Трансдисциплинарное изучение человека: опоры и коллизии

Философия «Проблематизация человека: незавершённый проект» (Тематический выпуск)

Авторы

  • Светлана Роальдовна Динабург Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-3-326-332

Ключевые слова:

дискурс, история, метафизика, парадокс, проблематизация, самоорганизация, синтез, сакральное, трансгрессия, трансдисциплинарность

Аннотация

Трансдисциплинарный подход в исследовании проблемы человека представляется наиболее естественным и предлагающим продуктивный выход из положения, в котором находится современная философия. Проблема человека рассмотрена как парадоксальная weird-problem, непосредственно связанная с глобальными проблемами современности. В этом случае альтернативой ориентацией на решение проблем выступает проблематизация, выявляющая скрытые возможности и устанавливающая отношения между различными полями смыслов. Вопрос о методе, основаниях интеграции и новой оптике в познании назревал в «длинном ХХ веке» одновременно с провозглашением конца фундаментальных опор (Бога, науки, истории, человека), что привело к ситуации исчерпанности миросозерцаний и вынужденной беспредпосылочности. Преодолевая этот кризис, познание сегодня выдвигается в позицию транс- и мета-, где открывается возможность обнаружить целостность и новые пути для синтезов. Не только научно-философский этос, но и необходимость вовлечения широкого круга людей в практику человекознания требуют ясности: трансдисциплинарность — не модное интеллектуальное увлечение (спекулятивная программа, дискурсивная игра), а действенный метод, умеющий работать с радикализацией, социальными искажениями, тупиками и пр. Поиски онтологических оснований и интеграция с различными формами культурного опыта приводят «транс-науку» к метафизическим проблемам и опыту сакрального, признанию за дискурсом роли творящего бытия; испытание пределов нуждается в сопряжении с умеренным эпистемологическим консерватизмом. Трансдисциплинарность в своем теоретическом обосновании опирается на эффекты самоорганизации, саморазвития, самообучения, что требует обеспечения условий для производства синтезов и компетентного доверия к процессу, несводимого к чудесному появлению Deus ex machina. Исследуя парадоксальные столкновения трансдисциплинарности, предлагается рассмотреть ее укорененность как исторического феномена.

Биография автора

Светлана Роальдовна Динабург , Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

старший преподаватель кафедры философии и права

Библиографические ссылки

Ардашкин И.Б. «Проблема» и «проблематизация»: соотношение и интерпретация понятий в современной эпистемологии // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т.307, №4. С.147–150.

Бажанов В.А., Краева А.Г. Феномен трансдисциплинарной когнитивной революции // Российский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, №2. С.91–107. DOI: https://doi.org/10.15643/libartrus-2016.2.1

Богатая Л. Трансдисциплинарность: постнеклассический ракурс рецепции // Філософія освіти. 2015. № 1(16). С. 168–182.

Буданов В. Трансдисциплинарные дискурсы постнеклассики: познание, коммуникация, самоорганизация в антропосфере // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд. дом «Навигатор», 2015. С. 145–159.

Внутских А.Ю., Динабург С.Р. Трансдисциплинарные аспекты философской практики // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1. С. 33–41. DOI: https://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2018.1.33

Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.

Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: Чего не может передать значение. M.: Новое лит. обозрение, 2006. 184 с.

Касавин И.Т. Социальная онтология и социальная эпистемология // Эпистемология и философия науки. 2014. Т. 40, № 2. С. 74–84. DOI: https://doi.org/10.5840/eps201440232

Кассирер Э. Опыт о человеке // Проблема человека в западной философии / общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. C. 3–30.

Киященко Л.П. Культурный трансфер — тезаурус тематизации (проблематизация трансдисциплинарности) // Культура и искусство. 2020. № 12. С. 124–137. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0625.2020.12.34760

Куликова Т.В. Феномен границы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 6. С. 381–387.

Метцингер Т. Просвещение 2.0. Интервью с Томасом Метцингером // Философский журнал. 2020. Т. 13, № 2. С. 144–157. DOI: https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-2-144-157

Николеску Б. Скрытое третье и многоликое великолепие бытия // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд. дом «Навигатор», 2015. С. 62–79.

Свирский Я. Трансдисциплинарность: на распутье между трансцендентным и имманентным // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд. дом «Навигатор», 2015. С. 236–251.

