Каузальный след в индивидуально-интеллектуальных интеграциях. Сообщение 2. Каузальные цепи и лонгитюдные медиаторные модели

Психология

Авторы

  • Леонид Яковлевич Дорфман Пермский государственный институт культуры, 614000, Пермь, ул. Газеты Звезда, 18
  • Алексей Юрьевич Калугин Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-597-608

Ключевые слова:

системный подход, интеграция, индивидуально-интеллектуальные интеграции, каузальные цепи, лонгитюдные медиаторные модели

Аннотация

Ранее в наших работах были описаны три возможных линии интеграции: теоретические совместно с эмпирическими, кросс-теоретические и кросс-эмпирические. В настоящем исследовании проводится их эмпирическая верификация на примере теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, структурно-динамической теории интеллекта Д.В. Ушакова и теории креативного мышления Дж. Гилфорда. Производными от них выступают индивидуально-интеллектуальные интеграции, которые предстают в качестве каузальной цепи. Ее операциональным маркером служат лонгитюдные медиаторные модели. Цель исследования: функционально изучить ресурс и потенциал теорий В.С. Мерлина, Д.В. Ушакова и Дж. Гилфорда для интеграции; для этого необходимо рассмотреть индивидуально-интеллектуальные интеграции как каузальные цепи в трех временных периодах, используя лонгитюдные медиаторные модели, с акцентом на превращениях следствий прежних причин в новые причины. В исследовании приняли участие 211 студентов высших учебных заведений г. Перми, обучающиеся по направлениям гуманитарного профиля, из них 161 девушка и 50 юношей в возрасте от 17 до 22 лет на момент первого замера (M = 18.56, SD = 0.83). Тестировались свойства интегральной индивидуальности (нервной системы, темперамента и личности), кристаллизованный и флюидный интеллект, креативное мышление в трех временных периодах: настоящем, будущем, послебудущем. Основным статистическим методом анализа данных было структурное моделирование. Все тестируемые модели имели полную либо частичную согласованность с эмпирическими данными согласно индексам пригодности. Было выявлено, что кристаллизованный интеллект, флюидный интеллект и креативная гибкость связывают свойства интегральной индивидуальности в ранние и поздние периоды измерений. Однако креативные беглость и оригинальность функции медиаторов не выполняли. Скорее всего, они выполняют роль среды, на почве которой действуют лонгитюдные медиаторные модели. Результаты исследования могут лечь в основу разработки программы комплексного учета индивидуально-интеллектуальных интеграций как основы образовательного капитала личности.

Биографии авторов

Леонид Яковлевич Дорфман , Пермский государственный институт культуры, 614000, Пермь, ул. Газеты Звезда, 18

доктор психологических наук, профессор,заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

Алексей Юрьевич Калугин , Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии

Библиографические ссылки

Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». М.: Соборъ, 1996. 60 с.

Батурин Н.А., Курганский Н.А. Краткое руководство по Универсальному интеллектуальному тесту (УИТ СПЧ): Челябинск – Санкт-Петербург. СПб., 1995. 19 с.

Данилова Н.П., Шмелев А.Г. Тест-опросник Стреляу // Практикум по психодиагностике. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 4−10.

Дорфман Л.Я. Каузальный плюрализм и психология // Мир психологии. 2014. № 3(79). C. 220–236.

Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Индивидуально-интеллектуальная модель академических достижений студентов (на материале гуманитарных специальностей) // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 4. C. 68–76. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270407

Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Каузальный след в индивидуально-интеллектуальных интеграциях. Сообщение 1. Интеграции и каузальность // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 3. С. 452–464. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-3-452-464

Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Четырехфакторный опросник Я: его концептуальный и психометрический анализ // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 53–74. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/75/4

Калугин А.Ю., Щебетенко С.А., Мишкевич А.М., Сото К.Дж., Джон О.П. Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory – 2 // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 1. С. 7–33. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-7-33

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.

Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 1. Общая часть руководства. М.: Когито-Центр, 1997. 82 с.

Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М.: Смысл, 2009. 104 с.

Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 464 с.

Brown T. Confirmatory factor analysis for applied research. N.Y.: The Guilford Press, 2015. 462 p.

