ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК И АРНО ЗУРМИНСКИ (проблема взаимодействия литературной традиции в военной прозе)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-3-109-116

Ключевые слова:

Э. М. Ремарк, «На Западном фронте без перемен», Арно Зурмински, «Отечество без отцов», сюжетная модель, мотив, сравнительное литературоведение.

Аннотация

Представленное исследование посвящено компаративистскому анализу структуры образов героев в романе классика военной прозы о Первой мировой войне Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» и в произведении современного немецкого автора Арно Зурмински «Отечество без отцов». Компаративистский анализ осуществляется на базе сюжетной модели «инициация», которая рассматривается в качестве основы военной прозы. В ходе сравнительно-сопоставительного исследования выявляются события, реализующие мотивную модель (например, смерти, противопоставления прошлого и настоящего, фронтовой дружбы, социальной адаптации и др.) на соответствующих этапах «инициации» героя. В основе лежит традиционный (трехчастный) сценарий инициации, согласно которому инициируемый удаляется от людей, подвергается смерти-трансформации, а затем возрождается уже другим человеком. Было выявлено, что если для средневековых эпосов была характерна трансформация образа участника войны в образ героя, то в произведениях Ремарка и Зурмински мотив перерождения в ядре модели сменяется мотивом разочарования в происходящем (появление литературы потерянного поколения). Кроме того, мотив символической смерти, который изначально находился в ядре модели, не изменяет своего положения. При этом он приобретает сюжетообразующую функцию, так как перестает (из-за изменения функции) быть связанным с перерождением образа героя, а реализуется вместе с мотивом встречи с врагом. Меняются с развитием военной прозы и этапы инициации. Первоначальные этапы (удаление от людей, символическая смерть, перерождение) трансформируются в этапы взросления, фронтовых будней и возрождения (в образе неизвестного солдата).

Биография автора

Олег Евгеньевич Похаленков (Oleg E. Pokhalenkov), Смоленский государственный университет

к. филол. н., доцент кафедры английского языка и переводоведения

Библиографические ссылки

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 341 с.

Зурмински А. Отечество без отцов. URL: http:// royallib.com/book/arno_zurminski/otechestvo_bez_

ottsov.html (дата обращения: 10.01.2017).

Похаленков О. Е. Образно-мотивный комплекс «инициация» в истории мировой литературы (на примере произведений о войне» //

ФИЛОLOGOS. 2016. Вып. 1(28). С. 49–57.

Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. URL: http://lib.ru/INPROZ/REMARK/front.txt (дата обращения: 08.11.2014).

Силантьев И. В. Мотив как проблема нарратологии // Критика и семиотика. 2002. Вып. 5. С. 32–60.

Силантьев И. В. Сюжетологические исследования. М.: Языки слав. культуры, 2009. 224 с.

Топер П. М. Война и история (Советская литература о Великой Отечественной войне в контексте мирового литературного процесса) // Вторая мировая война в литературе зарубежных стран / под. ред. П. М. Топера. М.: Наука, 1985. С. 5–68.

Beyersdorf H. Das kleine Dorf und der grosse Krieg. Arno Surminskis roman Vaterland ohne Väter // Ostpreussen-Westreussen-Danzig. Eine Historische Literaturlandschaft / ed. Jens Stüben. München: R. Oldenbourg Verlag, 2007. S. 589–603.

Beyersdorf H. The Banality of Evil?: Arno Surminski’s Die Vogelwelt von Auschwitz // AUMLA (Journal of the Australasian Universities Language and Literature Association). 2009. Special Issue, P. 205–218.

Fussell P. The Great War and Modern Memory. Oxford University Press, 1975. 375 p.

Hüppauf B. (Hrsg.), Ansichtenvom Krieg. Vergleichende Studien zum Ersten Weltkrieg in Literatur und Gesellschaft. Königstein: Taunus, 1984. 534 S.

Hynes S. A War Imagined: The First World War and English Culture. L.: Bodley Head, 1990. 514 p.

Klein H. Basic Attitude and Enemy Images in the Representation of the First World War by Remarque, emingway and Cѐline // Krieg and Literatur. War and Literature. Vol. I, № 1, 4/1989. S. 7–32.

Petsch R. Motive, Formel und Stoff // Deutsche Literaturwissenschaft (Reihe Germanischen Studien). Verlag Dr. Emil Ebering: Berlin, 1940. S. 129–150.

Parvanova M. “... das Symbol der Ewigkeit ist der Kreis”. Eine Untersuchung der Motive in den Romanen von Erich Maria Remarque. Berlin: Tenea, 2003. 300 S.

Remarque E. M. Im Westen nichts Neues.

