 344–354. DOI: https://doi.org/10.5465/amr.2007.24348410

Simon, H.A. (1957). Models of Man: Social and Rational. N.Y.: John Wiley & Sons Publ., 287 p.

Spencer, H. (1981). The Man Versus the State, with Six Essays on Government, Society and Freedom, ed. by E. Mack. Indianapolis: Liberty Classics Publ., 550 p.

Sztompka, P. (1999). Trust: A sociological theory. Cambridge: Cambridge University Press, 214 p.

Tremblay, M., Cloutier, J., Simard, G., Chênevert, D. and Vandenberghe, C. (2010). The role of HRM practices, procedural justice, organizational support and trust in organizational commitment and in-role and extra-role performance. The International Journal of Human Resource Management. Vol. 21, iss. 3, pp. 405–433. DOI: https://doi.org/10.1080/09585190903549056

Tschannen-Moran, M. and Hoy, W.K. (2000). A multidisciplinary analysis of the nature, meaning, and measurement of trust. Review of Educational Research. Vol. 70, iss. 4, pp. 547–593. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543070004547

Tyler, T.R. and Kramer, R.M. (1996). Wither Trust? Trust in Organizations: Frontiers of Theory and Research. Thousand Oaks, CA: Sage Publ., pp. 1–15. DOI: https://doi.org/10.4135/9781452243610.n1

Yamagishi, T., Kikuchi, M. and Kosugi, M. (1999). Trust, gullibility, and social intelligence. Asian Journal of Social Psychology. Vol. 2, iss. 1, pp. 145–161. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-839x.00030

Zand, D.E. (1972). Trust and Managerial Problem Solving. Administrative Science Quarterly. Vol. 17, no. 2, pp. 229–239. DOI: https://doi.org/10.2307/2393957

Загрузки

Опубликован

29-12-2021

Выпуск

Раздел

Статьи