Психосемантический анализ имплицитной концепции одаренной личности у студенческой молодежи

Психология «Проблемы психосемантики в современной психологии» (тематический выпуск)

Авторы

  • Валерий Леонидович Ситников
  • Татьяна Викторовна Слотина Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9;
  • Александра Владимировна Комарова Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
  • Мария Валерьевна Карагачева Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
  • Светлана Игоревна Кедич Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
  • Наталья Станиславовна Киселева Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-554-565

Ключевые слова:

одаренность, личность, психосемантика образа, ассоциативный эксперимент, контент анализ, имплицитная теория, представления

Аннотация

Статья посвящена исследованию психосемантики имплицитных представлений об одаренной личности у современных студентов гуманитарной и технической специальностей. Цель исследования — психосемантический анализ образа одаренной личности на основе имплицитных представлений студентов различных специальностей и вузов. Выборку составили 229 респондентов: 88 человек гуманитарных специальностей, 141 — технических. Возраст колеблется от 17 до 22 лет. Выборка была выравнена по полу. Методологической основой послужила концепция исследования иерархической структуры образа человека в сознании индивида и группы, предложенная В.Л. Ситниковым. Исследование показало, что представления студентов об одаренной личности однотипны и не отличаются научностью, основу структуры и содержания образа одаренной личности у студентов гуманитарных и технических направлений разных вузов Санкт-Петербурга составляют характеристики интеллектуальной сферы личности, а самыми непопулярными оказались акизитивные характеристики, описывающие особенности отношения к материальным ценностям. На втором месте по частоте встречаемости оказались социальные характеристики. Сравнительный анализ показал, что они являются более характерными для студентов гуманитарных специальностей, также для них более свойственно употребление телесно-физических и эмоциональных характеристик. Для этой группы типично более частое указание на отрицательные качества одаренной личности. В группе студентов технического направления при описании одаренной личности чаще используются имена и качества деятельности. Психосемантический анализ имплицитной концепции одаренной личности современных студентов показал, что образ одаренного человека связан с профилем профессиональной подготовки студентов. Так, студенты технических специальностей склонны описывать одаренную личность в большой степени через ее реализацию в деятельности и через конкретные категории людей. Студенты-гуманитарии, возможно, в силу своих профессиональных предпочтений, выделяют социальные характеристики таких личностей. В целом, среди наиболее часто встречающихся слов, описывающих одаренную личность, у студентов разных направлений подготовки не выявлено кардинальных различий в иерархии определений одаренной личности.

Биографии авторов

Валерий Леонидович Ситников

доктор психологических наук, профессор профессор кафедры юридической психологии,Санкт-Петербургский университет МВД России,198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1профессор кафедры психологии,Тувинский государственный университет,667000, Республика Тыва, Кызыл, ул. Ленина, 36

Татьяна Викторовна Слотина , Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9;

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры «Прикладная психология»

Александра Владимировна Комарова , Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

кандидат психологических наук, доцент,доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики,Гуманитарный институт

Мария Валерьевна Карагачева , Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры «Прикладная психология»

Светлана Игоревна Кедич , Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры «Прикладная психология»

Наталья Станиславовна Киселева , Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

кандидат психологических наук, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики,Гуманитарный институт

Библиографические ссылки

Акованцева Л.И. Одаренность, мотивация, успеваемость: трудности и конфликты // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, № 2. С. 32–36.

Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл: ИЦ «Академия», 2002. 416 с.

Богоявленская Д.Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 14–21. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150202

Былинская Н.В. Имплицитная теория личности одаренных мальчиков и девочек у педагогов гуманитарных дисциплин // Европейский Союз Ученых (ЕСУ). 2016. № 4(25). С. 53–55.

Гусева (Кедич) С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2000. 18 с.

Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/892 (дата обращения: 06.08.2022).

Карагачева М.В., Кедич С.И., Ситников В.Л. Кросскультурные особенности образов учащихся разного уровня математической одаренности // Человек, субъект, личность в современной психологии: матер. Междунар. науч. конф., посвящ. 80‐летию А.В. Брушлинского: в 3 т. / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. Т. 3. С. 282–284.

Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. 120 с.

Колосова Е.В. Психологическая готовность студентов педагогических вузов к менторингу одаренных школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 59, ч. 4. С. 412–415.

