Кому нужна сегодня эта философия? Статья вторая. Какая философия оказалась востребована в постсоветской России

Философия

Авторы

  • Лева Асканазович Мусаелян Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-232-241

Ключевые слова:

философия, постмодернизм, глобализация, образование, коммерциализация, дегуманитаризация, дегуманизация, Парижская декларация ЮНЕСКО, преподавание философии, учебный процесс, социальные качества личности

Аннотация

Если философия есть эпоха, выраженная в мыслях, то мировоззрение цивилизации, находящейся в кризисе, не может не быть в состоянии кризиса. О том, каковы особенности философии, находящейся в кризисе, говорилось в нашей первой статье. Цивилизация — это сообщества, их элиты, определенные типы социальных индивидов, сформировавшихся под влиянием потребительского общества и по дегуманизированным образовательным учебным программам образовательных учреждений. Какова связь модных современных философских течений, представляющих кризисные тенденции мировой философии, и интересов глобальных инациональных элит, определяющих экономическую и образовательную политику в мире и в нашей стране? Для вывода цивилизации из кризиса и поиска адекватных ответов на современные глобальные вызовы общество остро нуждается в философии, обладающей солидным эвристическим и гуманистическим потенциалом. Поэтому сегодня не может дискутироваться вопрос — преподавать философию в вузе или не преподавать. Проблема заключается в том, что цивилизация, находящаяся в кризисе, не может быть спасена философией, которая порождена этим кризисом и к тому же проникла во все сферы общественной жизни, в том числе и в образование. Помимо постмодернизма, который в последние тридцать лет стал чуть ли не повальным увлечением молодых российских преподавателей и исследователей, у нас в стране много сторонников учения Гуссерля, Хайдеггера и других западных мыслителей, представляющих неклассические течения в философии. В этой связи актуальным сегодня является вопрос, какую философию преподавать в вузе и как это сделать в то отведенное реформаторами от образования время, чтобы сформировать личность, которая обладала бы социальными качествами, позволяющими противостоять современным вызовам и угрозам.

Биография автора

Лева Асканазович Мусаелян, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

доктор философских наук, доцент,заведующий кафедрой философии

Библиографические ссылки

Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства // Неприкосновенный запас. 2011. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2011/3/ideologiya-i-ideologicheskie-apparaty-gosudarstva.html (дата обращения: 12.12.2021).

Бузгалин А.В. Постмодернизм устарел… (Закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии») // Вопросы философии. 2004. № 2. С. 3–15.

Дианова В.М. Инициативы ЮНЕСКО в области совершенствования и развития философского образования // Философское образование. 2011. № 1(2). С. 63–71.

Карпов А.О. Знание, способное порождать новое знание // Вопросы философии. 2020. № 5. С. 103–115. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-103-115

Кутырев В.А. Любовь к мудрости на пороге нового века // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1998. № 3. С. 3–16.

Мариносян Х.Э. Электронная цивилизация как глобальная перспектива // Философские науки. 2016. № 6. С. 7–31.

Мнацаканян М.О. Постмодернизм: происхождение, природа и место в современной социологии. М.: Юнити-Дана, 2015. 335 с.

Мусаелян Л.А. Исторический процесс и глобализация / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2016. 128 с.

Мусаелян Л.А. Россия в XXI веке: постиндустриальная цивилизация или эпоха средневековья? // Мусаелян Л.А. Актуальные проблемы социальной философии: cб. науч. тр. Пермь, 2014. С. 188–207.

Панфилова Т.В. Проявление постмодернизма в нашей жизни // Философия и общество. 2017. № 1. С. 48–60.

Парижская декларация по философии / Доклад Генерального директора о межсекторальной стратегии в области философии. UNESCO. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000138673_rus (дата обращения: 01.12.2021).

«Реалистический поворот» в современной эпистемологии, философии сознания и философии науки? Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2017. № 1. С. 5–38.

Розин В.М. Преподавание философии: оптимизация — ликвидация или новый старт? // Философские науки. 2019. Т. 62, № 2. С. 42–57. DOI: https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-2-42-57

Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 118–125.

Сорос Дж. О глобализации. М.: Эксмо, 2004. 224 с.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2004. 352 с.

