Насколько «Зловещая долина» зловеща на самом деле? Опыт деконструкции дискурса

Философия

Авторы

  • Наталья Викторовна Столбова Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29
  • Елена Владимировна Середкина Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29
  • Олег Степанович Мышкин

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-91-107

Ключевые слова:

«Зловещая долина», человеко-машинное взаимодействие, инструмент-анализ, М. Хайдеггер, онтологический разрыв, объектно-ориентированная онтология, гиперобъекты, Г. Харман, Т. Мортон

Аннотация

После того как японский ученый Масахиро Мори впервые столкнулся с феноменом, названным им «Зловещей долиной», предпринималось множество попыток объяснить это явление. Тем не менее и сегодня «Зловещая долина» остается проблемой не только для тех, кто по роду своей деятельности сталкивается с ней в техническом производстве, — инженеров-робототехников, программистов и дизайнеров антропоморфных роботов, но и для философии (в частности, философской антропологии и онтологии). В настоящей статье авторы не столько предлагают объяснение этого феномена (эта работа преимущественно остается делом психологов, социологов и философов, исследующих человеческую ментальность), сколько демонстрируют программу включения этой проблемы в схемы некоторых современных онтологий. Следуя за Тимоти Мортоном, рассматривающим «Зловещую долину» в книгах «Гиперобъекты. Философия и экология после конца мира», «Стать экологичным» и ряде статей, авторы предприняли попытку продемонстрировать недостаточность как «классических», нововременных, подходов к анализу технического и его взаимодействия с людьми и, далее, — способа выстраивания технических практик, являющегося их результатом, так и инструмент-анализа М. Хайдеггера, предложенного им в «Бытии и времени». В статье демонстрируется, что проблема «Зловещей долины» представляет собой только один из примеров онтологического разрыва, основание для которого было заложено Модерном, и что ее разрешение возможно, следовательно, только путем ее рассредоточения в более широкой онтологической проблематике технического. Осуществление такого «рассредоточения» как в теоретическом аспекте онтологии, так и в аспекте преобразования наших практик — повседневных, мыслительных и производственных — может стать одним из краеугольных камней в фундаменте будущего сосуществования людей и не-людей.

Биографии авторов

Наталья Викторовна Столбова , Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

кандидат философских наук,доцент кафедры философии и праваПермский национальный исследовательскийполитехнический университет

Елена Владимировна Середкина , Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

кандидат философских наук, доцентдоцент кафедры философии и права,Пермский национальный исследовательскийполитехнический университет руководитель отдела«Человеко-машинное взаимодействие»,Компания «Промобот»

Олег Степанович Мышкин

независимый исследователь, переводчик619650, Пермский край, пос. Гайны

Библиографические ссылки

Беннетт Дж. Пульсирующая материя: Политическая экология вещей. Пермь: Гиле Пресс, 2018. 220 с.

Брайант Л.Р. Демократия объектов. Пермь: Гиле Пресс, 2019. 320 с.

Джордан Д. Роботы. М.: Изд. группа «Точка», 2017. 272 c.

Иванов А.Г., Пупышева И.Н. Когда Хайдеггер — продюсер: как быть экологичным по версии Тимоти Мортона // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 3. С. 129–135. DOI: https://doi.org/10.25206/2542-0488-2019-4-3-129-135

Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 414 с.

Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. М.: Прогресс-Традиция; Дом интеллект. книги, 1999. 284 с.

Михайловский А.В. Хайдеггер и Аристотель о techne и physis. Cтатья первая. Герменевтическое значение Аристотеля для формирования хайдеггеровской мысли о технике // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 3(5). С. 37–51. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6401-2016-3-37-51

Мортон Т. Гиперобъекты: Философия и экология после конца мира. Пермь: Гиле Пресс, 2019. 284 с.

Мортон Т. Стать экологичным. М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. 240 с.

Сафрански Р. Хайдеггер. Германский мастер и его время. М.: Молодая гвардия, 2005. 624 с.

