Проблематизация человека: незавершенно-завершенный проект

Философия «Проблематизация человека: незавершённый проект» (Тематический выпуск)

Авторы

  • Грета Георгиевна Соловьева Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, Казахстан, 050010, Алматы, ул. Шевченко, 28

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-3-312-317

Ключевые слова:

человек, трансгуманизм, эмерджентные технологии, жизнь, смерть, душа, тело, вера, любовь, совесть

Аннотация

Проект человека, с точки зрения автора статьи, является завершенным и одновременно — незавершенным. Завершенным в том смысле, что философия и религия в своих тысячелетних исканиях дала ответ на вселенский вопрос о происхождении, сущности и предназначении человека, о высшем духовном Смысле его бытия. Ответ обеспечивает устойчивую мировоззренческую основу, позволяющую повергнуть скептицизм и релятивизм, для которых не существует критерия различения добра и зла и все происходящее покрывается мглой относительности и неопределенности. Современной формой скептицизма является постмодернизм, отвечающий на актуальные вопросы цифровизации и одновременно отрывающий человека и от реального мира, и от трансценденции, ввергающий его в пространство «симулякров». Это, действительно, незавершенное, предельно открытое, зыбкое и ненадежное пространство. Но философия Востока и Запада в своем многовековом поиске нашла надежные способы опровержения скептицизма во всех его исторических формах и определила прочные незыблемые основы бытия человека в мире, его «предельно означаемое». Имея в своем арсенале добытый нелегкими трудами результат, философия может стать надежной опорой в истолковании концепта трансгуманизма, вдохновленного успехами «эмерджентных технологий». В то же время проект является незавершенным в том смысле, что человеку предстоит преодолеть низменное, животное начало, побуждающее к порочным желаниям, мыслям и поступкам, и совершить восхождение к духовному, божескому Истоку. Этот процесс можно считать незавершенным, открытым, бесконечным. Телесность человека тоже будет совершенствоваться благодаря успехам современных технологий, но под водительством духовно-нравственных принципов — веры, любви, совести. Эти положения подкрепляются в статье обращением к концептам православной (Иван Ильин) и исламской философии (Абу Хамид аль-Газали).

Биография автора

Грета Георгиевна Соловьева, Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, Казахстан, 050010, Алматы, ул. Шевченко, 28

доктор философских наук, профессор,главный научный сотрудник

Библиографические ссылки

Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.

Аль-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере / пер. с араб. и коммент. В.В.Наумкина. М.: Наука, 1980. 375с.

Аль-Газали А.Х. Элексир счастья. Ч. 1: Унваны 1–4. Рукн 1. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 332 с.

Аль-Газали А.Х. Спасающий от заблуждений // Степанянц М.Т. Восточная философия. М.: Вост. лит., РАН, 1997. С. 434–436.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3: Философия духа. М.: Мысль, 1977. 471 с.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: АСТ, 2004. 588 с.

Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: АСТ, 2006. 694 с.

Мерло-Понти М. В защиту философии / пер. с фр., примеч. и послесл. И.С. Вдовиной. М.: Изд-во гуманит. лит., 1996. 248 с.

Соловьева Г.Г. О человеке, его вере, любви, справедливости, богатстве, счастье. Ч. 1: Знание, вера, диалог. Алматы, 2016. 307 с.

Стпенянц М.Т. Восточная философия. М.: Вост. лит., РАН, 1997. 503 с.

Тиллих П. Избранное: Теология культуры: пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 480 с.

Шелер М. Положение человека в Космосе / пер. А. Филиппова // Проблемы человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С. 31–95.

Хабермас Ю. Политические работы / пер. с нем. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2005. 368 с.

Хайдеггер М. Время и бытие / сост., пер., вступ. ст. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 447с.

References

Adorno, T.V. (2001). Esteticheskaya teoriya [Aesthetic theory]. Moscow: Respublika Publ., 527 p.

Al’-Gazali, A.H. (1980). Voskreshenie nauk o vere [Resurrection of the sciences of faith]. Moscow: Nauka Publ., 375 p.

Al’-Gazali, A.H. (1997). [Saving from delusions]. Stepanyants M.T. Vostochnaya filosofiya [Stepanyants M.T. Eastern philosophy]. Moscow: Vostochnaya Literatura, RAS Publ., pp. 434–436.

Al’-Gazali, A.H. (2002). Eleksir schast’ya. Ch. 1 [Elixir of happiness. Pt. 1]. Saint Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 332 p.

Habermas, J. (2005). Politicheskie raboty [Political works]. Moscow: Praksis Publ., 368 p.

Hegel, G.W.F. (1977). Entsiklopediya filosofskikh nauk. T. 3: Filosofiya dukha [Encyclopedia of philosophical sciences. Vol. 3: The philosophy of the spirit]. Moscow: Mysl’ Publ., 471 p.

Heidegger, M. (1993). Vremya i bytie [Time and being]. Moscow: Respublika Publ., 447 p.

Il’in, I.A. (2004). Aksiomy religioznogo opyta [Axioms of religious experience]. Moscow: AST Publ., 588 p.

Il’in, I.A. (2006). Religioznyy smysl filosofii [The religious meaning of philosophy]. Moscow: AST Publ., 694 p.

Merleau-Ponty, M. (1996). V zaschitu filosofii [In defense of philosophy]. Moscow: Gumanitarnaya Literatura Publ., 248 p.

Scheler, M. (1998). [The position of man in Space]. Problema cheloveka v zapadnoy filosofii: Perevody [The problem of man in Western philosophy: Translations]. Moscow: Progress Publ., pp. 31–95.

Solov’eva, G.G. (2016). O cheloveke, ego vere, lyubvi, spravedlivosti, bogatstve, schast’e. Ch. 1: Znaniye, vera, dialog [About a person, his faith, love, justice, wealth, happiness. Pt. 1: Knowledge, faith, dialogue]. Almaty, 307 p.

Stpenyants, M.T. (1997). Vostochnaya filosofiya [Eastern philosophy]. Moscow: Vostochnaya Literatura, RAS Publ., 503 p.

Tillich, P. (1995). Izbrannoye: Teologiya kul’tury [Selected works: Theology of culture]. Moscow: Yurist Publ., 480 p.

Загрузки

Опубликован

30-09-2021

Выпуск

Раздел

Статьи