Кому нужна сегодня эта философия? Cтатья первая. Почему существует сомнение в необходимости преподавания философии в вузах России

Философия

Авторы

  • Лева Асканазович Мусаелян Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-78-90

Ключевые слова:

философия и социальная реальность, кризис цивилизации, интеллектуальный кризис современного общества, деперсонализация человека, десубъективизация социальных индивидов, постмодернизм

Аннотация

Культура есть синтетическая характеристика уровня развития человеческой сущности, проявляющаяся в деятельности человека и результатах этой деятельности, к коим относится и философия. Но философия не «рядовой» компонент культуры, это «квинтэссенция человеческой культуры» (Маркс). Сложность в понимании человека как универсального социального существа и многогранность его деятельности являются факторами, определяющими дискуссии в трактовке сущности философии, ее задач, функций и роли в общественной жизни. Философия, по известному определению Гегеля, есть эпоха, выраженная в мыслях. Чтобы познать эпоху или конкретное общество, необходимо изучить и понять его философию, поскольку она является индикатором состояния существующей социальной реальности. Исторический процесс является выражением развивающейся человеческой сущности, проявляющейся и в развитии самой философии. Однако этот процесс имеет противоречивый, неоднородный характер, где мощные подъемы чередуются с кризисами, дающими о себе знать и в самой философии. Но состояние последней не является простым зеркальным отражением характера процессов, происходящих в социальной реальности. Здесь, как свидетельствует история, существует взаимная обусловленность. Философия может способствовать углублению кризисных тенденций в общественной жизни, но может и помочь вывести общество из глубокого кризиса и даже изменить вектор его исторического движения.

Биография автора

Лева Асканазович Мусаелян, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Доктор философских наук, доцент,заведующий кафедрой философииПермский государственный национальный исследовательский университет

Библиографические ссылки

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 96 с.

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Изд. дом «Постум», 2015. 240 с.

Бубенцова К. Философия как практика создания концептов // Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. С. 4–5.

Гильдебранд Д. фон. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1997. 373 с.

Главацкий М.Е. «Философский пароход»: год 1922-й. Историографические этюды. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 224 с.

Гобозов И.А. Глобализация и примитивизация общества // Философия и общество. 2009. № 2(54). С. 5–19.

Гобозов И.А. Интеллектуальный кризис общества // Философия и общество. 2010. № 3(59). С. 5–21.

Гобозов И.А. Куда катится философия?! От поиска истины к постмодернистскому трепу. М.: Издатель Савин С.А., 2005. 202 с.

Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. 480 с.

Губанов Н.И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество. 2007. № 1(45). С. 54–68.

Делёз Ж. О философии // Делёз Ж. Переговоры. 1972–1990. СПб.: Наука, 2004. С. 176–202.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Беседа об «Анти-Эдипе» // Делёз Ж. Переговоры. 1972–1990. СПб.: Наука, 2004. С. 25–40.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.

Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 53–57.

Каменский З.А. Философия как наука: классическая традиция и современные споры. М.: Наука, 1995. 175 с.

Капица С.П. Предисловие к переводу книги «Интеллектуальные уловки» Алана Сокала и Жана Брикмона // Сокaл А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: Дом интеллект. книги, 2002. С. 6–8.

Лекторский В.А. Зачем нужна сегодня философия // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 140–143.

Лившиц Р.Л. Философский урок «Философского парохода» // Новые идеи в философии. 2020. Вып. 7(28). С. 207–216.

Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. СПб.: Азбука, 2018. 448 с.

Малинов А.В., Троицкий С.А. Русская философия под запретом (к 90-летию «философского парохода») // Новое литературное обозрение. 2013. № 1(119). С. 53–66.

Мамардашвили М.К. Быть философом — это судьба // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. М.: Прогресс; Культура, 1992. С. 27–40.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. М.: Прогресс; Культура, 1992. С. 14–26.

Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1968. Т. 46, ч. 1. С. 3–510.

Межуев В.И. Философия в современной культуре // Философский журнал. 2008. № 1. С. 14–23.

Межуев В.И. Философия как идеология // Философский журнал. 2017. Т. 10, № 4. С. 171–180. DOI: https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-4-171-180

Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры. М.: Соврем. тетради, 2005. 424 с.

Момджян К.Х. Возвращаясь к поиску истин: еще раз о состоянии современной социальной философии // Вопросы философии. 2021. № 2. C. 29–41. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-29-41

Мусаелян Л.А. Исторический процесс и глобализация / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2016. 128 с.

Мусаелян Л.А. К вопросу о научности философии // Новые идеи в философии: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2000. Вып. 9. С. 196–205.