Browne M.W. Asymptotically distribution‐free methods for the analysis of covariance structures // British Journal of Mathematical and Statistical Psychology. 1984. Vol. 37, iss. 1. P. 62–83. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-8317.1984.tb00789.x

Byrne B.M. A primer of LISREL. N.Y.: Springer, 1989. 196 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4613-8885-2

Gana K., Broc G. Structural equation modeling with lavaan. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2019. 304 p. DOI: https://doi.org/10.1002/9781119579038

Gatignon H. Statistical analysis of management data. 3rd ed. N.Y.: Springer, 2014. 578 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4614-8594-0

Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: McGraw-Hill, 1967. 538 p.

Hayes A.F. An Index and Test of Linear Moderated Mediation // Multivariate Behavioral Research. 2015. Vol. 50, iss. 1. P. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1080/00273171.2014.962683

Hayes A.F. Introduction to Mediation, Moderation, and Conditional Process Analysis: A Regression-Based Approach (Methodology in the Social Sciences). 3rd ed. N.Y.: The Guilford Press, 2022. 732 p.

Ryu E., Cheong J. Comparing Indirect Effects in Different Groups in Single-Group and Multi-Group Structural Equation Models // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.00747/full (accessed: 18.05.2022). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00747

Shchebetenko S.A., Kalugin A.Yu., Mishkevich A.M., Soto C.J., John O.P. Measurement invariance and sex and age differences of the Big Five Inventory-2: Evidence from the Russian version // Assessment. 2019. Vol. 27, iss. 3. P. 472–486. DOI: https://doi.org/10.1177/1073191119860901

Soto C.J., John O.P. The next Big Five Inventory (BFI-2): Developing and assessing a hierarchical model with 15 facets to enhance bandwidth, fidelity, and predictive power // Journal of Personality and Social Psychology. 2017. Vol. 113, iss. 1. P. 117−143. DOI: https://doi.org/10.1037/pspp0000096

Strelau J., Angleitner A., Newberry B.H. The Pavlovian temperament survey (PTS): An international handbook. Göttingen, DE: Hogrefe & Huber, 1999. 108 p.

Strelau J., Zawadzki B. The formal characteristics of behavior – Temperament inventory (FCB–TI): Validity studies // European Journal of Personality. 1995. Vol. 9, iss. 3. P. 207−229. DOI: https://doi.org/10.1002/per.2410090304

Wallach M.A., Kogan N. Modes of thinking in young children: A study of the creativity-intelligence distinction. N.Y.: Holt, Rinehart, and Winston, 1965. 357 p.

References

Averina, I.S. and Scheblanova, E.I. (1996). Verbal’nyy test tvorcheskogo myshleniya «Neobychnoe ispol’zovanie» [Verbal test of creative thinking «Unusual use»]. Moscow: Sobor Publ., 60 p.

Baturin, N.A. and Kurganskiy, N.A. (1995). Kratkoe rukovodstvo po Universal’nomu intellektual’nomu testu (UIT SPCh): Chelyabinsk – Sankt-Peterburg [A quick guide to the Universal intelligent test: Chelyabinsk –Saint Petersburg]. St. Petersburg, 19 p.

Brown, T. (2015). Confirmatory factor analysis for applied research. New York: The Guilford Press, 462 p.

Browne, M.W. (1984). Asymptotically distribution‐free methods for the analysis of covariance structures. British Journal of Mathematical and Statistical Psychology. Vol. 37, iss. 1, pp. 62–83. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-8317.1984.tb00789.x

Byrne, B.M. (1989). A primer of LISREL. New York:Springer Publ., 196 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4613-8885-2

Danilova, N.P. and Shmelev, A.G. (1988). Testoprosnik Strelyau [Strelau’s survey]. Praktikum po psikhodiagnostike [Psychodiagnostic workshop]. Moscow: MSU Publ., pp. 4–10.

Dorfman, L.Ya. (2014). [Causal pluralism and psychology]. Mir psikhologii [World of Psychology]. No. 3(79), pp. 220–236.

