Кому нужна сегодня эта философия? Cтатья первая. Почему существует сомнение в необходимости преподавания философии в вузах России
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-78-90Ключевые слова:
философия и социальная реальность, кризис цивилизации, интеллектуальный кризис современного общества, деперсонализация человека, десубъективизация социальных индивидов, постмодернизмАннотация
Культура есть синтетическая характеристика уровня развития человеческой сущности, проявляющаяся в деятельности человека и результатах этой деятельности, к коим относится и философия. Но философия не «рядовой» компонент культуры, это «квинтэссенция человеческой культуры» (Маркс). Сложность в понимании человека как универсального социального существа и многогранность его деятельности являются факторами, определяющими дискуссии в трактовке сущности философии, ее задач, функций и роли в общественной жизни. Философия, по известному определению Гегеля, есть эпоха, выраженная в мыслях. Чтобы познать эпоху или конкретное общество, необходимо изучить и понять его философию, поскольку она является индикатором состояния существующей социальной реальности. Исторический процесс является выражением развивающейся человеческой сущности, проявляющейся и в развитии самой философии. Однако этот процесс имеет противоречивый, неоднородный характер, где мощные подъемы чередуются с кризисами, дающими о себе знать и в самой философии. Но состояние последней не является простым зеркальным отражением характера процессов, происходящих в социальной реальности. Здесь, как свидетельствует история, существует взаимная обусловленность. Философия может способствовать углублению кризисных тенденций в общественной жизни, но может и помочь вывести общество из глубокого кризиса и даже изменить вектор его исторического движения.Библиографические ссылки
Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 96 с.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Изд. дом «Постум», 2015. 240 с.
Бубенцова К. Философия как практика создания концептов // Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. С. 4–5.
Гильдебранд Д. фон. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1997. 373 с.
Главацкий М.Е. «Философский пароход»: год 1922-й. Историографические этюды. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 224 с.
Гобозов И.А. Глобализация и примитивизация общества // Философия и общество. 2009. № 2(54). С. 5–19.
Гобозов И.А. Интеллектуальный кризис общества // Философия и общество. 2010. № 3(59). С. 5–21.
Гобозов И.А. Куда катится философия?! От поиска истины к постмодернистскому трепу. М.: Издатель Савин С.А., 2005. 202 с.
Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. 480 с.
Губанов Н.И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество. 2007. № 1(45). С. 54–68.
Делёз Ж. О философии // Делёз Ж. Переговоры. 1972–1990. СПб.: Наука, 2004. С. 176–202.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Беседа об «Анти-Эдипе» // Делёз Ж. Переговоры. 1972–1990. СПб.: Наука, 2004. С. 25–40.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.
Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 53–57.
Каменский З.А. Философия как наука: классическая традиция и современные споры. М.: Наука, 1995. 175 с.
Капица С.П. Предисловие к переводу книги «Интеллектуальные уловки» Алана Сокала и Жана Брикмона // Сокaл А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: Дом интеллект. книги, 2002. С. 6–8.
Лекторский В.А. Зачем нужна сегодня философия // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 140–143.
Лившиц Р.Л. Философский урок «Философского парохода» // Новые идеи в философии. 2020. Вып. 7(28). С. 207–216.
Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. СПб.: Азбука, 2018. 448 с.
Малинов А.В., Троицкий С.А. Русская философия под запретом (к 90-летию «философского парохода») // Новое литературное обозрение. 2013. № 1(119). С. 53–66.
Мамардашвили М.К. Быть философом — это судьба // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. М.: Прогресс; Культура, 1992. С. 27–40.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. М.: Прогресс; Культура, 1992. С. 14–26.
Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1968. Т. 46, ч. 1. С. 3–510.
Межуев В.И. Философия в современной культуре // Философский журнал. 2008. № 1. С. 14–23.
Межуев В.И. Философия как идеология // Философский журнал. 2017. Т. 10, № 4. С. 171–180. DOI: https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-4-171-180
Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры. М.: Соврем. тетради, 2005. 424 с.
Момджян К.Х. Возвращаясь к поиску истин: еще раз о состоянии современной социальной философии // Вопросы философии. 2021. № 2. C. 29–41. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-29-41
Мусаелян Л.А. Исторический процесс и глобализация / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2016. 128 с.
Мусаелян Л.А. К вопросу о научности философии // Новые идеи в философии: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2000. Вып. 9. С. 196–205.
Никитенко А.В. Дневник: в 3 т. Т. 1: 1826–1857. М.: Гослитиздат, 1955. 543 с.
Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. 1989. № 6. С. 52–62.
Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. 2-е изд. М.: Мысль, 1982. 301 с.
Отклики на статью А.Л. Никифорова «Является ли философия наукой?» // Философские науки. 1989. № 12. С. 69–79.
Отклики на статью А.Л. Никифорова «Является ли философия наукой?» // Философские науки. 1990. № 1. С. 82–87.
Отклики на статью А.Л. Никифорова «Является ли философия наукой?» // Философские науки. 1990. № 2. С. 64–71.
Отклики на статью А.Л. Никифорова «Является ли философия наукой?» // Философские науки. 1990. № 3. С. 102–110.
Ратников В.П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность // Философия и общество. 2002. № 4(29). С. 120–132.
Рорти Р., Ваттимо Дж., Забала С. Каково будущее религии после метафизики? // Логос. 2008. № 4(67). С. 93–110.
Сокaл А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: Дом интеллект. книги, 2002. 248 с.
Фромм Э. Иметь или быть? // Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: АСТ, 2000. C. 185–437.
References
Baudrillard, J. (2000). V teni molchalivogo bol’shinstva, ili Konets sotsial’nogo [In the shadow of the silent majorities, or, the end of the social]. Ekaterinburg: UrSU Publ., 96 p.
Baudrillard, J. (2015). Simulyakry i simulyatsiya [Simulacra and simulation]. Moscow: Postum Publ., 240 p.
Bubentsova, K. (1998). [Philosophy as the practice of creating concepts]. Deleuze J., Guattari F. Chto takoe filosofiya?[Deleuze J., Guattari F. What is philosophy?]. Moscow: IEP Publ., St. Petersburg: Aleteyya Publ., pp. 4–5.
Deleuze, J. (2004). [About philosophy]. Deleuze J. Peregovory. 1972–1990 [Deleuze J. Negotiations. 1972–1990]. St. Petersburg: Nauka Publ., pp. 176–202.
Deleuze, J. and Guattari, F. (1998). Chto takoe filosofiya? [What is philosophy?]. Moscow: IES Publ., St. Petersburg: Aleteyya Publ., 288 p.
Deleuze, J. and Guattari F. (2004). [Discourse on «Anti-Oedipus»]. Deleuze J. Peregovory. 1972–1990 [Deleuze J. Negotiations. 1972–1990]. St. Petersburg: Nauka Publ., pp. 25–40.
Derrida, J. (1992). Pis’mo yaponskomu drugu [Letter to a Japanese friend].Voprosy Filosofii. No. 4, pp. 53–57.
Fromm, E. (2000). [To have or to be?]. Fromm E. Velichie i ogranichennost’ teorii Freyda [Greatness and limitations of Freud’s thought]. Moscow: AST Publ., pp. 185–437.
Glavatskiy, M.E. (2002). «Filosofskiy parokhod»: god 1922-y. Istoriograficheskie trudy [«Philosophical steamboat»: the year 1922: Historiographic studies]. Ekaterinburg: UrSU Publ., 224 p.
Gobozov, I.A. (2005). Kuda katitsya filosofiya?! Ot poiska istiny k postmodernistskomu trepu [Who needs such philosophy? From the search for truth to postmodernism chatter]. Moscow: Savin S.A. Publ., 202 p.
Gobozov, I.A. (2009). [Globalization and primitivization of society]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 2(54), pp. 5–19.
Gobozov, I.A. (2010). [Intellectual crisis of society]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 3(59), pp. 5–21.
Graham, L.R. (1991). Estestvoznanie, filosofiya i nauki o chelovecheskom povedenii v Sovetskom Soyuze [Science, philosophy, and human behavior in the Soviet Union]. Moscow: Politizdat Publ., 480 p.
Gubanov, N.I. (2007). [The poverty of the philosophy of postmodernism]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 1(45), pp. 54–68.
Hildebrand, D. fon (1997). Chto takoe filosofiya? [What is philosophy?]. St. Petersburg: Aleteyya Publ., 373 p.
Kamenskiy, Z.A. (1995). Filosofiya kak nauka: klassicheskaya traditsiya i sovremennye spory [Philosophy as a science: classical tradition and modern disputes]. Moscow: Nauka Publ., 175 p.
Kapitsa, S.P. (2002). [Foreword to the translation of the book «Intellectual Tricks» by Alan Sokal and Jean Bricmont]. Sokal A., Brikmon Zh. Intellektual’nye ulovki. Kritika sovremennoy filosofii postmoderna [Sokal A., Brickmon J. Intellectual tricks.Criticism of modern postmodern philosophy]. Moscow: Dom Intellektual’noy Knigi Publ., pp. 6–8.