Никитенко А.В. Дневник: в 3 т. Т. 1: 1826–1857. М.: Гослитиздат, 1955. 543 с.

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. 1989. № 6. С. 52–62.

Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. 2-е изд. М.: Мысль, 1982. 301 с.

Отклики на статью А.Л. Никифорова «Является ли философия наукой?» // Философские науки. 1989. № 12. С. 69–79.

Отклики на статью А.Л. Никифорова «Является ли философия наукой?» // Философские науки. 1990. № 1. С. 82–87.

Отклики на статью А.Л. Никифорова «Является ли философия наукой?» // Философские науки. 1990. № 2. С. 64–71.

Отклики на статью А.Л. Никифорова «Является ли философия наукой?» // Философские науки. 1990. № 3. С. 102–110.

Ратников В.П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность // Философия и общество. 2002. № 4(29). С. 120–132.

Рорти Р., Ваттимо Дж., Забала С. Каково будущее религии после метафизики? // Логос. 2008. № 4(67). С. 93–110.

Сокaл А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: Дом интеллект. книги, 2002. 248 с.

Фромм Э. Иметь или быть? // Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: АСТ, 2000. C. 185–437.

References

Baudrillard, J. (2000). V teni molchalivogo bol’shinstva, ili Konets sotsial’nogo [In the shadow of the silent majorities, or, the end of the social]. Ekaterinburg: UrSU Publ., 96 p.

Baudrillard, J. (2015). Simulyakry i simulyatsiya [Simulacra and simulation]. Moscow: Postum Publ., 240 p.

Bubentsova, K. (1998). [Philosophy as the practice of creating concepts]. Deleuze J., Guattari F. Chto takoe filosofiya?[Deleuze J., Guattari F. What is philosophy?]. Moscow: IEP Publ., St. Petersburg: Aleteyya Publ., pp. 4–5.

Deleuze, J. (2004). [About philosophy]. Deleuze J. Peregovory. 1972–1990 [Deleuze J. Negotiations. 1972–1990]. St. Petersburg: Nauka Publ., pp. 176–202.

Deleuze, J. and Guattari, F. (1998). Chto takoe filosofiya? [What is philosophy?]. Moscow: IES Publ., St. Petersburg: Aleteyya Publ., 288 p.

Deleuze, J. and Guattari F. (2004). [Discourse on «Anti-Oedipus»]. Deleuze J. Peregovory. 1972–1990 [Deleuze J. Negotiations. 1972–1990]. St. Petersburg: Nauka Publ., pp. 25–40.

Derrida, J. (1992). Pis’mo yaponskomu drugu [Letter to a Japanese friend].Voprosy Filosofii. No. 4, pp. 53–57.

Fromm, E. (2000). [To have or to be?]. Fromm E. Velichie i ogranichennost’ teorii Freyda [Greatness and limitations of Freud’s thought]. Moscow: AST Publ., pp. 185–437.

Glavatskiy, M.E. (2002). «Filosofskiy parokhod»: god 1922-y. Istoriograficheskie trudy [«Philosophical steamboat»: the year 1922: Historiographic studies]. Ekaterinburg: UrSU Publ., 224 p.

Gobozov, I.A. (2005). Kuda katitsya filosofiya?! Ot poiska istiny k postmodernistskomu trepu [Who needs such philosophy? From the search for truth to postmodernism chatter]. Moscow: Savin S.A. Publ., 202 p.

Gobozov, I.A. (2009). [Globalization and primitivization of society]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 2(54), pp. 5–19.

Gobozov, I.A. (2010). [Intellectual crisis of society]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 3(59), pp. 5–21.

Graham, L.R. (1991). Estestvoznanie, filosofiya i nauki o chelovecheskom povedenii v Sovetskom Soyuze [Science, philosophy, and human behavior in the Soviet Union]. Moscow: Politizdat Publ., 480 p.

Gubanov, N.I. (2007). [The poverty of the philosophy of postmodernism]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 1(45), pp. 54–68.

Hildebrand, D. fon (1997). Chto takoe filosofiya? [What is philosophy?]. St. Petersburg: Aleteyya Publ., 373 p.

Kamenskiy, Z.A. (1995). Filosofiya kak nauka: klassicheskaya traditsiya i sovremennye spory [Philosophy as a science: classical tradition and modern disputes]. Moscow: Nauka Publ., 175 p.

Kapitsa, S.P. (2002). [Foreword to the translation of the book «Intellectual Tricks» by Alan Sokal and Jean Bricmont]. Sokal A., Brikmon Zh. Intellektual’nye ulovki. Kritika sovremennoy filosofii postmoderna [Sokal A., Brickmon J. Intellectual tricks.Criticism of modern postmodern philosophy]. Moscow: Dom Intellektual’noy Knigi Publ., pp. 6–8.

