Творческие инклюзивные практики становления субъектности: подход к концептуальному обоснованию

Философия «Проблематизация человека: незавершённый проект» (Тематический выпуск)

Авторы

  • Наталья Тимофеевна Попова Центр детского творчества «Строгино», 123592, Москва, Строгинский б-р, 7/3
  • Алексей Юрьевич Шеманов Московский государственный психолого-педагогический университет, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-3-376-385

Ключевые слова:

творческая инклюзия, становление субъектности, включающее сообщество, «обход- ные пути», Umwelt, символические формы культуры, уровни построения движения, преэкспрессив- ность

Аннотация

С учетом опыта работы по поиску «обходных путей» вхождения в культуру лиц с ментальными нарушениями (Л.С.Выготский) обосновывается возможность разработки творческих инклюзивных практик, способствующих становлению субъектности лиц с ментальными нарушениями. При этом субъектность понимается как способность к осознанной целенаправленной интенциональной деятельности в совокупности с поддерживающими ее процессами овладения культурными способами человеческой деятельности (телесно-аффективной саморегуляции, переживания себя и другого, символическими практиками освоения тела и эмоций идр.). Инклюзия рассматривается как выработка общего языка и культурных форм взаимодействия во включающей группе, а не как простая декларация равных прав на социальное включение. Подход к концептуальному обоснованию применяемых творческих инклюзивных практик строится на переосмыслении биосемиотического понятия Umwelt (Я.фонИкскюль) в свете концепции человека как существа, творящего символический мир культуры как сферу своей жизни и закладывающего основы своей культурной субъектности, развивая свои способности к выразительному движению (Э.Кассирер). В итоге Umwelt предстает не просто как окружающий мир, биологическая значимость которого задана специфической активностью живого существа, а как символический мир культурных значений, заданных символотворческой активностью человека (на основе развития его выразительного движения) во включающем его коллективе творческого общения, моделью которого выступает в процессе работы интегрированная театральная студия. Разработка творческих инклюзивных практик, таких как тренинги выразительного движения, опирается на теорию построения движения Н.А.Бернштейна как основы для «замещающего онтогенеза» и становления собственной субъектности и культурного символотворчества лиц с ментальными нарушениями уже на преэкспрессивном (Е.Гротовски, Э.Барба) этапе работы.

Биографии авторов

Наталья Тимофеевна Попова , Центр детского творчества «Строгино», 123592, Москва, Строгинский б-р, 7/3

руководитель подразделения социокультурной реабилитации «Круг»

Алексей Юрьевич Шеманов , Московский государственный психолого-педагогический университет, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

доктор философских наук,профессор кафедры специальной психологиии реабилитологии, ведущий научный сотрудник научно-методического центраИнститута проблем инклюзивного образования

Библиографические ссылки

Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / пер. с англ. Ю. Даре. М.: Теревинф, 2009. 272 с.

Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: сб. ст. М.: Диалог-МИФИ, 2011. 64 с.

Барба Э., Саварезе Н. Словарь театральной антропологии: Тайное искусство исполнения / пер. И. Васюченко и др. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010. 320 с.

Белимова П.А. Исследование визуального восприятия с помощью айтрекинга у детей с интеллектуальной недостаточностью // Современное образование: Актуальные вопросы. Достижения и инновации: сб. ст. ХХХVI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 47–50.

Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Книга по Требованию, 2012. 254 с.

Будякова Т.П. Знаково-символическая деятельность и ее генез: учеб. пособие. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. 48 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Дефектология и учение о развитии и воспитании / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

Гаврилушкина О.П. Использование знаково-символических средств со школьниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект // Культурно-историческая психология. 2006. Т. 2, № 1. С. 40–47.

Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1: Язык. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. 272 с.

Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / пер. с нем. К. Шарр; под ред. Е.В. Клочковой. М.: Теревинф, 2010. 240 с.

