Женское лицо войны в прозе современных британских писательниц

Авторы

  • Ольга Григорьевна Сидорова Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-2813-7514

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-2-121-130

Ключевые слова:

Вторая мировая война; Блиц; память; история; роль женщин; современный роман; М. Спарк; С. Уотерс; К. Аткинсон.

Аннотация

Вклад женщин Великобритании в победу во Второй мировой войне был очень заметным: незамужние женщины до 30 лет были мобилизованы для службы во вспомогательные военные части, для работы на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Во время Блица – периода интенсивных бомбежек Лондона и других городов в 1940–1941 гг. – женщины работали в дружинах по разбору завалов, на скорой помощи, в госпиталях. Описания разбомбленного, горящего города встречаются в прозе писателей – свидетелей военных событий (Г. Грин, Э. Боуэн и др.). Война изменила социальную и бытовую жизнь женщин Великобритании. Жизнь женщин военного Лондона описана в романе М. Спарк «Девушки со скромными средствами» (1963), но в последующие годы тема уходит из литературы. Возвращение британской литературы к национальной истории произошло в конце ХХ в. В литературе XXI в. роль женщин в войне отражена в романах женщин-писательниц: «Ночной дозор» С. Уотерс, «Жизнь после жизни» К. Аткинсон, «Найти Элизабет» Э. Хили, «Хранительница тайн» К. Мортон и др., которые, как показано в статье, одновременно опираются на мемуары свидетелей военного времени и на литературную традицию. Каждая из них описывает героическую борьбу женщин во время Блица, не оставляя в стороне ежедневную, бытовую сторону их существования; быт в анализируемых произведениях приобретает идеалогизированное значение. Общность проблематики, тематики и схожесть точек зрения не противоречат тому факту, что каждый из авторов использует индивидуальные поэтологические, эстетические подходы и приемы: обратная композиция в романе С. Уотерс, герои которого маргинальны с точки зрения существовавшей морали; сложная постмодернистская игра в романе К. Аткинсон; субъективные игры с памятью в романе Э. Хили; использование моделей популярной литературы К. Мортон. Причудливо сочетаясь в произведениях современной женской прозы, история и память реконструируют важную роль британских женщин в победе в войне.

Биография автора

Ольга Григорьевна Сидорова, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

д. филол. н., профессор кафедры германской филологии

Библиографические ссылки

Аткинсон К. Жизнь после жизни / пер. с англ. Е. Петровой. СПб.: Азбука, 2013. 543 с.

Гранин Д. Из истории создания «Блокадной книги» // Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. СПб.: Лениздат, 2011. С. 5–14.

Грин Г. Ведомство страха / пер. с англ. Е. Голышевой // Английский детектив. М.: Правда, 1983. С. 267–460.

Грин Г. Тихий американец / пер. с англ. А. Кабалкина. М.: AST Publishers, 2019. 286 с.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: АЗБУКА, 2015. 603 с.

Новикова В. Г. Повседневность войны в женской прозе Великобритании (дневники и романы о Второй мировой войне) // Филология и культура. 2015. № 2(40). С. 210–213.

Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / пер. с фр. Д. Халаевой. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17–50.

Сидорова О. Г. Современная литература Великобритании и контакты культур. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; СПб: АЛЕТЕЙЯ, 2019. 312 с.

Спарк М. Девушки со скромными средствами: романы / пер. с англ. Н. Лебедевой и Н. Роговской; послесл. Е. Апеко. Л.: Лениздат, 1992. С. 3–192.

Уотерс С. Ночной дозор / пер. с англ. А. Сафронова. М.: Эксмо, 2010. 576 с.

Atkinson K. “Life After Life.” The Many Deaths and Do-Overs of Ursula Todd. Interview by NPR Staff. March 30, 2013a. URL: https://www.wnyc.org/story/279259-life-after-life-the-many-deaths-and-do-overs-of-ursula-todd/ (дата обращения: 10.01.2023).

Atkinson K. Interview about Life After Life with Random House Books AU. 2013b. URL: https://www.goodreads.com/videos/59961-kate-atkinson-interview-about-life-after-life-with-random-house-books-au (дата обращения: 10.01.2023).

Bradbury M. The Modern British Novel. London: Penguin Books, 1994. 516 p.

De Groot J. The Historical Novel. London; New York: Routledge, 2010. 200 p.

Dunmore H. The Siege is a Novel for Now // Guardian [Website], 2001, June, 10. URL: https://www.theguardian.com/books/2001/jun/10/fiction.features3 (дата обращения: 10.01.2023).

Head D. The Cambridge Introduction to Modern British Fiction. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 310 p.

McEwan I. Atonement. London: Vintage Books, 2007. 273 p.

Miller K. Literature of the Blitz: Fighting the People’s War. London: Palgrave Macmillan, 2009. 232 p.

