Концепт «природы человека» как аксиологический принцип

Философия «Проблематизация человека: незавершённый проект» (Тематический выпуск)

Авторы

  • Гузель Кабировна Сайкина Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлевская, 18
  • Зульфия Зайтуновна Ибрагимова Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлевская, 18

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-3-413-422

Ключевые слова:

сущность человека, аксиология, природа человека, философская антропология, биологическое, социальное, телесность, «первая природа», «вторая природа», Просвещение

Аннотация

В философии ХХ в. утвердилось представление об отсутствии у человека природы, вследствие чего концепт «природа человека» стал рудиментом в антропологическом знании, а сам человек стал осмысляться как «безопорный». В эпоху «биотехнологической революции» данный концепт оказывается неудобным для трансгрессивной игры человека с собственными пределами. Однако проблематизация человека в современном антропологическом дискурсе может происходить во многом именно через вопрошание о природе человека. В эпоху развитых биотехнологий современной антропологии следует не столько отрицать, сколько утверждать природу человека, так как концепт «природа человека» указывает на онтологические рамки, сохраняющие аутентичность человека, обеспечивающие преемственность всех его исторических форм. В противовес толкованию концепта природы человека в оппозиции социальной сущности (как низменной физической, материальной, биологической, витальной части человеческого существа) эвристически значимым является возведение его в социально значимый аксиологический принцип, наполнение ценностным содержанием путем возвышения статуса человеческой природы. Это особенно важно вследствие того, что содержательно он оказывается включенным в этические и социально-гуманитарные экспертизы биотехнологических проектов. Без аксиологического разворачивания данного концепта потеряют силу и убедительность биоэтический и экологический дискурсы. Человек всегда незавершен, многомерен, многолик, поэтому не может быть единой сущностной идеей человека, способной стать цементирующим основанием антропологического знания, как на это уповали представители первого поколения направления «философская антропология». Но все же человек — это один антропологический тип с единой природой. В результате исследования выдвинута гипотеза о том, что именно реанимация концепта «природа человека» придаст антропологическому знанию единство, станет его «идейным стержнем».

Биографии авторов

Гузель Кабировна Сайкина , Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлевская, 18

доктор философских наук, профессор,профессор кафедры общей философии,Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

Зульфия Зайтуновна Ибрагимова , Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлевская, 18

кандидат философских наук,доцент кафедры общей философии,Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

Библиографические ссылки

Аванесов С.С. Антропология сегодня: коррекция базовых ориентиров // Человек. 2017. № 3. С. 5–32.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 384с.

Блюменберг Х. Антропологическое приближение к актуальности риторики // Это человек: антология. М.: Высш. шк., 1995. С. 101–124.

Воронин А.А. Совершенствование человека // Человек. 2015. № 3. С. 164–169.

Денежкин А.В. От составителя // Шелер М. Избр. произв.: пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. С. VII–XII.

Доброхотов А.Л. Телеология культуры. М: Прогресс-Традиция, 2016. 527 с.

Ивин А.А. Аксиология. М.: Высш. шк., 2006. 390 с.

Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: переводы. М.: Прогресс, 1988. С. 3–30.

Малков С.М., Михайлов И.Ф., Юдин Б.Г., Ярославцева Е.И. Природа человека — история самосозидания: материалы круглого стола // Человек. 2015. № 1. С. 32–44.

Мюрберг И., Киселева М.С., Гусейнов А.А., Смит Р. Природа человека — история самосозидания: материалы круглого стола // Человек. 2014. № 6. С. 5–19.

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под. ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. С. 19–592.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2008. 349 с.

Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь Мир, 2002. 144 с.

Хайдеггер М. О существе и понятии φύσις // Васильева Т.В. Семь встреч с М. Хайдеггером. М.: Изд-ль Савин С.А., 2004. С. 119–182.

Хёйзинга Й. Гл.IV. Основные условия культуры // ХёйзингаЙ. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс–Академия, 1992. С. 257–265.

Шелер М. Философское мировоззрение // Шелер М. Избр. произв.: пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. С. 1–128.

Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

Bertram G.W. Two Conceptions of Second Nature // Open Philosophy. 2020. Vol. 3, iss. 1. P. 68–80. DOI: https://doi.org/10.1515/opphil-2020-0005

Madarasz N.R., Santos D.P. The concept of human nature in Noam Chomsky // Veritas (Porto Alegre). 2018. Vol. 63, no. 3. P. 1092–1126. DOI: https://doi.org/10.15448/1984-6746.2018.3.32564

Mali M. 15 Years Later, Why Do We Still Believe in the Blank Slate? 2017. URL: https://malharmali.com/2017/08/02/15-years-later-why-do-we-still-believe-in-the-blank-slate/ (accessed: 11.07.2021).

