Ребенок как «архетип», «прототип» и «точка сборки»
Философия «Проблематизация человека: незавершённый проект» (Тематический выпуск)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-3-352-360Ключевые слова:
архетип, антропологические конфигурации, архетипическая психология, интерпретация, культурная антропология, прототип, пуэр, феноменология, философская антропология, человеческая ситуацияАннотация
Новый этап в развитии гуманитарного знания во многом связан с осмыслением последствий «антропологического поворота», начало которого относят к 60-м–70-мгг. ХХв. Многочисленные дискуссии этого периода привели к формированию новых тенденций, связанных со сменой научных парадигм и переходом к постнеклассическому истолкованию «феномена человека». Целью данной статьи является исследование тех возможных теоретико-методологических перспектив, которые открываются перед философской антропологией в результате появления новых экспликационных моделей и новых научных лексиконов. Для реализации данной цели исходной точкой анализа выбран образ Ребенка, аккумулирующий в себе самые существенные черты человека и человеческого и трактуемый метафорически. Ребенок позиционируется как «антропологическая константа», обозначающая способность человека к новативности и оперированию воображаемыми феноменами, наделяемыми статусом реальных. В качестве «антропологической константы» Ребенок обретает архетипические черты, значимые для понимания природы и смысла любой человеческой деятельности и интерпретации процессов паттернизации человеческих состояний. Развиваемый в статье подход позволяет сделать несколько допущений. Во-первых, Ребенка следует рассматривать в контексте драмы человеческого существования, состоящей в бесконечной изменчивости и принципиальной незавершенности «человеческого проекта». В данном случае на первый план выходит задача исследования не границ человеческого, но определение действительных возможностей человека. Во-вторых, образ Ребенка олицетворяет состояние переходности, случайности. Это требует более широкого использования в рамках современной философской антропологии метода множественных интерпретаций и подходов постфеноменологического толка. В-третьих, образ Ребенка воплощает в себе экзистенциальный конфликт, что дает возможность выявить сложную динамику человеческих состояний и описать их контекстуально.Библиографические ссылки
Арендт Х. Жизнь ума / пер. с англ. А.В. Говорунова. СПб.: Наука, 2013. 517с.
Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Ахioма/Мифрил, 1997. 336 с.
Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб.: Азбука-классика, 2008. 382 с.
Делез Ж. Логика смысла. М.: Академ. проект, 2011. 472 с.
Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 510 с.
История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах / cост. Е.М. Михина. М.: РГГУ, 1996. 255 с.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994. 408 с.
Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / сост., пер., вступ. ст. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 447 с.
Хиллман Дж. Архетипическая психология / пер. с англ. Ю.М. Донца, В.В. Зеленского. СПб.: Б.С.К., 1996. 157 с.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 2019. 448 с.
Юнг К.-Г. Архетип и символ / пер. с нем. М.: Ренессанс, 1991. 300 с.
Юнг К.-Г. Конфликты детской души / пер. с нем.. М.: Канон +, 1995. 336 с.
Якобсон Р. Язык и бессознательное / пер. с англ., фр. К. Голубович и др. М.: Гнозис, 1996. 248 с.
Bradshaw J. Homecoming: reclaiming and championing your inner child. N.Y.: Bantam Books, 1990. 288 p.
Tymieniecka A.-T. Introduction to Phenomenology of Life and the Human Condition. Logos and Life: Passions of the Soul and Elements in the Onto-Poiesis of Culture. Book 3. Dordrecht; Boston; London: Kluwer Academic Publishers, 1990. 141 p.
References
Arendt, H. (2013). Zhizn’ uma [The life of the mind]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 517 p.
Bataille, G. (1997). Vnutrenniy opyt [Inner experience]. Saint Petersburg: Ахioма/Mifrl Publ., Mifril Publ., 336 p.
Bradshaw, J. (1990). Homecoming: reclaiming and championing your inner child. New York: Bantam Books Publ., 288 p.
Deleuze, G. (2011). Logika smysla [The logic of meaning]. Мoscow: Akademichedkiy Proekt Publ., 472 p.
Erikson, E. (2019). Detstvo i obschestvo [Childhood and society]. Saint Petersburg: Piter Publ., 448 p.
Foucault, M. (1994). Slova i veschi. Arkheologiya gumanitarnykh nauk [The order of things: an archaeology of the human sciences]. Saint Petersburg: А-Cad Publ., 408 p.
Heidegger,М. (1993). Vremya i bytie. Stat’i i vystupleniya [Time and being. Articles and speeches]. Moscow: Pespublika Publ., 447 p.
Hillman, J. (1996). Arkhetipicheskaya psikhologiya [Archetypal psychology]. Saint Petersburg: B.S.K. Publ., 157 p.
Jakobson, R. (1996). Yazyk i bessoznatel’noe [Language and the unconscious]. Moscow: Gnozis Publ., 248 p.
Jung, K.-G. (1991). Arkhetip i simvol [Archetype and symbol]. Moscow: Renessans Publ., 300 p.
Jung, K.-G. (1995). Konflikty detskoy dushi [Conflicts of the child’s soul]. Moscow: Kanon+ Publ., 336 p.
Mause, L. de (2000). Psikhoistoriya [Psychohistory]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 510 p.
Mikhina, E.V. (comp.) (1996). Istoriya mental’nostey, istoricheskaya antropologiya. Zarubezhnyye issledovaniya v obzorakh i referatakh [The history of mentalities, historical anthropology. Foreign research in reviews and abstracts]. Moscow: RSHU Publ., 255 p.
Tymieniecka, A.T. (1990). Introduction to phenomenology of life and the human condition. Logos and life: passions of the soul and elements in the onto-poiesis of culture. Book 3. Dordrecht; Boston; London: Kluwer Academic Publ., 141 p.
Warburg A. (2008). Velikoe pereselenie obrazov. Issledovanie po istorii i psikhologii vozrozhdeniya antichnosti [The great migration of images. A study on the history and psychology of the Renaissance of Antiquity]. Saint Petersburg: Azbuka-Klassika Publ., 382 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.