Роль литературного текста в трансмедийном повествовании: роман «Небесный Стокгольм» в системе авторских проектов О. Нестерова

Авторы

  • Филипп Андреевич Катаев Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-1839-2407
  • Елена Анатольевна Старикова Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0009-0003-4344-9414

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-1-125-136

Ключевые слова:

трансмедийное повествование; трансмедийный проект; конвергенция; синтез искусств; Олег Нестеров; «Небесный Стокгольм».

Аннотация

Во втором десятилетии XXI в. механика трансмедийного повествования стала привычной нарративной практикой. Ее существование обусловлено особенностями полимедийной среды и закономерностями процессов конвергенции. Статья посвящена комплексному разбору двух трансмедийных проектов: «Небесный Стокгольм» и «Из жизни планет» за авторством и продюсированием Олега Нестерова. Проекты посвящены советской эпохе оттепели, в обоих мы фиксируем рефлексию над проблемой нереализованного будущего. Суммарно в проектах задействовано семь медиаканалов. Проекты позиционируются автором как самостоятельные и не связанные, однако наш анализ показал, что они связаны между собой общностью идеи и, что более важно, пронизаны обоюдными аллюзиями. В обоих проектах прослеживается единая этика, они разворачиваются в одном временном периоде, их нарративы также связаны и дополняют друг друга. На примере проекта «Небесный Стокгольм» детально показано, как различные медиа участвуют в формировании единого и программируемого переживания трансмедийной истории. Каждый из задействованных медиаканалов, обладая высокой степенью самостоятельности, дополняет и расширяет общее пространство смыслов. Особое внимание в статье уделено роли литературного текста. Роман «Небесный Стокгольм» не только является структурообразующим медиа для одноименного проекта, но и содержит в себе аллюзии на другой проект – «Из жизни планет». Все это позволяет воспринимать два, на первый взгляд разных, проекта как единое трансмедийное повествование, на создание которого у автора ушло более десяти лет. Итогом анализа является построение схематической архитектуры проекта, с указанием логики движения по различным медиаплощадкам.

Биографии авторов

Филипп Андреевич Катаев , Пермский государственный национальный исследовательский университет

к. филол. н., доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Елена Анатольевна Старикова , Пермский государственный национальный исследовательский университет

магистрант кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Библиографические ссылки

Абашев В. В., Абашева М. П. Поверх барьеров: трансфикциональность, интермедиальность, трансмедиальность как стратегии современной культуры // КУЛЬТ-ТОВАРЫ: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. ст. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 19–37.

Абашева М. П. и др. Культтовары. Коммерциализация истории в массовой культуре: коллективная монография / Абашева М. П., Литовская М. А., Савкина И. Л., Черняк М. А. [и др.]. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2020. 348 с.

Дженкинс Г. Конвергентная культура / пер. с англ. А. Гасилина. М.: РИПОЛ классик, 2019. 384 с.

Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 2 / пер. с фр. Е. Васильевой, Е. Гальцовой, Е. Гречаной, И. Иткина, С. Зенкина, Н. Перцова, И. Стаф, Г. Шумиловой; предисл. С. Зенкина. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1998. 472 с.

«Лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров про новый проект «Из жизни планет» и про наше время» // Фонтанка.ру. 2016. URL: https://clck.ru/34u8qD (дата обращения: 09.06.2023).

Лапина-Кратасюк Е. Г. Осень трансмедиа // Шаги/Steps. 2020. Т. 6, № 4. С. 306–314. doi 10.22394/2412-9410-2020-6-4-306-314

Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Избранные статьи: в 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике. Таллин: Александра, 1992. С. 203–216.

Мосфильм. Офиц. сайт. URL: https://clck.ru/34txhM (дата обращения: 03.07.2023).

Мин И. «Не нужно бояться замахиваться как следует»: Олег Нестеров о потерянном кино, свободе и величии замысла // Теория и практика. 2014. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/9102-lostandfound (дата обращения: 28.06.2023).

Нестеров О. «Из жизни планет». Проект о неснятом кино // Сделано медиа. 2018. URL: https://sdelano.media/planetslife/ (дата обращения: 09.06.2023).

«Олег Нестеров: «Небесный Стокгольм» – роман о Москве» // Национальная служба новостей. 3 июня 2016 г. URL: https://clck.ru/34txpr (дата обращения: 15.05.2023).

Соболевская О. В. Бесконечное шоу. Что такое трансмедиа-сторителлинг и в чем его российская специфика // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Научно-образовательный портал IQ. 2017. URL: http: //iq.hse.ru/news/210459065.html (дата обращения: 30.05.2023).

Тюпа В. Двуязычие «Повестей Белкина»: анекдот и притча // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. № 4. С. 8–13

Хрущев С. Никита Хрущев. Реформатор. М.: Время, 2010. 1080 с.

Эпштейн М. Знак_пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 864 с.

Gambarato R. R. Transmedia project design: Theoretical and analytical considerations // Baltic Screen Media Review. 2013. Vol. 1. P. 80–100.

Jenkins H. Transmedia Storytelling // MIT Technology Review. 2003. URL: https://www.technologyreview.com/s/401760/transmedia-storytelling/ (дата обращения: 21.03.2023).

Klastrup L., Tosca S. Transmedial worlds-rethinking cyberworld design // 2004 international conference on cyberworlds. IEEE, 2004. С. 409–416.