Lektorskiy, V.A. (2017). [Why is philosophy needed today?]. Voprosy Filosofii. No. 7, pp. 140–143.
Likhachev, D.S. (2018). Zametki i nablyudeniya. Iz zapisnykh knizhek raznykh let [Notes and observations. From notebooks of different years]. St. Petersburg: Azbuka Publ., 448 p.
Livshits, R.L. (2020). [Philosophical lesson «Philosophical ship»]. Novye idei v filosofii [New Ideas in Philosophy]. Iss. 7(28), pp. 207–216.
Malinov, A.V. and Troitskiy, S.A. (2013). [Russian philosophy banned (to the 90th anniversary of the «Philosophical Steamboat»)]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review]. No. 1(119), pp. 53–66.
Mamardashvili, M.K. (1992). [On understanding philosophy]. Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu[Mamardashvili M.K. On understanding philosophy]. Moscow: Progress Publ., Kul’tura Publ., pp. 14–26.
Mamardashvili, M.K. (1992). [To be a philosopher is fate]. Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu[Mamardashvili M.K. On understanding philosophy]. Moscow: Progress Publ., Kul’tura Publ., pp. 27–40.
Marx, K. (1968). [Economic Manuscripts 1857–1859]. Marks K., Engels F. Sochineniya: v 50 t. [Marx K., Engels F. Works: in 50 vols.]. Moscow: Politizdat Publ.,Vol. 46, pt. 1, pp. 3–510.
Mezhuev, V.I. (2008). [Philosophy in modern culture]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal]. No. 1, pp. 14–23.
Mezhuev, V.I. (2017). [Philosophy as an ideology]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal]. Vol. 10, no. 4, pp. 171–180. DOI: https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-4-171-180
Mironov, V.V. (2005). Filosofiya i metamorfozy kul’tury [Philosophy and metamorphoses of culture]. Moscow: SovremennyeTetradi Publ., 424 p.
Momdzhyan, K.Kh. (2021). [Returning to the search for truth: once again on the status of contemporary social philosophy]. Voprosy filosofii. No. 2, pp. 29–41. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-29-41
Musaelyan, L.A. (2000). [To the question of the scientific nature of philosophy]. Novye idei v filosofii: sbornik nauch. trudov[New Ideas in Philosophy: collect. of scientific works]. Perm, iss. 9, pp. 196–205.
Musaelyan, L.A. (2016). Istoricheskiy protsess i globalizatsiya [Historical process and globalization]. Perm: PSU Publ., 128 p.
Nikiforov, A.L. (1989). [Is philosophy a science?]. Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No. 6, pp. 52–62.
Nikitenko, A.V. (1955). Dnevnik: v 3 t. T. 1: 1826–1857 [Diary: in 3 vols. Vol. 1: 1826–1857]. Moscow: Goslitizdat Publ., 543 p.
Oizerman, T.I. (1982). Problemy istoriko-filosofskoy nauki [Problems of historical and philosophical science]. Moscow: Mysl’ Publ., 301 p.
Otkliki na stat’yu A.L. Nikiforova «Yavlyaetsya li filosofiya naukoy?» [Responses to the article by A.L. Nikiforova «Is philosophy a science?»] (1989). Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No. 12, pp. 69–79.
Otkliki na stat’yu A.L. Nikiforova «Yavlyaetsya li filosofiya naukoy?» [Responses to the article by A.L. Nikiforova «Is philosophy a science?»] (1990). Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No. 1, pp. 82–87.
Otkliki na stat’yu A.L. Nikiforova «Yavlyaetsya li filosofiya naukoy?» [Responses to the article by A.L. Nikiforova «Is philosophy a science?»] (1990). Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences].No. 2, pp. 64–71.
Otkliki na stat’yu A.L. Nikiforova «Yavlyaetsya li filosofiya naukoy?» [Responses to the article by A.L. Nikiforova «Is philosophy a science?»] (1990). Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences].No. 3, pp. 102–110.
Ratnikov, V.P. (2002). [Postmodernism: origins, formation, essence]. Filosofiya i obschestvo [Philosophy and Society]. No. 4(29), pp. 120–132.
Rorti, R., Vattimo, Dzh. and Zabala, S. (2008). [What is the future of religion after metaphysics?]. Logos. No. 4(67), pp. 93–110.
Sokal, A. and Brikmon, Zh. (2002). Intellektual’nye ulovki. Kritika sovremennoy filosofii postmoderna [Intellectual tricks. Criticism of modern postmodern philosophy]. Moscow: Dom Intellektual’noy Knigi Publ., 248 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.