Феминизм «слабого мужчины»: феминистский дискурс в романе Т. И. Кинси «Леди на сельской ярмарке»
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-1-129-138Ключевые слова:
британская литература; маскулинность; фемининность; феминизм; феминистский дискурс; новая женщина; Кинси.Аннотация
Исследуя такое понятие, как национальная идентичность, важно обращать особое внимание на те ее аспекты, которые имеют тенденцию изменяться со временем. Одним из таких аспектов сегодняшней британской идентичности является взгляд современных британцев на мужественность и женственность. Данный взгляд отражается, в том числе, в современной британской литературе, при изучении которой неоднократно замечена преобладающая роль феминистского дискурса там, где авторы выражают свое отношение к понятиям «мужское» и «женское». В настоящей статье это явление рассматривается на примере анализа романа Т. И. Кинси «Леди на сельской ярмарке» на предмет присутствия в нем выраженного взгляда на маскулинность и фемининность. В процессе работы были определены следующие проявления феминистского дискурса в упомянутом произведении. Во-первых, в романе присутствует типичная для феминистской литературы антиномия «сильная женщина» – «слабый мужчина». Данное противопоставление выражается через изображение мужских образов как ущербных и неполноценных, на фоне которых противоположно описываемые женские образы выглядят еще более самодостаточными и сильными. Кроме того, в романе ярко выражен образ «новой женщины», феминистский образ прогрессивной женщины эдвардианской эпохи. Также феминистскую тенденциозность романа можно видеть и в построении системы образов. С учетом факта принадлежности автора мужскому полу, все перечисленное позволяет полагать, что феминистская парадигма является доминирующей среди британских писателей вне зависимости от их пола.Библиографические ссылки
Анцыферова О. Ю. «Новая женщина»: Художественный вымысел и факт. Лики феминизма на рубеже XIX–ХХ вв. // Женщина в российском обществе. 2003. № 1(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-zhenschina-hudozhestvennyy-vymysel-i-fakt-liki-feminizma-na-rubezhe-xix-hh-vv (дата обращения: 07.08.2022).
Берлогин К. А., Трескина А. С. Своеобразие идей феминизма и любви в романе Ф. Саган «Любите ли вы Брамса?» // Язык. Культура. Коммуникации. 2017. № 2. URL: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/521/701 (дата обращения: 07.08.2022).
Галатенко Ю. Н. Женская литература как «гендерная маска» – к вопросу о конструировании творческого субъекта // Филология: научные исследования. 2017. № 2. С. 77–90.
Дронова О. А. Образ «новой женщины» в немецком романе (на материалах романов И. Койн «Девушка из искусственного шелка» и М.-Л. Фляйсер «Фрида Гайер» // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 2.С. 170–175.
Жданова М. О. О дифференциации понятий женская и феминистическая литература // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2020. № 1(43). С. 33–37.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. № 3(4). С. 111–122.
Кинси Т. И. Леди на сельской ярмарке / пер. с англ. А. С. Петухова. М.: Эксмо, 2020. 380 с.
Костина Е. В. Новый взгляд на «новую женщину»: повесть Г. Джеймса «Дэзи Миллер» // Вестник Мордовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 3. С. 313–315.
Метлова Т. А. Гендерная и брачно-семейная проблематика в британской литературе о новой женщине рубежа XIX–XX вв. // Философия и культура. 2014. № 2(74). С. 204–216.
Муслумова Т. В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 4(28). С. 114–120.
Подрядова Д. А. Феминистский дискурс и дискурс женской идентичности в художественной литературе // Профильное и профессиональное образование в условиях современного поликультурного пространства: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. Б. Шаронова: Челябинск: Челяб. филиал РАНХиГС, 2018. С. 29–33.
Честертон Г. К. Око Аполлона // Избранные произведения в трех томах. М.: Худож. лит., 1990. Т. 3. 430 с.
Щербак Н. Ф. Феминизм в британской литературе: современные английские писательницы, традиции и инновации // Герценовские чтения: сб. науч. тр. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцина, 2020. С. 376–378.
Chesterton G. K. Eye of Apollo // The Innocence of Father Brown. New York: The Macaulay Company, 1911. 334 p.