References

Abashev V. V., Abasheva M. P. Poverkh bar’erov: transfiktsional’nost’, intermedial’nost’, transmedial’nost’ kak strategii sovremennoy kul’tury [Beyond barriers: Transfictionality, intermediality, and transmediality as strategies for contemporary culture]. KUL’T-TOVARY: massovaya literatura sovremennoy Rossii mezhdu bukvoy i tsifroy [CULT-GOODS: Mass Literature of Modern Russia Between a Letter and a Digit]: a collection of scientific papers. St. Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2018, pp. 19–37. (In Russ.)

Abasheva M. P. et al. Kul’ttovary. Kommertsializatsiya istorii v massovoy kul’ture: kollektivnaya monografiya [CULT-GOODS. The Commercialization of History in Mass Culture]. Abasheva M. P., Litovskaya M. A., Savkina I. L., Chernyak M. A. et al. Yekaterinburg, Kabinetnyy Uchenyy Publ., 2020. 348 p. (In Russ.)

Jenkins H. Konvergentnaya kul’tura [Convergence Culture]. Transl. from English by A. Gasilin. Moscow, Ripol Classic Publ., 2019. 384 p. (In Russ.)

Genette G. Figury. V 2 t. T. 2. [Figures. In 2 vols. Vol. 2]. Transl. from French. Moscow, Publishing House of Sabashnikov, 1998. 472 p. (In Russ.)

‘Lider gruppy ‘Megapolis’ Oleg Nesterov pro novyy proekt ‘Iz zhizni planet’ i pro nashe vremyaʼ [Oleg Nesterov, the leader of Megapolis, talks about the new project ʽFrom the Life of Planetsʼ and about our time]. Fontanka.ru, 2016. Available at: https://clck.ru/34u8qD (accessed 09 Jun 2023). (In Russ.)

Lapina-Kratasyuk E. G. Osen’ transmedia [The Autumn of transmedia]. Shagi/Steps, 2020, vol. 6, issue 4, pp. 306–314. (In Russ.) doi 10.22394/2412-9410-2020-6-4-306-314

Lotman Yu. M. O soderzhanii i structure ponyatiya ‘khudozhestvennaya literatura’ [On the content and structure of the concept ‘fiction’]. Izbrannye stat’i: V 3 t. [Selected Articles: In 3 vols.]. Tallin, Aleksandra Publ., 1992, vol. 1. Stat’i po semiotike [Articles on semiotics], pp. 203–216. (In Russ.)

Mosfil’m. Ofitsial’nyy sayt [Mosfilm. Official website]. Available at: https://clck.ru/34txhM (accessed 03 July 2023). (In Russ.)

Min I. ‘Ne nuzhno boyat’sya zamakhivat’sya kak sleduet’: Oleg Nesterov o poteryannom kino, svobode i velichii zamysla [‘You shouldn’t be afraid to do big things’: Oleg Nesterov talking on lost cinema, freedom, and the grandeur of design]. Teoriya i praktika [Theory & Practice], 2014. Available at: https://theoryandpractice.ru/posts/9102-lostandfound (accessed 28 June 2023). (In Russ.)

Nesterov O. ‘Iz zhizni planet’. Proekt o nesnyatom kino [‘From the Life of Planets’. A project about unfilmed movies]. Sdelano.media, 2018. Available at: https://sdelano.media/planetslife/ (accessed 09 Jun 2023). (In Russ.)

‘Oleg Nesterov: ‘Nebesnyy Stokgol’mʼ – roman o Moskve’ [‘Oleg Nesterov: ‘Heavenly Stockholmʼ, a novel about Moscowʼ]. Natsional’naya sluzhba novostey [National News Service], 2016, 3 June. Available at: https://clck.ru/34txpr (accessed 15 May 2023). (In Russ.)

Sobolevskaya O. V. Beskonechnoe shou. Chto takoe trasmedia-storitelling i v chem ego rossiyskaya spetsifika [Endless show. Transmedia storytelling in the Russian context]. HSE University. IQ: Research and Education Website, 2017. Available at: http: //iq.hse.ru/news/210459065.html. (accessed 30 May 2023). (In Russ.)

Tyupa V. Dvuyazychie ‘Povestey Belkina’: anekdot i pritcha [The bilingualism of ‘The Tales of Belkin’: anecdote and parable]. Gumanitarnye nauki v Sibiri [Humanities in Siberia], 1999, vol. 4, pp. 8–13. (In Russ.)

Khrushchev S. Nikita Khrushchev. Reformator [Nikita Khrushchev. A Reformer]. Moscow, Vremya Publ., 2010. 1080 p. (In Russ.)

Epshteyn M. Znak_probela. O budushchem gumanitarnykh nauk [The Space Sign. On the Future of the Humanities]. Moscow, New Literary Review Publ., 2004. 864 p. (In Russ.)

Gambarato R. R. Transmedia project design: Theoretical and analytical considerations. Baltic Screen Media Review, 2013, vol. 1, pp. 80–100. (In Eng.)

Jenkins H. Transmedia Storytelling. MIT Technology Review, 2003. Available at: https://www.technologyreview.com/s/401760/transmedia-storytelling/ (accessed 21 Mar 2023). (In Eng.)

Klastrup L., Tosca S. Transmedial worlds-rethinking cyberworld design. 2004 International Conference on Cyberworlds. IEEE, 2004, pp. 409–416. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2024-04-07

Как цитировать

Катаев , Ф. А. ., & Старикова , Е. А. . (2024). Роль литературного текста в трансмедийном повествовании: роман «Небесный Стокгольм» в системе авторских проектов О. Нестерова. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 16(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-1-125-136

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