Соотношение эмоционального интеллекта и когнитивной регуляции эмоций в старшем подростковом возрасте

Психология

Авторы

  • Анна Юрьевна Уланова Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-1-97-107

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, когнитивная регуляция эмоций, эмоциональная регуляция, психологическое здоровье, подростковый возраст

Аннотация

Совместное изучение эмоционального интеллекта и эмоциональной регуляции позволяет рассматривать как индивидуальные различия в понимании и управлении эмоциями, так и когнитивные процессы, с помощью которых осуществляется регуляция. Исследование способности к управлению эмоциями становится особенно актуальным применительно к подростковому возрасту, который отличается эмоциональной уязвимостью и риском возникновения отклоняющегося поведения, т.к. обусловливает особенности социально-эмоциональной адаптации. Фокус работы направлен на изучение способностей, относящихся к эмоциональному интеллекту, в соотношении с когнитивными компонентами эмоциональной регуляции, а именно способами и стратегиями реагирования, которые преобладают в поведении подростков. В исследовании приняли участие 72 респондента в возрасте 14–16 лет. В результате анализа данных показана специфика когнитивной регуляции эмоций и эмоционального интеллекта у детей старшего подросткового возраста. Респонденты из группы с высоким показателем развития эмоционального интеллекта чаще прибегали к эффективным стратегиям регуляции эмоций, а показатели использования деструктивных стратегий снижались. Участники с низким эмоциональным интеллектом примерно в равной степени прибегали к использованию эффективных и деструктивных стратегий. Было показано, что эффективное управление эмоциями сопряжено с использованием таких стратегий, как создание позитивного значения произошедшего события или переключение на более приятные мысли. Деструктивные стратегии регуляции эмоций имели отрицательные взаимосвязи с эмоциональным интеллектом: наибольшее количество корреляций выявили стратегии «Катастрофизация» и «Руминации», связанные также, согласно литературным данным, с проявлениями депрессии. Полученные результаты проясняют специфику взаимосвязей когнитивной регуляции эмоций и эмоционального интеллекта у старших подростков, а также позволяют уточнить вклад данных способностей в становление их психологического благополучия.

Биография автора

Анна Юрьевна Уланова, Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях

Библиографические ссылки

Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната) // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 2. C. 70–83. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090207

Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67–95.

Изотова Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 46. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1261-izotova46.html (дата обращения: 20.12.2020).

Клыпа О.В., Стежко П.А. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 64, ч. 3. С. 297–301.

Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. С. 65–74. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090407

Курманова Г.А. Роль эмоционального интеллекта в выборе стратегий совладающего поведения подростков // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 5. С. 35–39.

Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.

Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 39. URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n39/1089-padun39 (дата обращения: 20.12.2020).

Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 4. С. 161–179.

Сергиенко Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 4(10). C. 98–117. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2017-4-98-117

Уланова А.Ю. Когнитивная регуляция эмоций и отношение к здоровью в подростковом возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 3. С. 379–387. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-3-379-387

Garnefski N., Kraaij V. Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and symptoms of depression and anxiety // Cognition and Emotion. 2018. Vol. 32, iss. 7. P. 1401–1408. DOI: https://doi.org/10.1080/02699931.2016.1232698

Garnefski N., Kraaij V., Spinhoven P. Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Leiderdorf: DATEK, 2002. 47 p.