Князева Е.Н. Понятие «Umwelt» Якоба фон Икскюля и его значимость для современной эпистемологии // Вопросы философии. 2015. № 5. С. 30–44.

Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Петрова В.Г. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2003. 480 с.

Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Костенко В.Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 98–112. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-98-112

Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. М.: Диалог-МИФИ, 2015. 288 с.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 1997. 341 с.

Попова Н.Т. Культурологические аспекты развивающей педагогики // Постижение культуры: ежегодник. Вып. 11 / ред. О.К. Румянцев. М.: Рос. ин-т культурологии, 2001. С. 96–108.

Попова Н.Т. Культурные механизмы развития человека (культурные формы, культурный дефицит, субкультуры) // Теоретическая культурология / отв. ред. О.К. Румянцев, ред. А.Ю. Шеманов. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, РИК, 2005. С. 324–336.

Попова Н.Т. Проблемы репертуара театра с участием актеров с ментальными нарушениями // Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации: сб. ст. по материалам II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, 1–2 октября 2013 г.) / отв. ред. А.Ю. Шеманов; Моск. гор. психолого-педагогический ун-т; Ин-т философии РАН. М.: ООО «Принтберри», 2013. С. 47–55.

Попова Н.Т., Попова Е.А. Развитие индивидуальной выразительности актера с ограниченными возможностями здоровья в групповом театральном тренинге: синтез эстетических и реабилитационных задач // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. ст. / ред. А.М. Щербакова. М.: МГППУ, 2013. С. 80–96.

Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.

Салмина Н.Г. Знаково-символическое развитие детей в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. Т 1, № 1. С. 73–81.

СансонП. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. 2-е изд. М.: Теревинф, 2012. 208 с.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учеб. пособие. 9-е изд. М.: Генезис, 2017. 476 с.

Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. 184 с.

Фомина Е. Бунт маленького человека, или Почему популярны смерти в прямом эфире // Deutsche Welle. 2020. 17 окт. URL: https://www.dw.com/ru/tresh-strim-kak-bunt-malenkogo-cheloveka/a-55964467 (дата обращения: 28.07.2021).

Шеманов А.Ю., Екушевская А.С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения // Современная зарубежная психология. 2018. Т.7, №1. C.29–37. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070103

Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16, № 1. С. 74–82.

Connor D.J., Ferri B.A. Integration and Inclusion: A Troubling Nexus: Race, Disability, and Special Education // The Journal of African American History. 2005. Vol. 90, no. 1–2. P. 107–127. DOI: https://doi.org/10.1086/jaahv90n1-2p107

Fultot M., Turvey M.T. Von Uexküll’s Theory of Meaning and Gibson’s Organism–Environment Reciprocity // Ecological Psychology. 2019. Vol. 31, iss. 4. P. 289–315. DOI: https://doi.org/10.1080/10407413.2019.1619455

Schlosser M. Agency // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by E.N. Zalta. 2019. Available at: https://plato.stanford.edu/archives/win2019/entries/agency/ (accessed: 27.07.2021).

WHO Multicentre Growth Reference Study Group, Onis M. WHO Motor Development Study: Windows of achievement for six gross motor development milestones // Acta Paediatrica. 2006. Vol. 95, suppl. iss. 450. P. 86–95. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1651-2227.2006.tb02379.x

References

Arkhipov, B.A., Maksimova, E.V. and Semenova, N.E. (2011). Narusheniya vospriyatiya sebya, kak osnovnaya prichina formirovaniya iskazhennogo psikhicheskogo razvitiya osobykh detey: sbornik statey [Disorders of self-perception as the main reason for the formation of distorted mental development of special needs children: collection of articles]. Moscow: Dialog-MIFI Publ., 64 p.

Ayres, A.J. (2009). Rebenok i sensornaya integratsiya. Ponimanie skrytykh problem razvitiya [The child and sensory integration. Understanding hidden developmental issues]. Moscow: Terevinf Publ., 272 p.

