Философия Фридриха Ницше: рецепция и интерпретация Н.А. Бердяева

Философия

Авторы

  • Андрей Викторович Шумской Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-2-166-178

Ключевые слова:

Фридрих Ницше, Николай Бердяев, христианская антропология, гуманизм, экзистенциализм, персонализм, этика творчества, мораль, религиозная философия

Аннотация

Рассматривается проблема рецепции и интерпретации Н.А. Бердяевым философии Фридриха Ницше. Автор статьи предпринимает попытку реконструкции отношения Н.А. Бердяева к творческому наследию великого немецкого философа. Феномен Ницше был воспринят подавляющим большинством отечественных философов начала XX в. в религиозном контексте. Для Бердяева сама личность Ницше стала одним из импульсов для осмысления экзистенциальной диалектики судьбы человека в мировом историческом процессе. В философии Ницше Бердяева прежде всего пленила постановка им эсхатологической темы, с ее устремленностью к концу и пределу. Николай Бердяев называл Ницше величайшим явлением новой истории, диалектически завершившим гуманистическую антропологию Запада. Русский философ рассматривал Ницше как предтечу новой религиозной антропологии, религиозного пророка Запада, после духовного опыта которого возврат в старый европейский гуманизм уже невозможен. Бердяев был убежден в необходимости преодоления и внутреннего изживания духовного опыта Ницше, открывшего перспективу движения в новую антропологическую эпоху, в которой бытие человека должно быть оправдано творчеством. Бердяев рассматривал творчество как новое религиозное откровение христианства, не раскрытое святоотеческим преданием и историческим христианством. В творческих актах человек преодолевает объективацию как падшее состояние мира. В статье рассматриваются ключевые идеи философии Ницше сквозь призму религиозного экзистенциализма и персонализма Бердяева. Отношение Бердяева к Ницше было двойственным: с одной стороны, он высоко оценивал радикальную постановку немецким философом проблемы творчества личности, с другой — рассматривал антихристианскую концепцию сверхчеловека, ведущую к человекобожеству, как абсолютно неприемлемую для русской религиозной философии и христианства. Новое откровение Ницше о сверхчеловеке и воле к могуществу Бердяевым было оценено как ложное и демоническое, радикально расходящееся с основами христианской антропологии о человеке и религиозной этикой творчества.

Биография автора

Андрей Викторович Шумской, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1

кандидат исторических наук,доцент кафедры социально-гуманитарных наук

Библиографические ссылки

Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2005. 623 с.

Бердяев Н.А. Древо жизни и древо познания // Путь. 1929. № 18. С. 88–106.

Бердяев Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. М.: АСТ, 2007a. 382 с.

Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996. 384 с.

Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, 1999. 464 с.

Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. 702 с.

Бердяев Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914–1922. М.: Астрель, 2007b. 1184 с.

Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. М.: Канон+, 2002a. 448 с.

Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человеком. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2004. 678 с.

Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском. М.: Астрель, 2008. 1008 с.

Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. 383 с.

Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900–1906 гг.). М.: Канон+, 2002b. 656 с.

Бонецкая Н.К. Апофеоз творчества (Н. Бердяев и Ф. Ницше) // Вопросы философии. 2009. № 4. С. 85–106.

Бонецкая Н.К. Русский Ницше // Вопросы философии. 2013. № 7. С. 133–143.

Синеокая Ю.В. Предисловие. Творчество Ницше в историко-философском контексте // Ницше сегодня / сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. 2-е изд. М.: Изд. дом ЯСК, 2019. С. 7–40.

Синеокая Ю.В. Российская ницшеана // Ницше: pro et contra: антология. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001. С. 2–29.

Синеокая Ю.В. Рубеж веков: русская судьба Сверхчеловека Ницше // Фридрих Ницше и философия в России: сб. ст. / сост. Н.В. Мотрошилова , Ю.В. Синеокая. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. С. 58–74.

Синеокая Ю.В., Полякова Е.А. Введение: Ницше сегодня // Фридрих Ницше: наследие и проект / под ред. Ю.В. Синеокой, Е.А. Поляковой. М.: Изд. дом ЯСК, 2017. С. 15–23.