Курасов Н.В., Ледовских И.А., Ручкова Н.А. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 3. С. 52–58. DOI: https://doi.org/10.15507/inted.080.019.201503.052

Панов В.И. Парадоксальность и природа одаренности: экопсихологический подход // Ярославский психологический вестник. 2020. Вып. 3(48). С. 26–34.

Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 177 с.

Петренко В.Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. 1998. Т. 3, № 2. С. 12–17.

Ситников В.Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса): дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 597 с.

Хиеу Ф.Т., Попова Л.В. Имплицитные представления об одаренности у вьетнамских студентов // Наука и школа. 2011. № 3. С. 122–126.

Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. T. 40, № 2 C. 15–26. DOI: https://doi.org/10.31857/s020595920002981-5

Шумакова Н.Б. Представления о творческой и успешной личности у интеллектуально одаренных подростков // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 88–99.

Berezovskaya I., Karagacheva M., Slotina T., Komarova A., Popova N. Images of Giftedness and Creativity // Technology, Innovation and Creativity in Digital Society: proceedings of the 21st International Conference «Professional Culture of the Specialist of the Future» / ed. by D. Bylieva, A. Nordmann. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 345. Cham, CH: Springer, 2022. P. 87–94. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_8

Heller K.A. Perspectives on the diagnosis of giftedness // German Journal of Psychology. 1989. Vol. 13. P. 140–159. DOI: https://doi.org/10.5282/ubm/epub.2431

Juriševič M., Žerak U. Attitudes towards gifted students and their education in the Slovenian context // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12, iss. 4. P. 101–117. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2019.0406

Lee S.-Y., Matthews M., Boo E., Kim Y.-K. Gifted students’ perceptions about leadership and leadership development // High Ability Studies. 2021. Vol. 32, iss. 2. P. 219–259. DOI: https://doi.org/10.1080/13598139.2020.1818554

Preckel F., Baudson T.G., Krolak-Schwerdt S., Glock S. Gifted and maladjusted? Implicit attitudes and automatic associations related to gifted children // American Educational Research Journal. 2015. Vol. 52, iss. 6. P. 1160–1184. DOI: https://doi.org/10.3102/0002831215596413

Zirenko M.S. Implicit theories of intelligence and personality: relations to intelligence, motivation and personality // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15, № 1. С. 39–53. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-1-39-53

References

Akovantseva, L.I. (2016). [Talent, motivation, academic perfomance: Difficulties and conflicts]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy]. Vol. 26, no. 2,pp. 32–36.

Andreeva, G.M. (2000). Psikhologiya sotsial’nogo poznaniya [Psychology of social cognition]. Moscow: Aspekt Press, 288 p.

Asmolov, A.G. (2002). Psikhologiya lichnosti: printsypy obschepsikhologicheskogo analiza [Personality psychology: principles of general psychological analysis]. Moscow: Smysl Publ., Akademiya Publ., 416 p.

Berezovskaya, I., Karagacheva, M., Slotina, T., Komarova, A. and Popova, N. (2022). Images of giftedness and creativity. D. Bylieva, A.Nordmann (eds) Technology, Innovation and Creativity in Digital Society: proceedings of the 21st International Conference«Professional Culture of the Specialist of the Future». Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 345. Cham, CH: Springer Publ., 2022, pp. 87–94. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_8

Bogoyavlenskaya, D.B. (2019). [Philosophical foundations of the theory of giftedness]. Kul’turnoistoricheskaya psikhologiya [Cultural and Historical Psychology]. Vol. 15, no. 2, pp. 14–21. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150202

Bylinskaya, N.V. (2016). [Implicit theory of the personality of gifted boys and girls among teachers of humanities]. Evropeyskiy Soyuz Uchenykh [Eurasian Union of Scientists]. No. 4(25), pp. 53–55.

Guseva, S.I. (2000). Obraz matematicheski odarennogo uchenika v soznanii pedagoga: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [The image of a mathematically gifted student in the teacher’s mind: Abstract of Ph.D. dissertation]. St. Petersburg, 18 p.

Heller, K.A. (1989). Perspectives on the diagnosis of giftedness. German Journal of Psychology. Vol. 13, pp. 140–159. DOI: https://doi.org/10.5282/ubm/epub.2431

Hieu, F.T. and Popova, L.V. (2011). [Implicit ideas about giftedness among Vietnamese students]. Nauka i shkola [Science and School]. No. 3, pp. 122–126.

