Когнитивные механизмы персуазивностиполитического дискурса

Авторы

  • Любовь Валентиновна Воронина Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя https://orcid.org/0000-0002-4333-6685

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-1-17-27

Ключевые слова:

когнитивные механизмы; когнитивные модели; персуазивность; политический дискурс; семантика цели.

Аннотация

Статья посвящена исследованию персуазивности политического дискурса в когнитивной перспективе. Объектом анализа выступают текстовые единицы с семантикой цели, включенные в контекст убедительной речи, полученные нами методом сплошной выборки из стенограмм интервью с представителями политической элиты России. Целью исследования является определение когнитивных механизмов и описание когнитивных моделей речевого взаимодействия (и воздействия). Ключевым в работе выступает понятие персуазивности, которое применительно к целевым контекстам и в когнитивном ракурсе было освоено нами как изменение исходных знаний адресата или (в случае их отсутствия) формирование на момент коммуникации в ходе интеракции и представлено как однонаправленное стратегическое действие (в противовес коммуникативным). Прибегая к методам дискурсивного и элементам конверсационного анализа, опираясь на принципы фреймовой семантики и социолингвистики, авторы описали когнитивные модели дискурса аргументативного типа применительно к персуазивной коммуникации с включением текстовых единиц с семантикой цели; к известным добавлены ситуационная модель каузатива (апелляционная) и сайкулярная модель, построенная на риторическом принципе кольца. Исследование каждой модели осуществлялось выделением и детальным рассмотрением приоритетного когнитивного инструментария. В ходе работы были выявлены группы когнитивных механизмов с точки зрения их функциональности и функционала, описаны варианты включения как в диалогически направленный дискурс (в рамках речевого взаимодействия), так и в процесс речевого воздействия с целью убеждения (стратегическое действие).

Биография автора

Любовь Валентиновна Воронина, Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя

к. филол. н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Библиографические ссылки

Болдырев Н. Н., Григорьева В. С. Доминантный принцип и интегративность формата речевого взаимодействия в диалогическом дискурсе. Тамбов, 2020. 328 с.

Голоднов А. В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2003. 247 с.

Ван Дейк Т. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 344 с.

Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: изд-во БГК имени И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с.

Долженко Н. Г. Персуазивность в художественном тексте (на материале сборника рассказов Е. Д. Айпина «Река-в-Январе» // Вестник угроведения. 2019. Т. 9, № 4. С. 614–622.

Колчевская В. А. Средства выражения категории персуазивности в гипержанре «Сайт» туристического интернет-дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2020. 23 с.

Маслова Ж. Т., Попова Е. А. Проблема разграничения когнитивных процессов, механизмов, операций. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2015/02/18/maslova_zh._n._popova_e._a._problema_razgranicheniya_kognitivnyh_processov_mehanizmov_operaciy.pdf (дата обращения: 27.08.2022).

Молодыченко Е. Н. Создание образа врага как персуазивная стратегия американского политического дискурса: когнитивный лингвопрагматический анализ (на материале публичных речей политических деятелей 1996–2008 гг.): дис. … канд. филол. наук. Архангельск, 2010. 245 с.

Полуйкова С. Ю. Персуазивные стратегии в современном просветительском дискурсе // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 4. С. 63–67.

Романова И. Д. Особенности рекламных текстов персуазивного характера // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. Вып. 12(828). С. 97–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-reklamnyh-tekstov-persuazivnogo-haraktera (дата обращения: 27.08.2022).

Рюкова А. Р., Филимонова Е. А. Языковые способы реализации персуазиновсти // Вестник Башкирского университета. 2016. № 2. С. 431–435.

Словарь молодежного сленга. URL: http://www.terminy.info/jargon/dictionaries-of-teen-slang/vbros (дата обращения: 27.08.2022).

Словарь современной лексики, жаргона и сленга. 2014. URL: https://argo.academic.ru/5518/%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%BA (дата обращения: 27.08.2022).

Современный толковый словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремовой. 2000. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/266981/%D0%A7%D1%83%D1%88%D1%8C (дата обращения: 27.08.2022).

Степанова Н. В. Персуазивность vs эвазивность: стратегии в современном политическом интервью // Дискурс. 2019. № 5(3). С. 79–89. doi http://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-79-89.

Тертычный А. А. Модели аргументации в современных медиатекстах // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. № 6. С. 46–69. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2016/6/modeli-argumentatsii-v-sovremennykh-mediatekstakh/ (дата обращения: 27.08.2022).

Хутыз И. П., Колчевская В. А. Персуазивность: специфика феномена в некоторых типах институционального дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2(80). Ч. 2. C. 391–394. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2018_2-2_44.pdf (дата обращения: 27.08.2022).

Чернявская В. Е., Логинова И. Ю. Программа политической партии как персуазивный текст // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2005. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-politicheskoy-partii-kak-persuazivnyy-tekst (дата обращения: 27.08.2022).

Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Флинта: Наука, 2006. 136 с.

Шейгал В. И. Семиотика политического дискурса: дис. … д-ра филол. наук. URL: https://www.dissercat.com/content/semiotika-politicheskogo-diskursa (дата обращения: 27.08.2022).

Habermas J. Reason and the Rationalization of Society. Volume 1 of The Theory of Communicative Action / English translation by Thomas McCarthy. Boston: Beacon Press, 1984. 562 р. URL: https://teddykw2.files.wordpress.com/2012/07/jurgen-habermas-theory-of-communicative-action-volume-1.pdf (дата обращения: 27.08.2022).

Mutz D. C., Sniderman P. M., Brody R. A. Political Persuasion and Attitude Change. Univ. of Michigan Press, 1996. 295 p.