Lektorskiy, V.A. (2017). [Why is philosophy needed today?]. Voprosy Filosofii. No. 7, pp. 140–143.

Likhachev, D.S. (2018). Zametki i nablyudeniya. Iz zapisnykh knizhek raznykh let [Notes and observations. From notebooks of different years]. St. Petersburg: Azbuka Publ., 448 p.

Livshits, R.L. (2020). [Philosophical lesson «Philosophical ship»]. Novye idei v filosofii [New Ideas in Philosophy]. Iss. 7(28), pp. 207–216.

Malinov, A.V. and Troitskiy, S.A. (2013). [Russian philosophy banned (to the 90th anniversary of the «Philosophical Steamboat»)]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review]. No. 1(119), pp. 53–66.

Mamardashvili, M.K. (1992). [On understanding philosophy]. Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu[Mamardashvili M.K. On understanding philosophy]. Moscow: Progress Publ., Kul’tura Publ., pp. 14–26.

Mamardashvili, M.K. (1992). [To be a philosopher is fate]. Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu[Mamardashvili M.K. On understanding philosophy]. Moscow: Progress Publ., Kul’tura Publ., pp. 27–40.

Marx, K. (1968). [Economic Manuscripts 1857–1859]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols.]. Moscow: Politizdat Publ.,Vol. 46, pt. 1, pp. 3–510.

Mezhuev, V.I. (2008). [Philosophy in modern culture]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal]. No. 1, pp. 14–23.

Mezhuev, V.I. (2017). [Philosophy as an ideology]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal]. Vol. 10, no. 4, pp. 171–180. DOI: https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-4-171-180

Mironov, V.V. (2005). Filosofiya i metamorfozy kul’tury [Philosophy and metamorphoses of culture]. Moscow: SovremennyeTetradi Publ., 424 p.

Momdzhyan, K.Kh. (2021). [Returning to the search for truth: once again on the status of contemporary social philosophy]. Voprosy filosofii. No. 2, pp. 29–41. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-29-41

Musaelyan, L.A. (2000). [To the question of the scientific nature of philosophy]. Novye idei v filosofii: sbornik nauch. trudov[New Ideas in Philosophy: collect. of scientific works]. Perm, iss. 9, pp. 196–205.

Musaelyan, L.A. (2016). Istoricheskiy protsess i globalizatsiya [Historical process and globalization]. Perm: PSU Publ., 128 p.

Nikiforov, A.L. (1989). [Is philosophy a science?]. Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No. 6, pp. 52–62.

Nikitenko, A.V. (1955). Dnevnik: v 3 t. T. 1: 1826–1857 [Diary: in 3 vols. Vol. 1: 1826–1857]. Moscow: Goslitizdat Publ., 543 p.

Oizerman, T.I. (1982). Problemy istoriko-filosofskoy nauki [Problems of historical and philosophical science]. Moscow: Mysl’ Publ., 301 p.

Otkliki na stat’yu A.L. Nikiforova «Yavlyaetsya li filosofiya naukoy?» [Responses to the article by A.L. Nikiforova «Is philosophy a science?»] (1989). Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No. 12, pp. 69–79.

Otkliki na stat’yu A.L. Nikiforova «Yavlyaetsya li filosofiya naukoy?» [Responses to the article by A.L. Nikiforova «Is philosophy a science?»] (1990). Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No. 1, pp. 82–87.

Otkliki na stat’yu A.L. Nikiforova «Yavlyaetsya li filosofiya naukoy?» [Responses to the article by A.L. Nikiforova «Is philosophy a science?»] (1990). Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences].No. 2, pp. 64–71.

Otkliki na stat’yu A.L. Nikiforova «Yavlyaetsya li filosofiya naukoy?» [Responses to the article by A.L. Nikiforova «Is philosophy a science?»] (1990). Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences].No. 3, pp. 102–110.

Ratnikov, V.P. (2002). [Postmodernism: origins, formation, essence]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 4(29), pp. 120–132.

Rorti, R., Vattimo, Dzh. and Zabala, S. (2008). [What is the future of religion after metaphysics?]. Logos. No. 4(67), pp. 93–110.

Sokal, A. and Brikmon, Zh. (2002). Intellektual’nye ulovki. Kritika sovremennoy filosofii postmoderna [Intellectual tricks. Criticism of modern postmodern philosophy]. Moscow: Dom Intellektual’noy Knigi Publ., 248 p.

Загрузки

Опубликован

30-03-2022

Выпуск

Раздел

Статьи