Onega S. Imagining the Blitz and Its Aftermath: the Narrative Performance of Trauma in Sarah Waters The Night Watch // Humanities. 2022. Vol. 11(2). URL: https://www.mdpi.com/2076-0787/11/2/57 (дата обращения: 10.01.2023). doi 10.3390/h11020057

Robb L. “The Front Line”: Firefighting in British Culture, 1939–1945 // Contemporary British History. 2014. URL: https://doi.org/10.1080/13619462.2014.969715 (дата обращения: 10.01.2023).

References

Atkinson K. Zhizn’ posle zhizni [Life After Life]. Transl. from English by E. Petrova. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2013. 543 p. (In Russ.)

Granin D. Iz istoriii sozdaniya ‘Blokadnoy knigi’ [From the history of the creation of ʽThe Siege bookʼ]. St. Petersburg, Lenizdat Publ., 2011, pp. 5–14. (In Russ.)

Greene G. Vedomstvo strakha [The Ministry of Fear]. Transl. from English by E. Golysheva. Angliyskiy detektiv [English Detective]. Moscow, Pravda Publ., 1983, pp. 267–460. (In Russ.)

Greene G. Tikhiy amerikanets [The Quiet American]. Transl. from English by A. Kabalkin. Moscow, AST Publishers, 2019. 286 p. (In Russ.)

Lotman Yu. M. Besedy o Russkoy cul’ture: byt i traditsii Russkogo dvoryanstva (XVIII – nachalo XIX veka [Talks about Russian Culture: Life and Traditions of the Russian Nobility (the 18th – Early 19th Century]. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2015. 603 p. (In Russ.)

Novikova V. G. Povsednevnost’ voiny v zhenskoy proze Velikobritanii (dnevniki i romany o Vtoroy mirivoy voine [Wartime daily life in feminine prose of Great Britain (diaries and novels about the Second World War]. Filologiya i kul’tura [Philology and Culture], 2015, issue 2(40), pp. 210–213. (In Russ.)

Nora P. Problematika mest pamyati [Problems of places of memory]. Frantsiya-pamyat’ [France-Memory]. Trans. from French by D. Khalaeva. St. Petersburg, St. Petersburg State University Press, 1999, pp. 17–50. (In Russ.)

Sidorova O. G. Sovremennaya literatura Velikobritanii i kontakty kul’tur [Modern British Literature and Contacts of Cultures]. Yekaterinburg, Ural University Press, St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2019. 312 p. (In Russ.)

Spark M. Devushki so skromnymi sredstvami: romany [The Girls of Slender Means: Novels]. Transl. from English by N. Lebedeva and N. Rogovskaya, afterword by E. Apeko. Leningrad, Lenizdat Publ., 1992, pp. 3–192. (In Russ.)

Waters S. Nochnoy dozor [The Night Watch]. Transl. from English A. Safronov. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 576 p. (In Russ.)

Atkinson K. ‘Life After Life.’ The Many Deaths and Do-Overs of Ursula Todd. Interview byNPR Staff. March 30, 2013a. Available at: https://www.wnyc.org/story/279259-life-after-life-the-many-deaths-and-do-overs-of-ursula-todd/ (accessed 10 Jan 2023). (In Eng.)

Atkinson K. Interview about Life After Life with Random House Books AU. 2013b. Available at: https://www.goodreads.com/videos/59961-kate-atkinson-interview-about-life-after-life-with-random-house-books-au (accessed 10 Jan 2023). (In Eng.)

Bradbury M. The Modern British Novel. London, Penguin Books, 1994. 516 p. (In Eng.)

De Groot J. The Historical Novel. London, New-York, Routledge, 2010. 200 p. (In Eng.)

Dunmore H. ‘The Siege’ is a novel for now. Guardian, 2001, 10 June. Available at: http//www/guardian.co.uk/books.2001/jun/10/fiction.features3 (accessed 10 Jan 2023). (In Eng.)

Head D. The Cambridge Introduction to Modern British Fiction. Cambridge, Cambridge University Press, 2002. 310 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511606199 (In Eng.)

Hewitt K. Letter to O. Sidorova. 2022, 23 November. (In Eng.)

McEwan I. Atonement. London, Vintage Books, 2007. 273 p. (In Eng.)

Miller K. Literature of the Blitz: Fighting the People’s War. London, Palgrave Macmillan, 2009. 232 p. (In Eng.)

Onega S. Imagining the Blitz and its aftermath: the narrative performance of trauma in Sarah Waters ʽThe Night Watch.ʼ Humanities, 2022, vol. 11(2). https://doi.org/10.3390/h11020057 (In Eng.)

Robb L. ʽThe Front Lineʼ: Firefighting in British culture, 1939–1945. Contemporary British History, 2015, vol.29, issue 2, pp. 179–198. https://doi.org/10.1080/13619462.2014.969715 (accessed 10 Jan 2023). (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2023-07-05

Как цитировать

Сидорова, О. Г. . (2023). Женское лицо войны в прозе современных британских писательниц. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 15(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-2-121-130

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