URL: http://e-lingvo.net/library_download_remar-que_13295.html (дата обращения: 10.08.2014).

Surminski A. Vaterland ohne Väter. Berlin: Ullstein, 2004. 455 S.

Surminski A. Vaterland ohneVäter // Preussische Allgemeine Zeitung. Folge 32–7. August 2004. S. 10.

Vondung K. (Hrg.) Kriegserlebnis. Der Erste Weltkrieg in der literarischen Gestaltung und symbolischen Deutung der Nationen. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1980. 414 S.

References

Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, 1979. 341 p. (In Russ.)

Surminski A. Otechestvo bez ottsov [Fatherland without fathers]. Available at: http:// royallib.ru (accessed 10.01.2017). (In Russ.)

Pokhalenkov O. E. Obrazno-motivnyy kompleks «initsiatsiya» v istorii mirovoy literatury (na primere proizvedeniy o voyne» [Image-motivic complex «initiation» in the history of world literature (through the example of works about war]. Filologos. [Filologos. The Bulletin of Bunin Yelets State University], 2016, issue 1(28), pp. 49–57. (In Russ.)

Remarque E. M. Na Zapadnom fronte bez peremen [All Quiet on the Western front]. Available at: http://lib.ru/INPROZ/REMARK/front.txt (accessed 08.11.2014). (In Russ.)

Silant’ev I. V. Motiv kak problema narratologii [Motif as a problem of narratology]. Kritika i semiotika. [Critique and Semiotics], 2002, vol. 5, pp. 32–60. (In Russ.)

Silant’ev I. V. Syuzhetologicheskie issledovaniia [Plot researches]. Moscow, LRC Publishing House, 2009. 224 p. (In Russ.)

Toper P. M. Voyna i istoriya (Sovetskaya literatura o Velikoy Otechestvennoy voyne v kontekste mirovogo literaturnogo protsessa) [War and history (Soviet literature about the Great Patriotic War in the context of the world literary process]. Vtoraya mirovaya voyna v literature zarubezhnykh stran [The second world war in literature of foreign countries]. Moscow, Nauka Publ., 1985, pp. 5–68. (In Russ.)

Beyersdorf H. Das kleine Dorf und der grosse Krieg. Arno Surminskis roman Vaterland ohne Väter. Ostpreussen-Westreussen-Danzig. Einehistorische Literaturlandschaft, ed. by Jens Stüben. Munich, R. Oldenbourg Verlag Publ., 2007, pp. 589–603 (In Germ.)

Beyersdorf H. The Banality of evil?: Arno Surminski’s Die Vogelwelt von Auschwitz. AUMLA (Journal of the Australasian universities language and literature association), Special Issue, 2009, pp. 205–218. (In Eng.)

Fussell P. The Great War and Modern Memory. Oxford University Press, 1975. 375 p. (In Eng.)

Hüppauf B. (Hrsg.) Ansichtenvom Krieg. Vergleichende Studienzum Ersten Weltkrieg in Literatur und Gesellschaft. Königstein,Taunus, 1984. 534 p. (In Germ.)

Hynes S. A War Imagined. The First World War and English Culture. London, Bodley Head, 1990. 514 p. (In Eng.)

Klein H. Basic Attitude and Enemy Images in the Representation of the First World War by Remarque, Hemingway and Cѐline. Krieg and Literatur, vol. I, issue 1, 4/1989, pp. 7–32. (In Eng.)

Petsch R. Motive, Formel und Stoff. Deutsche Literaturwissenschaft (Reihe Germanischen Stu-dien), Heft 222, 1940, pp. 129–150. (In Germ.)

Parvanova M. «... das Symbol der Ewigkeitist der Kreis». Eine Untersuchung der Motive in den Romanen von Erich Maria Remarque. Berlin, Tenea, 2003. 300 p. (In Germ.)

Remarque E. M. Im Westennichts Neues. Available at: http://e-lingvo.net (accessed 10.08.2014) (In Germ.)

Surminski A. Vaterland ohne Väter. Berlin, Ullstein, 2004. 455 p. (In Germ.)

Surminski A. Vaterlandohne Väter. Preussische Allgemeine Zeitung, Issue 32–7, August 2004, p. 10. (In Germ.)

Vondung K. (Hrg.) Kriegserlebnis. Der Erste Weltkrieg in der literarischen Gestaltung und symbolischen Deutung der Nationen. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1980. 414 p. (In Germ.)

Загрузки

Опубликован

2017-10-09

Как цитировать

Похаленков (Oleg E. Pokhalenkov) О. Е. (2017). ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК И АРНО ЗУРМИНСКИ (проблема взаимодействия литературной традиции в военной прозе). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 9(3). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-3-109-116

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