Crozier-De Rosa S. The New Woman at Home and Abroad: Fiction, female identity and the British Empire // Europe’s Expansions and Contractions / ed. by Evan Smith. Adelaide: Australian Humanities Press, 2010. P. 237–257.
Heilmann A. 'The Awakening' and New Woman fiction // The Cambridge Companion to Kate Chopin / edited by J. Beer. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. Ch. 6. P. 87–104.
Kinsey T. E. An Interview with an Author: T. E. Kinsey: an interview / by V. Mejia-Gewe // Fan Girl Nation. 2017. URL: https://fangirlnation.com/2017/10/18/interview-with-an-author-t-e-kinsey/ (дата обращения: 08.09.2022)
Kinsey T. E. An Interview with T E Kinsey, Historic Cozy Author: an interview / by E. B. Davis // Writers Who Kill. 2019. URL: https://writerswhokill.blogspot.com/2017/04/an-interview-with-t-e-kinsey-historic.html (дата обращения: 08.09.2022)
Koussouhon L. A., Akogbeto P. A., Allagbe A. A. Portrayal of Male Characters by A Contemporary Female Writer: A Feminist Linguistic Perspective // International Journal of Advanced Research. 2015. Vol. 3. Iss. 12. P. 314–322.
Ouida. The New Woman // The North American Review. 1894. Vol. 158. Iss. 450. P. 610–619.
Schaffer T. `Nothing But Foolscap and Ink': Inventing the New Woman // The New Woman in Fiction and in Fact / edited by A. Richardson and C. Willis. London: Palgrave Macmillan UK, 2002. P. 39–52.
References
Antsyferova O. Yu. ‘Novaya Zhenshchina’: Khudozhestvennyy vymysel i fakt. Liki feminizma na rubezhe XIX–ХХ vv. [The new woman in fiction and in fact. fin-de-siècle feminisms]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve [Woman in Russian Society], 2003, issue 1 (2). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-zhenschina-hudozhestvennyy-vymysel-i-fakt-liki-feminizma-na-rubezhe-xix-hh-vv (accessed 07 Aug 2022). (In Russ.)
Berlogin K. A. Treskina A. S. Svoeobrazie idey feminizma i lubvi v romane F. Sagan ‘Lyubite li vy Bramsa?’ [Distinctness of feminist ideas and love in the novel by Francoise Sagan ‘Aimez Vous Brahms?’]. Yazyk. Kul’tura. Kommunikatsii [Language. Culture. Communication], 2017, issue 2. Available at: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/521/701 (accessed 07 Aug 2022). (In Russ.)
Galatenko Yu. N. Zhenskaya literatura kak ‘gendernaya maska’ – k voprosu o konstruirovanii tvorcheskogo subˮekta [Women’s fiction as the ‘gender mask’. On the question about constructing a creative subject]. Filologiya: Nauchnye Issledovaniya [Philology: Scientific Researches], 2017, issue 2, pp. 77–90. (In Russ.)
Dronova O. A. Obraz ‘novoy zhenshchiny’ v nemetskom romane (na materiale romanov I. Koyn ‘Devushka iz iskusstvennogo shelka’ i M.-L. Flyayser ‘Frida Gayer’ [The image of the ʽnew womanʼ in German novel (based on the novels by I. Koin ‘Das Kunstseidene Madchen’ and M. Fleisser ‘Eine Zierde fur Verein’)]. Sotsial’no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Social-Economic Phenomena and Processes], 2012, issue 2, pp. 170–175. (In Russ.)
Zhdanova M. О. O differentsiatsii ponyatiy zhenskaya i feministicheskaya literatura [On the differentiation of the concepts of women’s and feminist literature]. Vestnik Luganskogo Natsionalnogo Universiteta imeni Tarasa Shevchenko. [Bulletin of Luhansk Taras Shevchenko National University], 2020, issue 1(43), pp. 33–37. (In Russ.)
Zdravomyslova E. A. Temkina A. A. Sotsyal’noe konstruirovanie gendera [The social construction of gender]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal], 1998, issue 3 (4), pp. 111–122. (In Russ.)
Kinsey T. E. Ledi na sel’skoy yarmarke [In the Market for Murder]. Transl. from English by A. S. Petukhov. Moscow, Eksmo Publ., 2020. 380 p. (In Russ.)
