Социально-эмоциональная компетентность старших подростков: сравнение самоотчета и внешней оценки

Психология

Авторы

  • Анна Юрьевна Уланова Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-287-295

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, согласованность оценок, эмоциональная компетентность учителей, старший подростковый возраст, социально-эмоциональная

Аннотация

Эффективная оценка социально-эмоциональной компетентности детей и подростков важна не только для изучения индивидуальных и возрастных различий, но и для предупреждения поведенческих и эмоциональных трудностей и определения мишеней для педагогического воздействия. Разные способы оценки (самоотчет и внешняя оценка учителями, родителями, сверстниками) позволяют получить информацию о социально-эмоциональном развитии в разных социальных контекстах, однако не всегда обнаруживают связность, так как каждый из информантов имеет свой опыт наблюдения за теми или иными характеристиками детей. В настоящем исследовании социально-эмоциональная компетентность старших подростков рассматривается на примере эмоционального интеллекта, измеренного методом самоотчета, и внешней оценки школьным учителем разных форм социального поведения. Ставится вопрос соответствия оценок учеников и таковых учителей. Выборку исследования составили 42 подростка 14–16 лет и два учителя классов, в которых респонденты проходили обучение. Подростки заполняли опросник ЭмИн, направленный на оценку представлений респондентов о своем эмоциональном интеллекте. Учителя заполняли анкету, включающую оценку пяти разных аспектов социально-эмоционального развития, в том числе понимание эмоций и возможности использования их для прогнозирования поведения, понимание социальных ситуаций, эмпатии, просоциального поведения, коммуникативных навыков и др. В результате анализа полученных данных показана фрагментарная согласованность оценок подростков и учителей. Корреляция была обнаружена только в оценке аспекта понимания эмоций. При этом анализ согласованности оценок внутри двух разных классов (и соответственно у разных учителей) выявил существенные различия, что актуализирует вопросы качества внешней оценки и подбора экспертов при проведении исследований. Полученные результаты подводят к необходимости постановки новых исследовательских вопросов, дальнейшего поиска внешних критериев социально-эмоциональной компетентности в подростковом возрасте и подбора адекватных способов их оценки.

Биография автора

Анна Юрьевна Уланова, Институт психологии Российской академии наук, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

кандидат психологических наук,старший научный сотрудник лаборатории психологии развития субъектав нормальных и посттравматических состояниях

Библиографические ссылки

Каргина А.Е., Морозова И.С. Гендерные различия параметров эмоционального интеллекта подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9. С. 59–63. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2020.9.10

Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. URL: https://mir-nauki.com/51PSMN519.html (дата обращения: 21.10.2021).

Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. С. 65–74. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090407

Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 264–278.

Пархоменко К.С. Анализ подходов к оценке социо-эмоциональной компетентности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 2. С. 69–73.

Уланова А.Ю. Соотношение эмоционального интеллекта и когнитивной регуляции эмоций в старшем подростковом возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 1. С. 97–107. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-1-97-107

Чежина Я.В. Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта у подростков // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3, № 2. С. 174–183. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-174-183

Ahmad S., Peterson E.R., Waldie K.E., Morton S.M.B. Development of an index of socio-emotional competence for preschool children in the growing up in New Zealand study // Frontiers in Education. 2019. Vol. 4. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2019.00002/full (accessed: 21.10.2021). DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2019.00002

Buckley M., Storino M., Saarni C. Promoting emotional competence in children and adolescents: Implications for school psychologists // School Psychology Quarterly. 2003. Vol. 18, iss. 2. P. 177–191. DOI: https://doi.org/10.1521/scpq.18.2.177.21855

Ciarrochi J., Chan A.Y.C., Bajgar J. Measuring emotional intelligence in adolescents // Personality and Individual Differences. 2001. Vol. 31, iss. 7. P. 1105–1119. DOI: https://doi.org/10.1016/s0191-8869(00)00207-5

Durlak J.A., Weissberg R.P., Dymnicki A.B., Taylor R.D., Schellinger K.B. The impact of enhancing students’ social and emotional learning: A meta‐analysis of school based universal programs // Child Development. 2011. Vol. 82. iss. 1. P. 405–432. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x

Frederickson N., Petrides K.V., Simmonds E. Trait emotional intelligence as a predictor of socioemotional outcomes in early adolescence // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52, iss. 3. P. 323–328. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.10.034

Mavroveli S., Petrides K.V., Sangareau Y., Furnham A. Exploring the Relationships between Trait Emotional Intelligence and Objective Socio-Emotional Outcomes in Childhood // British Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 79, iss. 2. P. 259–272. DOI: https://doi.org/10.1348/000709908x368848

Mavroveli S., Petrides K.V., Shove C., Whitehead A. Investigation of the construct of trait emotional intelligence in children // European Child & Adolescent Psychiatry. 2008. Vol. 17, iss. 8. P. 516–526. DOI: https://doi.org/10.1007/s00787-008-0696-6

Petrides K.V. Sangareau Y., Furnham A., Frederickson N. Trait emotional intelligence and children’s peer relations at school // Social Development. 2006. Vol. 15, iss. 3. P. 537–547. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2006.00355.x

Poulou M.S. An examination of the relationship among teachers’ perceptions of social-emotional learning, teaching efficacy, teacher-student interactions, and students’ behavioral difficulties // International Journal of School & Educational Psychology. 2017. Vol. 5, iss. 2. P. 126-136. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2016.1203851