Середкина Е.В. Философские основания прикладного антропоморфизма в социальной робототехнике // Технологос. 2020. № 4. С. 56–63. DOI: https://doi.org/10.15593/perm.kipf/2020.4.05

Тавризян Г.М. Философы ХХ века о технике и «технической цивилизации». М.: РОССПЭН, 2009. 216 с.

Фрейд З. Жуткое // Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. С. 265–281.

Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 510 с.

Харауэй Д. Оставаясь со смутой: Заводить сородичей в Хтулуцене. Пермь: Гиле Пресс, 2020. 340 с.

Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера. Пермь: Гиле Пресс, 2015. 152 с.

Шавиро С. Вне критериев: Кант, Уайтхед, Делѐз и эстетика. Пермь: Гиле Пресс, 2018. 210 с.

Bartneck C., Kanda T., Ishiguro H., Hagita N. My robotic doppelgänger — A critical look at the uncanny valley // 18th IEEE International Symposium on Robot and Human Interactive Communication (RO-MAN 2009) (14–18 October 2009): proceedings. New Delhi, IN, 2009. P. 269–276. DOI: https://doi.org/10.1109/roman.2009.5326351

Brassier R. Alien Theory. The Decline of Materialism in the Name of Matter (Thesis submitted in partial fulfilment of the requirement for the degree of Doctor of Philosophy in Philosophy). University of Warwick, 2001. 242 p.

Dumouchel P., Damiano L. Living with Robots / trans. by M. DeBevoise. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2017. 280 p. DOI: https://doi.org/10.4159/9780674982840

Expo ’70 Fujipan Pavillion Robots — Tezuka/Aizawa (Japanese). 2011. URL: http://cyberneticzoo.com/robots/1970-expo-70-fujipan-pavillion-robots-tezukaaizawa-japanese (accessed: 04.10.2021).

Gardner W.O. The 1970 Osaka Expo And/As Science Fiction // Review Of Japanese Culture And Society. 2011. Vol. 28. P. 26–43.

Kageki N. An Uncanny Mind: Masahiro Mori on the Uncanny Valley and Beyond: An interview with the Japanese professor who came up with the uncanny valley of robotics // IEEE Spectrum. 2012. Jun. 12. URL: https://spectrum.ieee.org/automaton/robotics/humanoids/an-uncanny-mind-masahiro-mori-on-the-uncanny-valley (accessed: 04.10.2021).

Kätsyri J., Förger K., Mäkäräinen M., Takala T. A review of empirical evidence on different uncanny valley hypotheses: support for perceptual mismatch as one road to the valley of eeriness // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2015.00390/full (accessed: 03.10.2021). DОI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00390

Mar A. Modern Love: Are We Ready for Intimacy With Robots? // Wired. 2017. Oct. 17. URL:https://www.wired.com/2017/10/hiroshi-ishiguro-when-robots-act-just-like-humans/ (accessed: 10.10.2021).

Mori M. Bukimi no tani [The uncanny valley] // Energy. 1970. Vol. 7, iss. 4. P. 33–35.

Mori M. The Uncanny Valley / transl. by K.F. MacDorman, N. Kageki // IEEE Robotics & Automation Magazine. 2012. Vol. 19, iss. 2. P. 98–100. URL: https://spectrum.ieee.org/automaton/robotics/humanoids/the-uncanny-valley (accessed: 04.10.2021). DOI:https://doi.org/10.1109/mra.2012.2192811

Reichardt J. Robots: Fact, Fiction, and Prediction. L.: Penguin Books, 1978. 168 p.

Robertson J. Robo sapiens japanicus Robots: Gender, Family, and the Japanese Nation. Oakland, CA: University of California Press, 2017. 280 p. DOI: https://doi.org/10.1525/california/9780520283190.001.0001

Rosales-Rodriguez A. Die Technikdeutung Martin Heideggers in ihrer systematischen Entwicklung und philosophischen Aufnahme: Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Würde eines Doktors der Philosophie (Dr. phil). Dortmund, 1994. 190 S.

Samuel S. Robot priests can bless you, advise you, and even perform your funeral // Vox. 2020. Jan. 13. URL:https://www.vox.com/future-perfect/2019/9/9/20851753/ai-religion-robot-priest-mindar-buddhism-christianity (accessed: 10.10.2021).

