Принцип неопределенности. Стратегии интеграции молодых ученых из регионов в научную карьеру и научные сообщества в контексте VUCA-мира

Социология

Авторы

  • Елена Николаевна Рассолова Казанский федеральный университет, 420008, Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлевская, 18
  • Константин Александрович Галкин Социологический институт РАН –Филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-1-117-129

Ключевые слова:

молодые ученые, научные сообщества, биографические траектории, VUCA-мир, наука, построение карьеры в научной сфере, неопределенность

Аннотация

Рассматриваются ключевые характеристики интеграции молодых ученых в научные сообщества в контексте новых перспектив VUCA-мира. VUCA-мир понимается нами как время возможностей, в т.ч. возможностей проявления инициатив молодыми учеными, а также как мир тотальной неопределенности, где стремительность и неопределенность, постоянный поиск и смена различных стратегий становятся предпосылками успешного построения карьеры и карьерного роста. Эмпирическую базу анализа составляют 30 биографических интервью с молодыми учеными в городе регионального значения, молодом наукограде, крупном городе и городе федерального значения. Выдвигается гипотеза о важности горизонтальной интеграции молодых ученых в научные сообщества в молодых городах и инновационных городах, а также в крупном городе и городе федерального значения. Оценивается также роль города как актора, который формирует научные сообщества и стратегии взаимодействия и интеграции молодых ученых с научными сообществами. Особое внимание уделено смыслам научной карьеры и индивидуальной роли научных сообществ в карьере молодых ученых, а также стратегиям интеграции молодых ученых в научную карьеру. В качестве новых возможностей, которые возникают для ученых в VUCA-мире, рассмотрены изменения конфигураций стратегий как построения научной карьеры, так и интеграции в научные сообщества на локальном, всероссийском и мировом уровнях. Основной вывод статьи заключается в том, что на интеграцию и построение стратегий продвижения в научной карьере влияют как город, так и особенности ориентированности города в локальное научное сообщество, которое определяется наличием профильных дисциплин. Успешной стратегией, позволяющей использовать потенциал VUCA-мира, выступает горизонтальная интеграция молодых ученых, которая дает возможность максимально реализовать ресурсы VUCA-мира.

Биографии авторов

Елена Николаевна Рассолова , Казанский федеральный университет, 420008, Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлевская, 18

аспирант кафедра общей и этнической социологии

Константин Александрович Галкин , Социологический институт РАН –Филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14

кандидат социологических наук,старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Веселовский Д.П., Мосина Л.М. Теоретический анализ феномена лидерства в эпоху VUCA // Вестник университета. 2018. № 2. С. 143–146. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-2-143-146

Гейзенберг В. Введение в единую полевую теорию элементарных частиц / под ред. Д. Иваненко. М.: Мир, 1968. 240 с.

Жизан Н. Квантовая случайность. Нелокальность, телепортация и другие квантовые чудеса. М.: Альпина Паблишер, 2016. 202 с.

Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 414 с.

Лушин П. Когда хаос и неопределенность внутри: VUCA-люди // Теория и практика психотерапии. 2016. Т. 3, № 11. С. 2–4.

Мальцева Д.В. Профессиональное социологическое сообщество с позиции сетевого подхода // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4(126). С. 36–41.

Муртазина Л.Р. Динамика социально-демографических процессов в молодых городах в реформирующемся российском обществе: автореф. дис. … канд. социол. наук. Казань, 2004. 21 с.

Причинин А.Е. Инновационное образование: основания принципа неопределенности // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2011. № 5(84). С. 29–39.

Сабурова Л.А. Выживание или развитие: возможности и риски реформирования академической науки для регионального научного сообщества // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8, № 4. С. 46–63.

Сабурова Л.А. Региональное академическое сообщество в условиях реформирования: основные трансформации и восприятие перемен // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 4(146). С. 211–228. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.11

Соколов М.М. Изучаем локальные академические сообщества // Социологические исследования. 2012. № 6(338). С. 76–82.

Численность исследователей (по областям науки; по возрастным группам; по ученым степеням; по субъектам Российской Федерации) / Федеральная служба статистики. 2019. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477?print=1 (дата обращения: 15.02.2021).