Barba, E. and Savarese, N. (2010) Slovar’ teatral’noy antropologii: Taynoe iskusstvo ispolneniya [A dictionary of theatre anthropology: the secret art of the performer]. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 320 p.

Belimova, P.A. (2020). [Visual impairment study on children with intellectual disabilities]. Sovremennoe obrazovanie: Aktual’nye voprosy. Dostizheniya i innovatsii: Sbornik statey XXXVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Contemporary Education: Topical Issues. Achievement and Innovation. Collection of Articles of the 36th International Scientific and Practical Conference]. Penza: Nauka i Prosveschenie Publ., pp. 47–50.

Bernstein, N.A. (2012). O postroenii dvizheniy [On the construction of movements]. Moscow: Kniga po Trebovaniyu Publ., 254 p.

Budyakova, T.P. (2005). Znakovo-simvolicheskaya deyatel’nost’ i ee genez [Sign-symbolic activity and its genesis]. Elets: Bunin Elets State University Publ., 48 p.

Cassirer, E. (2002). Filosofiya simvolicheskikh form. T. 1: Yazyk [The philosophy of symbolic forms. Vol. 1: Language]. Moscow, Saint Petersburg: Universitetskaya Kniga Publ., 272 p.

Connor, D.J. and Ferri, B.A. (2005). Integration and inclusion: a troubling nexus: race, disability, and special education. The Journal of African American History. Vol. 90, no. 1–2, pp. 107–127. DOI: https://doi.org/10.1086/jaahv90n1-2p107

Fomina, E. (2020). [The riot of a insignificant man, or why live deaths are popular]. Deutsche Welle. Oct. 17. Available at: https://www.dw.com/ru/tresh-strim-kak-bunt-malenkogo-cheloveka/a-55964467 (accessed 28.07.2021).

Fultot, M. and Turvey, M.T. (2019). Von Uexküll’s theory of meaning and Gibson’s organism–environment reciprocity. Ecological Psychology. Vol. 31, iss. 4, pp. 289–315. DOI: https://doi.org/10.1080/10407413.2019.1619455

Gavrilushkina, O.P. (2006). [The use of sign-symbolic tools by preschool children with intellectual deficiency. The psychocorrectional aspect]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology]. Vol. 2, no. 1, pp. 40–47.

Kiesling, U. (2010). Sensornaya integratsiya v dialoge. Ponyat’ rebenka, raspoznat’ problemu, pomoch’ obresti ravnovesie [Sensory integration in the dialogue: to understand the child, recognize the problem, help to find a balance]. Moscow: Terevinf Publ., 240 p.

Knyazeva, E.N. (2015). [J. von Uexküll’s concept of Umwelt and its significance for the modern epistemology]. Voprosy filosofii. No. 5, pp. 30–44.

Kuznetsova, L.V., Peresleni, L.I., Petrova, V.G. et al. (2003). Osnovy spetsial’noy psikhologii [Fundamentals of special psychology]. Moscow: Akademiya Publ., 480 p.

Leont’ev, D.A., Lebedeva, A.A. and Kostenko, V.Yu. (2017). [Pathways of personality development: following Lev Vygotsky’s guidelines]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies]. No. 2, pp. 98–112. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-98-112

Maksimova, E.V. (2015). Urovni obscheniya. Prichiny vozniknoveniya rannego detskogo autizma i ego korrektsiya na osnove teorii N.A. Bernsteina [Communication levels. The causes of early childhood autism and its correction based on the theory of N.A. Bernstein]. Moscow: Dialog MIFI Publ., 288 p.

Nikol’skaya, O.S., Baenskaya, E.R. and Libling, M.M. (1997). Autichnyy rebenok: puti pomoschi [Autistic child: ways to help]. Moscow: Terevinf Publ., 341 p.