Shulavikova B. The Ideal of a «Good Life» Seen from a Personal Perspective // Filozofia. 2006. Vol. 61, no 4. P. 295–308. URL: http://www.klemens.sav.sk/fiusav/filozofia/?q=en/node/823 (accessed: 11.07.2021).

Smith R. Being Human: Historical Knowledge and the Creation of Human Nature. N.Y.: Columbia University Press, 2007. 256 p.

References

Avanesov, S.S. (2017). [Nowadays anthropology: How to correct basic guidelines]. Chelovek [Human Being]. No. 3, рр. 5–32.

Berdyaev, N.A. (1998). O naznachenii cheloveka [On the appointment of a person]. Moscow: Respublika Publ., 384 p.

Bertram, G.W. (2020). Two conceptions of second nature. Open Philosophy. Vol. 3, iss. 1, pp. 68–80. DOI: https://doi.org/10.1515/opphil-2020-0005

Blumenberg, H. (1995). [Anthropological approach to the relevance of rhetoric]. Eto chelovek: Antologiya [This is a man: Anthology]. Moscow: Vysshaya Shkola Publ., pp. 101–124.

Cassirer, E. (1998). [An essay on man. An introduction to a philosophy of human culture]. Problema cheloveka v zapadnoy filosofii [The problem of man in Western philosophy]. Moscow: Progress Publ., pp. 3–30.

Denezhkin, A.V. (1994). [From the compiler]. M. Sheler. Izbrannye proizvedeniya: [Scheler M. Selected works]. Moscow: Gnozis Publ., pp. VII–XII.

Dobrokhotov, A.L. (2016). Teleologiya kul’tury [Teleology of culture]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 527 p.

Fukuyama, F. (2008). Nashe postchelovecheskoe buduschee: Posledstviya biotekhnologicheskoy revolyutsii [Our posthuman future: consequences of the biotechnological revolution]. Moscow: AST Publ., 349 p.

Habermas, J. (2002). Buduschee chelovecheskoy prirody [The future of human nature]. Moscow: Ves’ Mir Publ., 144 p.

Heidegger, M. (2004). [On the essence and concept of φύσις]. Vasil’eva T.V. Sem’ vstrech s M. Khaydeggerom [Vasileva T.V. Seven meetings with M. Heidegger]. Moscow: Savin S.A. Publ., pp. 119–182.

Huizinga, J. (1992). [Ch. IV. Basic conditions of culture]. Homo Ludens. V teni zavtrashnego dnya [Homo Ludens. In the shadow of tomorrow]. Moscow: Progress–Akademiya Publ., pp. 257–265.

Ivin, A.A. (2006). Aksiologiya [Axiology]. Moscow: Vysshaya Shkola Publ., 390 p.

Jaspers, K. (1991). Smysl i naznachenie istorii [The origin and goal of history]. Moscow: Politizdat Publ., 527 p.

Madarasz, N.R. and Santos, D.P. (2018). The concept of human nature in Noam Chomsky. Veritas (Porto Alegre). Vol. 63, no. 3, pp. 1092–1126. DOI: https://doi.org/10.15448/1984-6746.2018.3.32564

Mali, M. (2018). 15 years later, why do we still believe in the blank slate? Available at: https://malharmali.com/2017/08/02/15-years-later-why-do-we-still-believe-in-the-blank-slate/ (accessed 11.07.2021).

Malkov, S.M., Mikhaylov, I.F., Yudin, B.G. and Yaroslavtseva, E.I. (2015). [Human nature: The history of self-building. The roundtable]. Chelovek [Human Being]. No. 1, pp. 32–44.

Myurberg, I., Kiseleva, M.S., Guseynov, A.A. and Smit, R. (2014). [Human nature: The history of self-building. The roundtable]. Chelovek [Human Being]. No. 6, pp. 5–19.

Rousseau, J.-J. (1981). [Emil, or an education]. Pedagogicheskiye sochineniya: v 2 t. [Pedagogical works: in 2 vols]. Moscow: Pedagogika Publ., vol. 1, pp. 19–592.

Scheler, M. (1994). [Philosophical worldview]. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow: Gnozis Publ., pp. 1–128.

Šulavíková, B. (2006). The ideal of a «Good Life» seen from a personal perspective Filozofia. Vol. 61, no. 4, pp. 295–308. Available at: http://www.klemens.sav.sk/fiusav/filozofia/?q=en/node/823 (accessed 11.07. 2021).

Smith, R. (2007). Being human: historical knowledge and the creation of human nature. New York: Columbia University Press, 256 p.

Voronin, A.A. (2015). [Perfection of the Human being]. Chelovek [Human Being]. No. 3, pp. 164–169.

Загрузки

Опубликован

30-09-2021

Выпуск

Раздел

Статьи