Неклассический субъект видения. Часть II
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-3-423-432Ключевые слова:
визуальная культура, современный субъект, мерцающий субъект, гибридный объект, Воображаемое, Сартр, Диди-Юберман, диалектический образАннотация
Статья является продолжением исследования, представленного в статье «Неклассический субъект видения. Часть I», и посвящена анализу событийности неклассического субъекта. В основу анализа неклассической субъективности авторами положен предложенный В.Беньямином трехчастный механизм силы дистанции, силы взгляда и силы памяти. Рассматривается концепт образа как посредника, с помощью которого субъект восстанавливает утерянную дистанцию с миром. Обсуждаются концепции неклассического субъекта визуальности Ж.-П.Сартра и Ж.Диди-Юбермана как различные типы трансформации силы взгляда и роли памяти в неклассическом видении. Анализу подвергаются важные элементы концепта «скудного образа» Ж.-П.Сартра: критика наивного понимания имманентности сознания и мира, образов как слабой копии объекта наблюдения, разработка специфической данности в образе через дистантное присутствующее отсутствие вещи. Показано, что теория «скудного образа» разрывает ирреальные объекты образного сознания и чувственно воспринимаемый мир на два не связанных друг с другом полюса. Поэтому в концепции Сартра отношения субъекта с миром — как в образном, так и чувственном постижении реальности — оказываются проблематическими. В теории Ж.Диди-Юбермана, построенной на реорганизации понимания ауры в технически воспроизводимом искусстве, дается более глубокое понимание образа. Присутствие, равно как и отсутствие вещей мира, не выступают как оторванные друг от друга, но оказываются диалектическим единством игры близи и дали (Fort-Da). В статье рассматривается это диалектическое понимание отношений субъекта и мира, выступающее как непрекращающаяся ритмика приближения-удаления видимого объекта. В таком событийном пространстве видения nothem (Д.Джослит) вещь превращается в гибридный объект, а человек предстает как мерцающий субъект видения.Библиографические ссылки
Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. М.: Политиздат, 1979. 176 с.
Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: AdMarginem, 2011. 272 с.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе. М.: Медиум, 1996. С. 15–65.
Бирнбаум Д. Хронология. М.: Новое лит. обозрение, 2007. 116 с.
Вирилио П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004. 144 с.
Джослит Д. Помещая живопись в контекст времени: лекция. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=R0mmaE8malk (дата обращения: 20.01.2021).
Диди-Юберман Ж. То, то мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.: Наука, 2001. 264 с.
Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности: исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. СПб.: Алетейя, 2007. 736 с.
Комаров С.В., Лумпова М.А. Неклассический субъект видения. Часть I // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 2. С. 179–190. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-2-179-190
Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. 336 с.
Монин Н. Сартр. М.: РИПОЛ классик, 2019. 416 с.
Рыклин М.К. Роман с фотографией // Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: AdMarginem, 2011. С. 216–260.
Сартр Ж.-П. Воображение // Логос. 1992. № 3. С. 98–115.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.
Сартр Ж.-П. Основополагающая идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // СартрЖ.-П. Проблемы метода. М.: Академ. проект, 2008. С. 177–180.
Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001. 319 с.
Слинин Я.А. На подступах к экзистенциализму: размышления Ж.-П. Сартра о воображении и воображаемом // Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001. С. 5–48.
Соколова Л.Ю. Ж.-П. Сартр и Г. Башляр: две феноменологические концепции воображения // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. СПб.: 2002. C. 141–150.
Adorno T.W. On Subject and Object // Adorno T.W. Critical models: Interventions and Catchwords. N.Y.: Columbia University Press, 2005. P. 245–258.
Ball Ch., Barker M., Edwards E., Kolich T., Mitchell W.J.T., Morgan D., Nakassis C.V. Opening Up the Indexicality of the Image, Again: A Virtual Roundtable // Semiotic Review. 2020. Vol. 9: Images. URL: https://semioticreview.com/ojs/index.php/sr/article/view/62 (accessed: 20.01.2021).
Theory, Culture & Society. 2020. Vol. 37, iss. 4. July. URL: https://journals.sagepub.com/toc/tcsa/37/4 (accessed: 20.01.2021).
References
Adorno, T. (2005). On subject and object. Critical models: Interventions and catchwords. New York: Columbia University Press, pp. 245–258.