Zhdanova S.Yu., Puzyreva L.O., Mishlanova S.L., Seredkina E.V., Zhdanov M.A. Human-robot interaction: perception and reflection // Science and Global Challenges of the 21st Century — Science and Technology. Perm Forum 2021 / ed. by A. Rocha, E. Isaeva. Cham, CH: Springer, 2022. P. 791–801. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-89477-1_73

References

Bartneck, C., Kanda, T., Ishiguro, H. and Hagita, N. (2009). My robotic doppelganger — A critical look at the uncanny valley. 18th IEEE International Symposium on Robot and Human Interactive Communication (RO-MAN 2009) (14–18 October 2009): proceedings. New Delhi, IN, pp. 269–276. DOI: https://doi.org/10.1109/roman.2009.5326351

Bennett, J. (2018). Pul’siruyushchaya materiya: Politicheskaya ekologiya veshchey [Pulsating Matter: The Political Ecology of Things]. Perm: Hyle Press, 220 p.

Brassier R. Alien Theory. The Decline of Materialism in the Name of Matter (Thesis submitted in partial fulfilment of the requirement for the degree of Doctor of Philosophy in Philosophy). University of Warwick, 2001. 242 p.

Bryant, L.R. (2019). Demokratiya ob’yektov [Democracy of objects]. Perm: Hyle Press, 320 p.

Dumouchel, P. and Damiano, L. (2017). Living with robots. Cambridge, MA: Harvard University Press, 280 p. DOI: https://doi.org/10.4159/9780674982840

Expo ’70 Fujipan Pavillion Robots — Tezuka/Aizawa (Japanese) (2011). Available at: http://cyberneticzoo.com/robots/1970-expo-70-fujipan-pavillion-robots-tezukaaizawa-japanese (accessed 04.10.2021).

Freud, Z. (1995). Zhutkoe [The uncanny]. Khuduzhnik i fantazirovanie [Artist and fantasy]. Moscow: Respublika Publ., pp. 265–281.

Gardner, W.O. (2011). The 1970 Osaka expo and/as science fiction. Review Of Japanese Culture And Society. Vol. 28, pp. 26–43.

Haraway, D. (2020). Ostavayas’ so smutoy: Zavodit sorodichey v Khtulutsene [Staying with the trouble: Making kin in the Chthulucene]. Perm: Hyle Press., 340 p.

Harman, G. (2015). Chetveroyakiy ob’ekt: Metafizika veschey posle Heideggera [The quadruple object]. Perm: Hyle Press., 152 p.

Heidegger, M. (2003). Bytie i vremya [Being and time]. Kharkov: Folio Publ., 510 p.

Ivanov, A.G. and Pupysheva, I.N. (2019). [When Heidegger is a producer: being ecological according to version of Timothy Morton]. Omskiу nauchnyу vestnik. Seriya: Obschestvo. Istoriya. Sovremennost’ [Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity]. Vol. 4, no. 3, pp. 129–135. DOI: https://doi.org/10.25206/2542-0488-2019-4-3-129-135

Jordan, D. (2017). Roboty [Robots]. Moscow: Tochka Publ., 272 p.

Kageki, N. (2012). An uncanny mind: Masahiro Mori on the uncanny valley and beyond: An interview with the Japanese professor who came up with the uncanny valley of robotics. IEEE Spectrum. Jun. 12. Available at: https://spectrum.ieee.org/automaton/robotics/humanoids/an-uncanny-mind-masahiro-mori-on-the-uncanny-valley (accessed 04.10.2021).

Kätsyri, J., Förger, K., Mäkäräinen, M. and Takala, T. (2015). A review of empirical evidence on different uncanny valley hypotheses: support for perceptual mismatch as one road to the valley of eeriness. Frontiers in Psychology. Vol. 6. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2015.00390/full (accessed 03.10.2021). DОI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00390

Latour, B. (2013). Nauka v deistvii: sleduya za uchenymi i inzhenerami vnutri obschestva [Science in action. How to follow scientists and engineers through society]. St. Petersburg: EUSP Publ., 414 p.