Poulou M.S. How are trait emotional intelligence and social skills related to emotional and behavioral difficulties in adolescents? // Educational Psychology. 2014. Vol. 34, iss. 3. P. 354–366. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2013.785062

Renk K. Cross-informant ratings of the behavior of children and adolescents: The «gold standard» // Journal of Child and Family Studies. 2005. Vol. 14, iss. 4. P. 457–468. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-005-7182-2

Renk K., Phares V. Cross-informant ratings of social competence in children and adolescents // Clinical Psychology Review. 2004. Vol. 24, iss. 2. P. 239–254. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2004.01.004

References

Ahmad, S., Peterson, E.R., Waldie, K.E. and Morton, S.M.B. (2019). Development of an index of socio-emotional competence for preschool children in the growing up in New Zealand study. Frontiers in Education. Vol. 4. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2019.00002/full (accessed 21.10.2021). DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2019.00002

Buckley, M., Storino, M. and Saarni, C. (2003). Promoting emotional competence in children and adolescents: Implications for school psychologists. School Psychology Quarterly. Vol. 18, iss. 2, pp. 177–191. DOI: https://doi.org/10.1521/scpq.18.2.177.21855

Chezhina, Ya.V. (2021). [Leadership qualities and emotional intelligence in adolescents]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii [Psychology in Education]. Vol. 3, no. 2, pp. 174–183. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-174-183

Ciarrochi, J., Chan, A.Y., and Bajgar, J. (2001). Measuring emotional intelligence in adolescents. Personality and Individual Differences. Vol. 31, iss. 7, pp. 1105–1119. DOI: https://doi.org/10.1016/s0191-8869(00)00207-5

Durlak, J.A., Weissberg, R.P., Dymnicki, A.B., Taylor, R.D. and Schellinger, K.B. (2011). The impact of enhancing students’ social and emotional learning: A meta‐analysis of school‐based universal interventions. Child Development. Vol. 82, iss. 1, pp. 405–432. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x

Frederickson, N., Petrides, K.V., and Simmonds, E. (2012). Trait emotional intelligence as a predictor of socioemotional outcomes in early adolescence. Personality and Individual Differences. Vol. 52, iss. 3, pp. 323–328. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.10.034

Kargina, A.E. and Morozova, I.S. (2020). [Gender differences in parameters of emotional intelligence of adolescents]. Obschestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogics]. No. 9, pp. 59–63. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2020.9.10

Kochetova, Yu.A. (2019). [Emotional intelligence and a type of interpersonal communication at the stage of early youth]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology]. Vol. 7, no. 5. Available at: https://mir-nauki.com/51PSMN519.html (accessed 21.10.2021).

Kochetova, Yu.A. and Klimakova, M.V. (2017). [Gender differences in emotional intelligence in adolescence]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological-Educational Studies]. Vol. 9, no. 4, pp. 65–74 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090407

Lyusin, D.V. (2009). [Emotional intelligence questionnaire: new psychometric data EmIn]. Sotsial’nyy i emotsional’nyy intellekt: ot modeley k izmereniyam, pod red. D.V. Lyusina, D.V. Ushakova [D.V. Lyusin, D.V. Ushakov (eds.) Social and emotional intelligence: from models to measurements]. Moscow: IP RAS Publ., pp. 264–278.

Mavroveli, S., Petrides, K.V., Sangareau, Y. and Furnham, A. (2009). Exploring the relationships between trait emotional intelligence and objective socio-emotional outcomes in childhood. British Journal of Educational Psychology. Vol. 79, iss. 2, pp. 259–272. DOI: https://doi.org/10.1348/000709908x368848

Mavroveli, S., Petrides, K.V., Shove, C. and Whitehead, A. (2008). Investigation of the construct of trait emotional intelligence in children. European Child & Adolescent Psychiatry. Vol. 17, iss. 8, pp. 516–526. DOI: https://doi.org/10.1007/s00787-008-0696-6

Parkhomenko, K.S. (2015). [Analysis of approaches to assessing socio-emotional competence in preschool and primary school age]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya [Theoretical and Experimental Psychology]. Vol. 8, no. 2, pp. 69–73.

Petrides, K.V., Sangareau, Y., Furnham, A., and Frederickson, N. (2006). Trait emotional intelligence and children’s peer relations at school. Social Development. Vol. 15, iss. 3, pp. 537–547. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2006.00355.x

Poulou, M.S. (2017). An examination of the relationship among teachers’ perceptions of social-emotional learning, teaching efficacy, teacher-student interactions, and students’ behavioral difficulties. International Journal of School & Educational Psychology. Vol. 5, iss. 2, pp. 126–136. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2016.1203851

Poulou, M.S. (2014). How are trait emotional intelligence and social skills related to emotional and behavioural difficulties in adolescents? Educational Psychology. Vol. 34, iss. 3, pp. 354–366. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2013.785062

Renk, K. (2005). Cross-informant ratings of the behavior of children and adolescents: The «gold standard». Journal of Child and Family Studies. Vol. 14, iss. 4, pp. 457–468. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-005-7182-2

Renk, K. and Phares, V. (2004). Cross-informant ratings of social competence in children and adolescents. Clinical Psychology Review. Vol. 24, iss. 2, pp. 239–254. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2004.01.004

Ulanova, A.Yu. (2021). [Interrelation of emotional intelligence and cognitive regulation of emotions in late adolescence]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psikhologia. Sotsiologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 1, pp. 97–107. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-1-97-107

Загрузки

Опубликован

29-06-2022

Выпуск

Раздел

Статьи