Lougheed J.P., Hollenstein T. A limited repertoire of emotion regulation strategies is associated with internalizing problems in adolescence // Social Development. 2012. Vol. 21, iss. 4. P. 704–721. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2012.00663.x

Maciejewski D.F., Lier P.A. van, Branje S.J., Meeus W.H., Koot H.M. A 5-year longitudinal study on mood variability across adolescence using daily diaries // Child development. 2015. Vol. 86, iss. 6. P. 1908–1921. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12420

Mikolajczak M., Tran V., Brotheridge C.M., Gross J.J. Using an emotion regulation framework to predict the outcomes of emotional labor // Research On Emotion In Organizations. Vol. 5: Emotions in Groups, Organizations and Cultures. Bingley, UK: Emerald Group Publishing, 2009. P. 245–273. DOI: https://doi.org/10.1108/s1746-9791(2009)0000005013

Nelson E.E., Leibenluft E., McClure E.B., Pine D.S. The social re-orientation of adolescence: a neuroscience perspective on the process and its relation to psychopathology // Psychological medicine. 2005. Vol. 35, iss. 2. P. 163–174. DOI: https://doi.org/10.1017/s0033291704003915

Nolen-Hoeksema S. An interactive model for the emergence of gender differences in depression in adolescence // Journal of Research on Adolescence. 1994. Vol. 4, iss. 4. P. 519–534. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327795jra0404_5

Peña-Sarrionandia A., Mikolajczak M., Gross J.J. Integrating emotion regulation and emotional intelligence traditions: a meta-analysis // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2015.00160/full (accessed: 20.12.2020). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00160

Riediger M., Klipker K. Emotion regulation in adolescence // Handbook of emotion regulation / ed. by J.J. Gross. N.Y.: Guilford Press, 2014. P. 187–202.

Schäfer J.Ö., Naumann E., Holmes E.A., Tuschen-Caffier B., Samson A.C. Emotion regulation strategies in depressive and anxiety symptoms in youth: A meta-analytic review // Journal of youth and adolescence. 2017. Vol. 46, iss. 2. P. 261–276. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-016-0585-0

Steinberg L. A social neuroscience perspective on adolescent risk-taking // Developmental review. 2008. Vol. 28, iss. 1. P. 78–106. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dr.2007.08.002

Steinberg L. Cognitive and affective development in adolescence // Trends in Cognitive Sciences. 2005. Vol. 9, iss. 2. P. 69–74. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2004.12.005

Sullivan M.J.L., Bishop S.R., Pivik J. The pain catastrophizing scale: development and validation // Psychological assessment. 1995. Vol. 7, iss. 4. P. 524–532. DOI: https://doi.org/10.1037/1040-3590.7.4.524

References

Dubrovina, I.V. (2015). [Psychological health of the individual in the context of age development]. Razvitie lichnosti [Development of Personality]. No. 2, pp. 67–95.

Garnefski, N. and Kraaij, V. (2018). Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and symptoms of depression and anxiety.Cognition and Emotion. Vol. 32, no. 7, pp. 1401–1408. DOI: https://doi.org/10.1080/02699931.2016.1232698

Garnefski, N., Kraaij, V. and Spinhoven, P. (2002). Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Leiderdorf: DATEK Publ., 47 p.

Izotova, E.I. and Maksimova, E.B. (2016). [Psychological and physiological aspects of the study of emotional intelligence in adolescence and adulthood]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological Studies]. Vol. 9, no. 46. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1261-izotova46.html (accessed 20.12.2020).

Klypa, O.V. and Stezhko, P.A. (2019). [Analysis of the problem of emotional intelligence of modern adolescents]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Education]. Iss. 64, pt. 3, pp. 297–301.

Kochetova, Yu.A. and Klimakova, M.V. (2017). [Gender differences in emotional intelligence in adolescence]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological-Educational Studies]. Vol. 9, no. 4, pp. 65–74. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090407

Kurmanova, G.A. (2013). [The role of emotional intelligence in choosing strategies for coping behavior in adolescents]. Fundamental’nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul’taty [Fundamental and Applied Research: Problems and Results]. No. 5, pp. 35–39.

Lougheed, J.P. and Hollenstein, T. (2012). A limited repertoire of emotion regulation strategies is associated with internalizing problems in adolescence. Social Development. Vol. 21, iss. 4, pp. 704–721. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2012.00663.x

Lyusin, D.V. (2006). [A new technique for measuring emotional intelligence: the Emin questionnaire]. Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological Diagnostics]. No. 4, pp. 3–22.