Mar, A. (2017). Modern love: Are we ready for intimacy with robots? Wired. Oct. 17. Available at: https://www.wired.com/2017/10/hiroshi-ishiguro-when-robots-act-just-like-humans/ (accessed 10.10.2021).

Mikhailov, I.A. (1999). Ranniу Heidegger: Mezhdu fenomenologieу i filosofieу zhizni [Early Heidegger: Between phenomenology and philosophy of life]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., Dom Intellektual’noу Knigi Publ. 284 p.

Mikhailovskiy, A.V. (2016). [Heidegger and Aristotle on techne and physis. Part one. The hermeneutical significance of Aristotle for the formation of Heidegger’s idea of technics]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie [RSUH/RGGU Bulletin. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies]. No. 3(5), pp. 37–51.

Mori, M. (1970). [The uncanny valley]. Energy. Vol. 7, iss. 4, pp. 33–35.

Mori, M. (2012). The uncanny valley: transl. by K.F. MacDorman, N. Kageki. IEEE Robotics & Automation Magazine. Vol. 19, iss. 2, pp. 98–100. Available at: https://spectrum.ieee.org/automaton/robotics/humanoids/the-uncanny-valley (accessed 04.10.2021). DOI: https://doi.org/10.1109/mra.2012.2192811

Morton, T. (2019). Giperob’ekty: Filosofiya i ekologiya posle kontsa mira [Hyperobjects: Philosophy and ecology after the end of the world]. Perm: Hyle Press, 284 p.

Morton, T. (2019). Stat’ ekologichnym [Being ecological]. Moscow: Ad Marginem Press., 240 p.

Reichardt, J. (1978). Robots: Fact, fiction, and prediction. London: Penguin Books Publ., 168 p.

Robertson, J. (2017). Robo sapiens japanicus Robots: Gender, Family, and the Japanese Nation. Oakland, CA: University of California Press., 280 p. DOI: https://doi.org/10.1525/california/9780520283190.001.0001

Rosales-Rodriguez, A. (1994). Die Technikdeutung Martin Heideggers in ihrer systematischen Entwicklung und philosophischen Aufnahme: Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Würde eines Doktors der Philosophie (Dr. phil) [The interpretation of Martin Heidegger’s technique in its systematic development and philosophical reception: inaugural dissertation on obtaining the dignity of a doctor of philosophy (Dr. phil)]. Dortmund, 190 S.

Safranski, R. (2005). Heidegger. Germanskiy master i ego vremya [German master and his time]. Moscow: Molodaya Gvardiya Publ., 624 p.

Samuel, S. (2020). Robot priests can bless you, advise you, and even perform your funeral. Vox. Jan. 13. Available at: https://www.vox.com/future-perfect/2019/9/9/20851753/ai-religion-robot-priest-mindar-buddhism-christianity (accessed 10.10.2021).

Seredkina, E.V. (2020). [Philosophical foundations of applied anthropomorphism in social robotics]. Technologos. No. 4, pp. 56–63. DOI: https://doi.org/10.15593/perm.kipf/2020.4.05

Shaviro, S. (2018). Vne kriteriyev: Kant, Uaytkhed, Delèz i estetika [Beyond Criteria: Kant, Whitehead, Deleuze and Aesthetics]. Perm: Hyle Press, 210 p.

Tavrizyan, G.M. (2009). Filosofy XX veka o tekhnike i «tekhnicheskoу tsivilizatsii» [20th century philosophers on technology and «technical civilization»]. Moscow: ROSSPEN Publ., 216 p.

Zhdanova, S.Yu., Puzyreva, L.O., Mishlanova, S.L., Seredkina, E.V. and Zhdanov, M.A. (2021). Human-robot interaction: perception and reflection. Science and Global Challenges of the 21st Century — Science and Technology. Perm Forum 2021. Cham, CH: Springer Publ., pp. 791–801. DOI https://doi.org/10.1007/978-3-030-89477-1_73

Загрузки

Опубликован

30-03-2022

Выпуск

Раздел

Статьи