Ilaltdinova, E.Yu. and Frolova, S.V. (2018). [Conceptual foundations for the identification, selection and support of pedagogicallygifted youth]. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University]. Vol. 6, no. 4. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/

jour/article/view/892 (accessed 06.08.2022). uriševič, M. and Žerak, U. (2019). Attitudes towards gifted students and their education in the Slovenian context. Psychology in Russia: State of the Art. Vol. 12, iss. 4, pp. 101–117. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2019.0406

Karagacheva, M.V., Kedich, S.I. and Sitnikov, V.L. 2013). [Cross-cultural features of images of students of different levels of mathematical giftedness]. Chelovek, sub’ekt, lichnost’ v sovremennoy psikhologii: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyaschennoy 80‐ letiyu A.V. Brushlinskogo: v 3 t. [Man, Subject, Personality in Modern Psychology. Materials of the International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of A.V. Brushlinsky: in 3 vols]. St. Petersburg: IP RAS Publ., vol. 3, pp. 282–284.

Kolosova, E.V. (2018). [Psychological readiness of students of pedagogical universities to monitor gifted schoolchildren]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. Iss. 59, pt. 4, pp. 412–415.

Kozhevnikova, O.V. and V’yuzhanina, S.A. (2016). Psikhosemantika. Metod semanticheskogo differentsiala[Psychosemantics. Semantic differential technique]. Izhevsk: Udmurt University Publ., 120 p.

Kurasov, N.V., Ledovskikh I.A. and Ruchkova N.A. (2015). [Study of the concept of giftedness as part of psychological and pedagogical knowledge]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education]. Vol. 19, no. 3, pp. 52–58. DOI:https://doi.org/10.15507/inted.080.019.201503.052

Lee, S.-Y., Matthews, M., Boo, E. and Kim, Y.-K. (2021). Gifted students’ perceptions about leadership and leadership development. High Ability Studies. Vol. 32, iss. 2, pp. 219–259. DOI: https://doi.org/10.1080/13598139.2020.1818554

Panov, V.I. (2020). [Paradoxes in the study of the nature of giftedness: eco-psychological approach]. Yaroslavskiy psikhologicheskiyvestnik [Yaroslavl Psychological Bulletin]. Iss. 3(48), pp. 26–34.

Petrenko, V.F. (1983). Vvedenie v eksperimental’nuyu psikhosemantiku: issledovanie form reprezentatsii v obydennom soznanii[Introduction to experimental psychosemantics: a study of forms of representation in ordinary consciousness]. Moscow:MSU Publ., 177 p.

Petrenko, V.F. (1998). [Psychosemantic approach to the study of consciousness and personality]. Psihologicheskoe obozrenie [Psychological Review]. Vol. 3, no. 2, pp. 12–17.

Preckel, F., Baudson, T.G., Krolak-Schwerdt, S. and Glock, S. (2015). Gifted and maladjusted? Implicit attitudes and automaticassociations related to gifted children. American Educational Research Journal. Vol. 52, ss. 6, pp. 1160–1184. DOI:

https://doi.org/10.3102/0002831215596413

Shadrikov, V.D. (2019). [Towards a new psychological theory of abilities and giftedness]. Psikhologicheskiy zhurnal [PsychologicalJournal]. Vol. 40, no. 2, pp. 15–26. DOI: https://doi.org/10.31857/s020595920002981-5

Shumakova, N.B. (2019). [The notion of a creative and successful person in intellectually gifted adolescents]. Voprosy psikhologii. No. 4, pp. 88–99. Sitnikov, V.L. (2001). Psikhologiya obraza rebenka (v soznanii sub’ektov pedagogicheskogo protsessa): dis. … d-ra psikhol. nauk [Psychology of the child’s image (in the minds of the subjects of the pedagogical process): dissertation]. St. Petersburg, 597 p.

Zirenko, M.S. (2018). Implicit theories of intelligence and personality: relations to intelligence, motivation and personality.Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics]. Vol. 15, no. 1, pp. 39–53. DOOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-1-39-5

Загрузки

Опубликован

01-12-2022

Выпуск

Раздел

Статьи