Столярова О.Е. Подразумевает ли историческая эпистемология историческую онтологию? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34, вып. 3. С. 369–380. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.305

Фаритов В.Т. Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса: дис. … д-ра филос. наук. Ульяновск, 2016. 318 с.

Чеклецов В.В. Диалоги гибридного мира // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2021. №1(19). С.99–116. DOI: https://doi.org/10.17726/philit.2021.1.6

References

Ardashkin, I.B. (2004). [«Problem» and «problematization»: correlation and interpretation of concepts in modern epistemology]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University]. Vol. 307, no. 4, pp. 147–150.

Bazhanov, V.A. and Kraeva, A.G. (2016). [The phenomenon of transdisciplinary cognitive revolution]. Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal [The Liberal Arts in Russia]. Vol. 5, no. 2, pp. 91–107. DOI: https://doi.org/10.15643/libartrus-2016.2.1

Bogataya, L. (2015). [Transdisciplinarity: post-non-classical point of view]. Fіlosofіya osvіti [Philosophy of Education]. No. 1(16), pp. 168–182.

Budanov, V. (2015). [Transdisciplinary discourses of a postnonсlassical science: knowledge, communication, selforganization of the anthroposphere]. Transdistsiplinarnost’ v filosofii i nauke: podkhody, problemy, perspektivy [Transdisciplinarity in philosophy and science: approaches, problems, prospects]. Moscow: Navigator Publ., pp. 145–159.

Cassirer, E. (1988). [The experience of man]. Problema cheloveka v zapadnoj filosofii [The problem of man in Western philosophy]. Moscow: Progress Publ., pp. 3–30.

Chekletsov, V.V. (2021). [Dialogs of a hybrid world]. Filosofskie problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva [Philosophical Problems of Information Technology and Cyberspace]. No. 1(19), pp. 99–116. DOI: https://doi.org/10.17726/philit.2021.1.6

Faritov, V.T. (2016) Transgressiya i transtsendentsiya kak ontologicheskie perspektivy diskursa: dis. … d-ra filos. nauk [Transgression and transcendence as ontological perspectives of discourse: dissertation]. Ulyanovsk, 318 p.

Gumbrecht, H.U. (2006). Proizvodstvo prisutstviya: chego ne mozhet peredat’ znachenie [Production of presence: what meaning cannot convey]. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye Publ., 184 p.

Kasavin, I.T. (2014). [Social ontology and social epistemology]. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and Philosophy of Science]. Vol. 40, no. 2, pp. 74–84. DOI: https://doi.org/10.5840/eps201440232

Kiyaschenko, L.P. (2020). [Cultural transfer — thesaurus of thematization (problematization of transdisciplinarity)]. Kul’tura i iskusstvo [Culture and Art]. No. 12, pp. 124–137. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0625.2020.12.34760

Kulikova, T.V. (2010). [The phenomenon of the border]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod]. No. 6, pp. 381–387.

Metzinger, T. (2020). [Enlightenment 2.0. An interview with Thomas Metzinger]. Filosofskij zhurnal [The Philosophy Journal]. Vol. 13, no. 2, pp. 144–157. DOI: https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-2-144-157

Nikolesсu, B. (2015). [The hidden third and the multiple splendor of being]. Transdistsiplinarnost’ v filosofii i nauke: podkhody, problemy, perspektivy [Transdisciplinarity in philosophy and science: approaches, problems, prospects]. Moscow: Navigator Publ., pp. 62–79.

Stolyarova, O.E. (2018). [Does historical epistemology imply historical ontology?]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosoiya i konfliktologiya [Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies]. Vol. 34, iss. 3, pp. 369–380. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.305

Svirskiy, Y. (2015). [Transdisciplinarity: at the crossroads between transcendental and immanental]. Transdistsiplinarnost’ v filosofii i nauke: podkhody, problemy, perspektivy [Transdisciplinarity in philosophy and science: approaches, problems, prospects]. Moscow: Navigator Publ., pp. 236–251.

Vnutskikh, A.Yu. and Dinaburg, S.R. (2018). [Transdisciplinary aspects of philosophical practice]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki [Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Science]. No. 1, pp. 33–41. DOI: https://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2018.1.33

Volkov, V.V. and Kharkhordin, O.V. (2008). Teoriya praktik [The theory of practices]. St. Petersburg: European University Publ., 298 p.

Загрузки

Опубликован

30-09-2021

Выпуск

Раздел

Статьи