London I.D. Psychology and Heisenberg’s principle of indeterminacy // Psychological Review. 1945. Vol. 52, iss. 3. P. 162–168. DOI: https://doi.org/10.1037/h0060077

Mack O., Khare A. Perspectives on a VUCA World // Managing in a VUCA World. Cham, CH: Springer, 2016. P. 3–19. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-16889-0_1

Millar C.C.J.M., Groth O., Mahon J.F. Management innovation in a VUCA world: Challenges and recommendations // California Management Review. 2018. Vol. 61, iss. 1. P. 5–14. DOI: https://doi.org/10.1177/0008125618805111

References

Chislennost’ issledovateley (po oblastyam nauki; po vozrastnym gruppam; po uchenym stepenyam; po sub’yektam Rossiyskoy Federatsii) [The number of researchers (by fields of science; by age groups; by academic degrees; by subjects of the Russian Federation)] (2019). Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/14477?print=1 (accessed 15.02.2021).

Gisin, N. (2016). Kvantovaya sluchaynost’. Nelokal’nost’, teleportatsiya i drugiye kvantovyye chudesa [Quantum chance: Nonlocality, teleportation and other quantum marvels]. Moscow: Alpina Publ., 202 p.

Heisenberg, W. (1968). Vvedeniye v yedinuyu polevuyu teoriyu elementarnykh chastits, pod red. D. Ivanenko [Introduction to the unified field theory of elementary particles, ed. by D. Ivanenko]. Moscow: Mir Publ., 240 p.

Latour, B (2013). Nauka v deystvii: sleduya za uchenymi i inzhenerami vnutri obshchestva [Science in action: how to follow scientists and engineers through society]. Saint Petersburg: EUSP Press, 414 p.

London, I.D. (1945). Psychology and Heisenberg’s principle of indeterminacy. Psychological Review. Vol. 52, iss. 3, pp. 162–168. DOI: https://doi.org/10.1037/h0060077

Lushin, P. (2016). [When the chaos and uncertainty inside: VUCA People]. Teoriya i praktika psikhoterapii [Theory and Practice of Psychotherapy]. Vol. 3, no. 11, pp. 2–4.

Mack, O. and Khare, A. (2016). Perspectives on a VUCA World. Managing in a VUCA World. Cham, CH: Springer, Publ., pp. 3–19. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-16889-0_1

Maltseva, D.V. (2014). [Professional sociological community from the network approach position]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedeniye [RSUH/RGGU Bulletin. «Philosophy. Sociology. Art Studies» Series]. No. 4(126), pp. 36–41.

Millar, C.C.J.M., Groth, O. and Mahon, J.F. (2018). Management innovation in a VUCA world: Challenges and recommendations. California Management Review. Vol. 61, iss. 1, pp. 5–14. DOI: https://doi.org/10.1177/0008125618805111

Murtazina, L.R. (2004). Dinamika sotsial’no-demograficheskikh protsessov v molodykh gorodakh v reformiruyushchemsya rossiyskom obshchestve: avto-ref. dis. … kand. sotsiol. nauk [Dynamics of socio-demographic processes in young cities in the reforming Russian society: Abstract of PhD. Dissertation]. Kazan, 21 p.

Prichinin, A.E. (2011). [Innovative education: foundations of the uncertainty principle]. Obrazovaniye i nauka. Izvestiya URO RAO [Education and Science. News of Ural Branch of the Russian Academy of Education]. No. 5(84), pp. 29–39.

Saburova, L.A. (2018). [Regional academic community under reforms: basic transformations and perceptions]. Monitoring obschestvennogo mneniya: economicheskie i sotsial’nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 4(146), pp. 211–228. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.11

Saburova, L.A. (2017). [Survival or development: the opportunities and risks in the reforms of academic science for the regional scientific community]. Sotsiologiya nauki i tekhnologiy [Sociology of Science and Technology]. Vol. 8, no. 4, pp. 46–63.

Sokolov, M.M. (2012). [Studying local academic communities]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Research]. No. 6(338), pp. 76–82.

Veselovsky, D.P. and Mosina, L.M. (2018). [Theoretical analysis of the phenomenon of leadership in the age of VUCA]. Vestnik Universiteta. No. 2, pp. 143–146. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-2-143-146

Загрузки

Опубликован

30-03-2021

Выпуск

Раздел

Статьи