Dorfman, L.Ya. and Kalugin, A.Yu. (2020). [The four-factor self questionnaire: its theoretical and psychometric properties]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology]. No. 75, pp. 53–74. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/75/4

Dorfman, L.Ya. and Kalugin, A.Yu. (2022). [A causal footprint in individual-intellectual. Part 1. Integrations

and causality]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psihologia. Sociologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 3, pp. 452–464. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-3-452-464

Dorfman, L.Ya. and Kalugin, A.Yu. (2022). [An Individual-intellectual model of students’ academic achievement (Based on humanitarian specializations)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 27, no. 4, pp. 68–76. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270407

Gana, K. and Broc, G. (2019). Structural equation modeling with lavaan. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons

Publ., 304 p. DOI: https://doi.org/10.1002/9781119579038

Gatignon, H. (2014). Statistical analysis of management data. 3rd ed. New York: Springer Publ., 578 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4614-8594-0

Guilford, J.P. (1967). The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill Publ., 538 p.

Hayes, A.F. (2015). An index and test of linear moderated mediation. Multivariate Behavioral Research. Vol. 50, iss. 1, pp. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1080/00273171.2014.962683

Hayes, A.F. (2022). Introduction to mediation, moderation, and conditional process analysis: A regressionbased approach (Methodology in the social sciences). 3rd ed. New York: The Guilford Press, 732 p.

Kalugin, A.Yu., Schebetenko, S.A., Mishkevich, A.M., Soto, C.J. and John, O.P. (2021). [Psychometric properties of the Russian version of the Big Five Inventory – 2]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 18, № 1, pp. 7–33. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-7-33

Merlin, V.S. (1986). Ocherk integral’nogo issledovaniya individual’nosti [Essay on the integral study of individuality]. Moscow:Pedagogika Publ., 256 p.

Nasledov, A.D. (2013). IBM SPSS Statistics 20 i AMOS: professional’nyy statisticheskiy analiz dannykh [IBM SPSS Statistics 20 and AMOS: Professional statistical data analysis]. St. Petersburg: Piter Publ., 416 p.

Raven, J.C., Court, J.H. and Raven, J. (1997). Rukovodstvo k progressivnym matritsam Ravena i slovarnym shkalam. Razdel 1. Obschaya chast’ rukovodstva [Manual for Raven’s progressive matrices and vocabulary scales. Section 1. General overview]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 82 p.

Ryu, E. and Cheong, J. (2017). Comparing indirect effects in different groups in single-group and multigroup structural equation models. Frontiers in Psychology. Vol. 8. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.00747/full (accessed

05.2022). DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00747

Schebetenko, S.A., Kalugin, A.Yu., Mishkevich, A.M., Soto, C.J. and John, O.P. (2020). Measurement invariance and sex and age differences of the Big Five Inventory-2: Evidence from the Russian version. Assessment. Vol. 27, iss. 3, pp. 472−486. DOI: https://doi.org/10.1177/1073191119860901

Soto, C.J. and John, O.P. (2017). The next Big Five nventory (BFI-2): Developing and assessing a hierarchical model with 15 facets to enhance bandwidth, fidelity, and predictive power. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 113, iss. 1, pp. 117−143. DOI: https://doi.org/10.1037/pspp0000096

Strelau, J., Angleitner, A. and Newberry, B.H. (1999). The Pavlovian temperament survey (PTS): an international handbook. Göttingen, DE: Hogrefe & Huber Publ., 108 p.

Strelau, J. and Zawadzki, B. (1995). The formal characteristics of behavior – Temperament inventory (FCB–TI): Validity studies. European Journal of Personality. Vol. 9, iss. 3, pp. 207−229. DOI: https://doi.org/10.1002/per.2410090304

Strelau, J., Mitina, O., Zavadskiy, B., Babaeva, Yu. and Menchuk, T. (2009). Metodika diagnostiki temperamenta (formal’no-dinamicheskikh kharakteristik povedeniya) [Method for diagnosing temperament (formal and dynamic characteristics of behavior)]. Moscow: Smysl Publ., 104 p.

Ushakov, D.V. (2011). Psikhologiya intellekta i odarennosti [Psychology of intelligence and giftedness]. Moscow: IP RAS Publ., 464 p.

Wallach, M.A. and Kogan, N. (1965). Modes of thinking in young children: A study of the creativityintelligence distinction. New York:Holt, Rinehart, and Winston Publ., 357 p.

Загрузки

Опубликован

01-12-2022

Выпуск

Раздел

Статьи