Ancsel, E. (1979). Mify potryasennogo soznaniya [The myths of shaken self]. Moscow: Politizdat Publ., 176 p.
Ball, Ch., Barker, M., Edwards, E., Kolich, T., Mitchell, W.J.T., Morgan, D. and Nakassis, C.V. (2020). Opening up the indexicality of the image, again: A virtual roundtable. Semiotic Review. Vol. 9: Images.. Available at: https://semioticreview.com/ojs/index.php/sr/article/view/62 (accessed 20.01.2021).
Barthes, R. (2011). Camera lucida. Kommentariy k fotografii [Camera Lucida]. Moscow: Ad Marginem Publ., 272 p.
Benjamin, V. (1996). [The work of art in the age of mechanical reproduction]. Benyamin V. Proizvedeniye iskusstva v epokhu yego tekhnicheskoy vosproizvodimosti: Izbrannye esse [Benjamin V. The work of art in the age of mechanical reproduction: Selected essays]. Moscow: Medium Publ., pp. 15–65.
Birnbaum, D. (2007). Khronologiya [Chronology]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye Publ., 116 p.
Camus, A. (1990). Buntuyuschiy chelovek. Filosofiya. Politika. Iskusstvo [The rebellious man. Philosophy. Politics. Art]. Moscow: Politizdat Publ., 415 p.
Didi-Huberman, G. (2001). To, chto my vidim, to, chto smotrit na nas [What we see looks back at us]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 264 p.
Joselit, D. (2019). Pomeschaya zhivopis’ v kontekst vremeni [Timing painting, revising history]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=R0mmaE8malk (accessed 20.01.2021).
Komarov, S.V. (2007). Metafizika i fenomenologiya sub’ektivnosti: istoricheskie prolegomeny k fundamental’noy ontologii soznaniya [Metaphysics and phenomenology of subjectivity: historical prolegomens to the fundamental ontology of consciousness]. Saint Petersburg: Aleteyya Publ., 736 p.
Komarov S.V., Lumpova M.A. (2021). [Non-classical subject of vision. Part I]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psihologia. Sociologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 2, pp. 179–190. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-2-179-190
Lipovetsky, G. (2001). Era pustoty. Esse o sovremennom individualizme [The era of emptiness. Essays on Contemporary Individualism]. Saint Petersburg: Vladimir Dal Publ., 336 p.
Monin, N. (2019). Sartr [Sartre]. Moscow: RIPOL klassik Publ., 416 p.
Ryklin, M.K. (2011). An affair with a photograph. Bart R. Camera lucida. Kommentariy k fotografii [Barthes R. Camera Lucida]. Moscow: Ad Marginem Publ., pp. 216–260.
Sartre, J.-P. (1992). [Imagination]. Logos. No. 3, pp. 98–115.
Sartre, J.-P. (2000). Bytiye i nichto: Opyt fenomenologicheskoy ontologii [Being and Nothingness: An Essay on Phenomenological Ontology]. Moscow: Respublika, 639 p.
Sartre, J.-P. (2001). Voobrazhaemoe. Fenomenologicheskaya psikhologiya voobrazheniya [The imaginary: A phenomenological psychology of the imagination]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 319 p.
Sartre, J.-P. (2008). [Intentionality: A fundamental idea Husserl’s fenomenology]. Problemy metoda [Search for a method]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., pp. 177–180.
Slinin, Ya.A. (2001). [On the approaches to existentialism: J.-P. Sartre’s reflections on the imagination and the imaginary]. Sartr Zh.-P. Voobrazhaemoe. Fenomenologicheskaya psikhologiya voobrazheniya [Sartre J.-P. The imaginary: A phenomenological psychology of the imagination]. Saint Petersburg: Nauka Publ., pp. 5–48.
Sokolova, L.Yu. (2002). [J.-P. Sartre and G. Bachelard: two phenomenological concepts of the imagination]. Razmyshleniya o filosofii na perekrestke vtorogo i tret’yego tysyacheletiy [Reflections on philosophy at the crossroads of the second and third millennia]. Saint Petersburg, pp. 141–150.
Theory, Culture & Society (2020). Vol. 37, iss. 4, July. Available at: https://journals.sagepub.com/toc/tcsa/37/4 (accessed 20.01.2021).
Virilio, P. (2004). Mashina zreniya [The vision machine]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 144 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.