Popova, N.T. (2001). [Cultural aspects of developing pedagogy]. Postizhenie kul’tury: Ezhegodnik. Vyp. 11 [Comprehension of Culture. Annual. Iss. 11]. Moscow, RICR Publ., pp. 96–108.

Popova, N.T. (2005). [Cultural mechanisms of human development (cultural forms, cultural deficits, subcultures)]. Teoreticheskaya kul’turologiya [Theoretical cultural research]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ.; Ekaterinburg: Delovaya Kniga Publ., RICR Publ., pp. 324–336.

Popova, N.T. (2013). [Problems of the theater repertoire with the participation of actors with mental disabilities]. Iskusstvo kak tvorchestvo sotsial’nosti i problemy sotsiokul’turnoy reabilitatsii: Sb. statey po materialam II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Moskva, 1–2 oktyabrya 2013 g.) [Art as Creativity of Sociality and Problems of Socio-Cultural Rehabilitation: Collection of Articles Based on the Materials of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (Moscow, October 1–2, 2013)]. Moscow: Printberri Publ., pp. 47–55.

Popova, N.T. and Popova, E.A. (2013). [The development of the individual expressiveness of an actor with disabilities in group theater training: a synthesis of aesthetic and rehabilitation tasks]. Aktual’nye problemy psikhologicheskoy reabilitatsii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya: sbornik nauchnykh statey [Actual problems of psychological rehabilitation of persons with disabilities: collection of articles]. Moscow: MSUPE Publ., pp. 80–96.

Salmina, N.G. (1988). Znak i simvol v obuchenii [Sign and symbol in training]. Moscow: MSU Publ., 288 p.

Salmina, N.G. (1996). [Sign-symbolic development of children in primary school]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 1, no. 1, pp. 73–81.

Sanson, P. (2012). Psikhopedagogika i autizm: opyt raboty s det’mi i vzroslymi [Psychopedagogy and autism: experience with children and adults]. 2nd ed. Moscow: Terevinf Publ., 208 p.

Schlosser, M. (2009). Agency. The Stanford Encyclopedia of Philosophy, ed. by E.N. Zalta. Available at: https://plato.stanford.edu/archives/win2019/entries/agency/ (accessed 27.07.2021).

Semenovich, A.V. (2017). Neyropsikhologicheskaya korrektsiya v detskom vozraste. Metod zameschayuschego ontogeneza [Neuropsychological correction in childhood. Method of replacement ontogenesis]. 9th ed. Moscow: Genezis Publ., 476 p.

Shemanov, A.Yu. and Ekushevskaya A.S. (2018). [Formation of inclusive culture in the implementation of inclusive education: challenges and achievements]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Journal of Modern Foreign Psychology]. Vol. 7, no. 1, pp. 29–37. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070103

Shemanov, A.Yu. and Popova, N.T. (2011). [Inclusion in culturological perspective]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 16, no. 1, pp. 74–82.

Ul’enkova, U.V. (1990). Shestiletnie deti s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [6-year-old children with mental retardation]. Moscow: Pedagogika Publ., 184 p.

Vygotsky, L.S. (1983). Sobranie sochineniy: v 6 t. T. 3: Problemy razvitiya psikhiki [Collected works: in 6 vols. Vol. 3. Problems of the development of the psyche]. Moscow: Pedagogika Publ., 368 p.

Vygotsky, L.S. (1983). Sobranie sochineniy: v 6 t. T. 5: Defektologiya i uchenie o razvitii i vospitanii [Collected works: in 6 vols. Vol. 5: Defectology and the doctrine of development and education]. Moscow: Pedagogika Publ., 368 p.

WHO Multicentre Growth Reference Study Group, Onis. M. (2006). WHO Motor Development Study: Windows of achievement for six gross motor development milestones. Acta Paediatrica. Vol. 95, suppl. iss. 450, pp. 86–95. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1651-2227.2006.tb02379.x

Загрузки

Опубликован

30-09-2021

Выпуск

Раздел

Статьи