Хеннер Е.К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 9–31. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-9-31

Черникова И.В. Сохранение природы человека как глобальная проблема // Вопросы философии. 2016. № 9. С. 36–43.

Эрштейн Л.Б. Чрезмерные нагрузки преподавателей вузов как фактор разрушения высшего образования в России // Вестник Пермского национально-исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 2. С. 75–87. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9354/2021.2.6

References

Althusser, L. (2011). [Ideology and ideological apparatuses of the state]. Neprikosnovennyy zapas [Emergency Ration]. No. 3. Available at: https://magazines.gorky.media/nz/2011/3/ideologiya-i-ideologicheskie-apparaty-gosudarstva.html (accessed12.12.2021).

Buzgalin, A.V. (2004). [Outdated postmodernism… (The decline of neoliberalism might be fraught with the danger of a «Proto-empire»)]. Voprosy Filosofii. No. 2, pp. 3–15.

Chernikova, I.V. (2016). [Preservation of human nature as a global problem]. Voprosy Filosofii. No. 9, pp. 36–43.

Dianova, V.M. (2011). [UNESCO initiatives in the field of improvement and development of philosophical education]. Filosofskoe obrazovanie [Philosophical Education]. No. 1(2), pp. 63–71.

Ershtein, L.B. (2021). [Excessive workload of university teachers as a factor of destruction of higher education in Russia]. Vestnik Permskogo natsional’no-issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial’no-ekonomicheskiye nauki [PNRPU Sociology and Economics Bulletin]. No. 2, pp. 75–87. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9354/2021.2.6

Fukuyama, F. (2004). Nashe postchelovecheskoe buduschee. Posledstviya biotekhnologicheskoy revolyutsii [Our posthuman future. Consequences of the biotech revolution]. Moscow: AST Publ., 352 p.

Karpov, A.O. (2020). Znanie, sposobnoe porozhdat’ novoe znanie [Knowledge that can generate new knowledge: from the perspective of science and education]. Voprosy Filosofii. No. 5, pp. 103–115. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-103-115

Khenner, E.K. (2018). [Professional knowledge and professional competencies in higher education]. Obrazovanie i nauka [The Education and Science Journal]. Vol. 20, no. 2, pp. 9–31. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-9-31

Kutyrev, V.A. (1998). [Love for wisdom on the threshold of a new age]. Vestnik Moskvovskogo Universiteta. Seriya 7: Filosofiya [Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy]. No. 3, pp. 3–16.

Marinosyan, Kh.E. (2016). [Electronic civilization as a global perspective]. Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No. 6, pp. 7–31.

Mnatsakanyan, M.O. (2015). Postmodernizm: proiskhozhdenie, priroda i mesto v sovremennoy sotsiologii [Postmodernism: origin, nature and place in modern sociology]. Moscow: Yuniti-Dana Publ., 335 p.

Musaelyan, L.A. (2016). Istoricheskiy protsess i globalizatsiya [Historical process and globalization]. Perm, 128 p.

Musaelyan, L.A. (2014). [Russia in the 21st century: post-industrial civilization or the Middle Ages?]. Aktual’nye problemy sotsial’noy filosofii [Actual Problems of Social Philosophy]. Perm, pp. 188–207.

Panfilova, T.V. (2017). [Manifestation of postmodernism in our life]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 1, pp. 48–60.

[Paris Declaration on Philosophy]. Report by the Director-General on an intersectoral strategy on philosophy. UNESCO. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000138673_rus (accessed 01.12.2021).

«Realisticheskiy povorot» v sovremennoy epistemologii, filosofii soznaniya i filosofii nauki? Materialy «kruglogo stola» (2017). [«Realistic turn» in contemporary epistemology, philosophy of mind and philosophy of science? Materials of «round table»]. Voprosy filosofii. No. 1, pp. 5–38.

Rozin, V.M. (2019). [Teaching philosophy: An optimization — liquidation or a new start?]. Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. Vol. 62, no. 2, pp. 42–57. DOI: https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-2-42-57

Solov’ev, V.S. (1988). [Historical affairs of philosophy]. Voprosy Filosofii. No. 8, pp. 118–125.

Soros, G. (2004). O globalizatsii [About globalization]. Moscow: Eksmo Publ., 224 p.

Загрузки

Опубликован

29-06-2022

Выпуск

Раздел

Статьи