References

Berdyaev, N.A. (1929). [The tree of life and the tree of knowledge]. Put’ [The Way]. No. 18, pp. 88–106.

Berdyaev, N.A. (1995). Tsarstvo Dukha i tsarstvo kesarya [The kingdom of God and the kingdom of Caesar]. Moscow: Republic Publ., 383 p.

Berdyaev, N.A. (1996). Istina i otkrovenie. Prolegomeny k kritike Otkroveniya [Truth and revelation. Prolegomena to the criticism of Revelation]. Saint Petersburg: RHGI Publ., 384 p.

Berdyaev, N.A. (1999). Novoe religioznoe soznanie i obschestvennost’ [New religious consciousness and society]. Moscow: Canon + Publ., 464 p.

Berdyaev, N.A. (2002). Smysl istorii. Novoe srednevekov’e. [The meaning of history. New middle ages]. Moscow: Canon + Publ., 448 p.

Berdyaev, N.A. (2002). Sub specie aeternitatis. Opyty filosofskie, sotsial’nye i literaturnye (1900–1906 gg.). [Sub specie aeternitatis. Philosophical, social and literary experiments (1900–1906)]. Moscow: Canon + Publ., 656 p.

Berdyaev, N.A. (2003). Opyt paradoksal’noy etiki [The experience of paradoxical ethics]. Moscow: AST Publ., Kharkov: Folio Publ., 702 p.

Berdyaev, N.A. (2004). Smysl tvorchestva: Opyt opravdaniya chelovekom [The meaning of creativity: The experience of human justification]. Moscow: AST Publ., Kharkov: Folio Publ., 678 p.

Berdyaev, N.A. (2005). Dialektika bozhestvennogo i chelovecheskogo [The dialectic of the divine and the human]. Moscow: AST Publ.; Kharkov: Folio Publ., 623 p.

Berdyaev, N.A. (2007). Dukh i real’nost’: Osnovy bogochelovecheskoy dukhovnosti. Ya i mir ob’ektov: Opyt filosofii odinochestva i obscheniya [Spirit and reality: fundamentals of divine-human spirituality. The self and the world of objects: an experience of the philosophy of solitude and communication]. Moscow: AST Publ., 382 p.

Berdyaev, N.A. (2007). Padenie svyaschennogo russkogo tsarstva: Publitsistika 1914–1922 [The fall of the sacred Russian kingdom: Journalism 1914-1922]. Moscow: Astrel’ Publ., 1184 p.

Berdyaev, N.A. (2008). Sub’ektivizm i individualizm v obschestvennoy filosofii. Kriticheskiy etyud o N.K. Mikhaylovskom [Subjectivism and individualism in social philosophy. The critical essay on N.K. Mikhailovsky]. Moscow: Astrel’ Publ., 1008 p.

Bonetskaya, N.K. (2009). [Apotheosis of creativity (N. Berdyaev and F. Nietzsche)]. Voprosy filosofii [Russian Studies in Philosophy]. No. 4, pp. 85–106.

Bonetskaya, N.K. (2013). [Russian Nietzsche]. Voprosy filosofii [Russian Studies in Philosophy]. No. 7, pp. 133–143.

Sineokaya, Y.V. (1999). [The turn of the century: the Russian destiny of Nietzsche’s Superman]. Fridrikh Nitshe i filosofiya v Rossii: sbornik statey [Friedrich Nietzsche and philosophy in Russia: collection of articles]. Saint Petersburg: RCHI Publ., pp. 58–74.

Sineokaya, Y.V. (2001). [Russian nietzscheanism]. Nitshe: pro et contra. Antologiya [Nietzsche: pro et contra. Anthology]. Saint Petersburg: RCHI Publ., pp. 2–29.

Sineokaya, Y.V. (2019). [Foreword. Nietzsche’s work in the historical and philosophical context]. Nitshe segodnya [Nietzsche today]. Moscow: YASK Publ., pp. 7–40.

Sineokaya, Y.V. and Poliakova, E.A. (2017). [Introduction: Nietzsche today]. Fridrikh Nitshe: nasledie i proekt [Friedrich Nietzsche: heritage and project]. Moscow: YASK Publ., pp. 15–23.

Загрузки

Опубликован

30-06-2021

Выпуск

Раздел

Статьи