Maciejewski, D.F., Lier, P.A. van, Branje, S.J., Meeus, W.H. and Koot, H.M. (2015) A 5-year longitudinal study on mood variability across adolescence using daily diaries. Child Development. Vol. 86, iss. 6, pp. 1908–1921. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12420

Mikolajczak, M., Tran, V., Brotheridge, C.M. and Gross, J.J. (2009). Using an emotion regulation framework to predict the outcomes of emotional labor. Research On Emotion In Organizations. Vol. 5: Emotions in Groups, Organizations and Cultures. Bingley, UK: Emerald Group Publishing, pp. 245–273. DOI: https://doi.org/10.1108/s1746-9791(2009)0000005013

Nelson, E.E., Leibenluft, E., McClure, E.B. and Pine, D.S. (2005). The social re-orientation of adolescence: a neuroscience perspective on the process and its relation to psychopathology. Psychological medicine. Vol. 35, iss. 2, pp. 163–174. DOI: https://doi.org/10.1017/s0033291704003915

Nolen-Hoeksema, S. (1994). An interactive model for the emergence of gender differences in depression in adolescence. Journal of Research on Adolescence. Vol. 4, no. 4, pp. 519–534. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327795jra0404_5

Padun, M.A. (2015). [Emotion regulation and its disorders]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological Studies]. Vol. 8, no. 39. Available at: http://psystudy.ru/num/2015v8n39/1089-padun39 (accessed 20.12.2020).

Peña-Sarrionandia, A., Mikolajczak, M. and Gross, J.J. (2015). Integrating emotion regulation and emotional intelligence traditions: a meta-analysis. Frontiers in Psychology. Vol. 6. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2015.00160/full (accessed: 20.12.2020). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00160

Rasskazova, E.I., Leonova, A.B. and Pluzhnikov, I.V. (2011). [Development of the Russian version of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin]. No. 4, pp. 161–179.

Riediger, M. and Klipker, K. (2014). Emotion regulation in adolescence. Handbook of emotion regulation, ed. by J.J. Gross. New York: Guilford Press, pp. 187–202.

Schäfer, J.Ö., Naumann, E., Holmes, E.A., Tuschen-Caffier, B. and Samson, A.C. (2017). Emotion regulation strategies in depressive and anxiety symptoms in youth: A meta-analytic review. Journal of Youth and Adolescence. Vol. 46, iss. 2, pp. 261–276. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-016-0585-0

Sergienko, E.A. (2017). [Psychological health. Subjective factors]. Vestnik RGGU. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovaniye [RSUH/RGGU Bulletin. «Psyсhology. Pedagogics. Education» Series]. No. 4(10), pp. 98–117. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2017-4-98-117

Steinberg, L. (2005). Cognitive and affective development in adolescence. Trends in cognitive sciences. Vol. 9, iss. 2, pp. 69–74. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2004.12.005

Steinberg, L. (2008). A social neuroscience perspective on adolescent risk-taking. Developmental review. Vol. 28, iss. 1, pp. 78–106. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dr.2007.08.002

Sullivan, M.J.L., Bishop, S.R. and Pivik, J. (1995). The pain catastrophizing scale: development and validation. Psychological assessment. Vol. 7, iss. 4, pp. 524–532. DOI: https://doi.org/10.1037/1040-3590.7.4.524

Ulanova, A.Yu. (2019). [Cognitive regulation of emotions and attitude towards health in adolescence]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 3, pp. 379–387. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-3-379-387

Vlasova, N.V. (2017). [Features of the regulation of emotions in adolescence (on the example of pupils of a cadet boarding school)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological-Educational Studies]. Vol. 9, no. 2, pp. 70–83. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090207

Загрузки

Опубликован

30-03-2021

Выпуск

Раздел

Статьи