Kostina E. V. Novyy vzglyad na ‘novuyu znenshchinu’: povest’ G. Dzheymsa ‘Dezi Miller’ [A new look at the ‘new woman’: The novella ‘Daisy Miller’ by H. James]. Vestnik Mordovskogo universiteta. Seriya ‘Gumanitarnye nauki’ [Mordovia University Bulletin. Series: Humanities], 2008, issue 3, pp. 313–315. (In Russ.)
Metlova T. A. Gendernaya i brachno-semeynaya problematika v britanskoy literature o novoy zhenshchine rubezha XIX–XX vv. [The problems of gender, marriage and family in British literature about the new woman of the late 19th – early 20th centuries]. Filosofiya i kultura [Philosophy and Culture], 2014, issue 2(74), pp. 204–216. (In Russ.)
Muslumova T. V. Feminizm: istoki, etapy razvitiya i osnovnye napravleniya. [Feminism: its origins, stages of development and the main movements]. Vestnik Shadrinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2015, issue 4(28), pp. 114–120. (In Russ.)
Podryadova D. A. Feministskiy diskurs i diskurs zhenskoy identichnosti v khudozhestvennoy literature [Feminist discourse and the discourse of female identity in fiction]. Profil’noe i professional’noe obrazovanie v usloviyakh sovremennogo polikul’turnogo prostranstva: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Specialized and Professional Education in the Modern Polycultural Context: Proceedings of the VI International Scientific Practical Conference]. Ed. by V. B. Sharonov. Chelyabinsk, Chelyabinsk Branch of the RANEPA Press, 2018, pp. 29–33. (In Russ.)
Chesterton G. K. Oko Apollona [The Eye of Apollo]. Izbrannye proizvedeniya v trekh tomakh [Selected Works in three vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1990, vol. 3. 430 p. (In Russ.)
Scherbak N. F. Feminizm v britanskoy literature: sovremennye angliyskie pisatel’nitsy, traditsii i innovatsii [Feminism in British literature: Contemporary English female writers, traditions and innovations]. Gertsenovskie chteniya: Sbornik nauchnykh trudov [Herzen Readings: collection of scientific works]. St. Petersburg, Herzen University Press, 2020, pp. 376–378. (In Russ.)
Chesterton G. K. The eye of Apollo. The Innocence of Father Brown. New York, Macaulay Company, 1911. 334 p. (In Eng.)
Crozier-De Rosa Sh. The new woman at home and abroad: Fiction, female identity and the British Empire. Europe’s Expansions and Contractions. Ed. by Evan Smith. Adelaide, Australian Humanities Press, 2010, pp. 237–257. (In Eng.)
Heilmann A. ‘The Awakening’ and new woman fiction. The Cambridge Companion to Kate Chopin. Ed. by J. Beer. Cambridge, Cambridge University Press, 2008, Ch. 6, pp. 87–104. (In Eng.)
Kinsey T. E. Interview with an author: T E Kinsey: an interview. By V. Mejia-Gewe. Fan Girl Nation, 2017. Available at: https://fangirlnation.com/2017/10/18/interview-with-an-author-t-e-kinsey/ (accessed 08 Sep 2022). (In Eng.)
Kinsey T. E. An interview with T. E. Kinsey, historic cozy author: an interview. By E. B. Davis. Writers Who Kill, 2019. Available at: https://writerswhokill.blogspot.com/2017/04/an-interview-with-t-e-kinsey-historic.html (accessed 08 Sep 2022). (In Eng.)
Koussouhon L. A., Akogbeto P. A., Allagbe A. A. Portrayal of male characters by a contemporary female writer: A feminist linguistic perspective. International Journal of Advanced Research, 2015, vol. 3, issue 12, pp. 314–322. (In Eng.)
Ouida. The new woman. The North American Review, 1894, vol. 158, issue 450, pp. 610–619. (In Eng.)
Schaffer Talia. ‘Nothing but foolscap and ink’: Inventing the new woman. The New Woman in Fiction and in Fact. Ed. by A. Richardson and C. Willis. London, Palgrave Macmillan UK, 2002, pp. 39–52. (In Eng.)