References

Boldyrev N. N., Grigor’eva V. S. Dominantnyy printsip i integrativnost’ formata rechevogo vzaimodeystviya v dialogicheskom diskurse [The Dominant Principle and Integrativity of the Format of Speech Interaction in Dialogic Discourse]. Tambov, 2020. 328 p. (In Russ.)

van Dejk T. Diskurs i vlast': reprezentatsiya dominirovaniya v yazyke i kommunikatsii [Discourse and Power: Representation of Dominance in Language and Communication]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2013. 344 p. (In Russ.)

van Dejk T. Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Blagoveshchensk, BGK named after I. A. Baudouin de Courtenay Press, 2000. 308 p. (In Russ.)

Golodnov A. V. Lingvopragmaticheskie osobennosti persuazivnoy kommunikatsii (na primere sovremennoy nemetskoyazychnoy reklamy). Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Linguistic and pragmatic features of persuasive communication (a case study of modern German-language advertising). Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2003. 247 р. (In Russ.)

Dolzhenko N. G. Persuazivnost’ v khudozhestvennom tekste (na materiale sbornika rasskazov E. D. Aypina ‘Reka-v-Yanvareʼ [Persuasiveness in a literary text (based on the material of the collection of short stories by E. D. Aipin ‘River-in-Januaryʼ]. Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2019, vol. 9, issue 4, pp. 614–622. (In Russ.)

Kolchevskaya V. A. Sredstva vyrazheniya kategorii persuazivnosti v giperzhanre ʽSaytʼ turisticheskogo internet-diskursa. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Means of expressing the category of persuasiveness in the hyper-genre ‘Site’ of the tourist Internet discourse. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Krasnodar, 2020. 23 р. (In Russ.)

Maslova Zh. T., Popova E. A. Problema Razgranicheniya Kognitivnykh Protsessov, Mekhanizmov, Operatsiy [The problem of differentiation of cognitive processes, mechanisms, operations]. Available at: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2015/02/18/maslova_zh._n._popova_e._a._problema_razgranicheniya_kognitivnyh_processov_mehanizmov_operaciy.pdf (accessed 27 Aug 2022). (In Russ.)

Molodychenko E. N. Sozdanie obraza vraga kak persuazivnaya strategiya amerikanskogo politicheskogo diskursa: kognitivnyy lingvopragmaticheskiy analiz (na materiale publichnykh rechey politicheskikh deyateley 1996–2008 gg.). Diss. kand. filol. nauk [Creation of the image of the enemy as a persuasive strategy of American political discourse: Cognitive linguistic and pragmatic analysis (on the material of public speeches of political figures of 1996–2008). Cand. philol. sci. diss.]. Arkhangelsk, 2010. 245 p. (In Russ.)

Poluykova S. Yu. Persuazivnye strategii v sovremennom prosvetitel’skom diskurse [Persuasive strategies in modern educational discourse]. Vestnik permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2010, issue 4, pp. 63–67. (In Russ.)

Romanova I. D. Osobennosti reklamnykh tekstov persuazivnogo kharaktera [Persuasive features of advertising]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanitarian Sciences], 2019, issue 12 (828), pp. 97–107. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-reklamnyh-tekstov-persuazivnogo-haraktera (accessed 27 Aug 2022). (In Russ.)

Ryukova A. R., Filimonova E. A. Yazykovye sposoby realizatsii persuazinovsti [Linguistic means of expressing persuasive impact]. Vestnik Bashkirskogo Universiteta [Bulletin of Bashkir University], 2016, issue 2, pp. 431–435. (In Russ.)

Slovar’ molodezhnogo slenga [Dictionary of Youth Slang]. Available at: http://www.terminy.info/jargon/dictionaries-of-teen-slang/vbros (accessed 27 Aug 2022). (In Russ.)

Slovar’ sovremennoy leksiki, zhargona i slenga [Dictionary of Modern Vocabulary, Jargon and Slang]. 2014. Available at: https://argo.academic.ru/5518/%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%BA (accessed 27 Aug 2022). (In Russ.)

Sovremennyy tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Modern Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Ed. by T. F. Efremova. 2000. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/266981/%D0%A7%D1%83%D1%88%D1%8C (accessed 27 Aug 2022). (In Russ.)

Stepanova N. V. Persuazivnost’ vs evazivnost’: strategii v sovremennom politicheskom interv'yu [Persuasiveness vs evasiveness: Strategies in modern political interview]. Diskurs [Discourse], 2019, issue 5(3), pp. 79–89. Available at: https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-79-89 (accessed 27 Aug 2022). (In Russ.)

Tertychnyy A. A. Modeli argumentatsii v sovremennykh mediatekstakh [Models of reasoning in modern media texts]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism], 2016, issue 6, pp. 46–69. Available at: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2016/6/modeli-argumentatsii-v-sovremennykh-mediatekstakh/ (accessed 27 Aug 2022). (In Russ.)

Khutyz I. P., Kolchevskaya V. A. Persuazivnost’: spetsifika fenomena v nekotorykh tipakh institutsional’nogo diskursa [Persuasion: The specificity of the phenomenon in some types of institutional discourse]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice]. Tambov, Gramota Publ., 2018, issue 2 (80), pt. 2, pp. 391–394. Available at: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2018_2-2_44.pdf (accessed 27 Aug 2022). (In Russ.)

Chernyavskaya V. E., Loginova I. Yu. Programma politicheskoy partii kak persuazivnyy tekst [The program of a political party as a persuasive text]. Izvestiya rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2005. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-politicheskoy-partii-kak-persuazivnyy-tekst (accessed 27 Aug 2022). (In Russ.)

Chernyavskaya V. E. Diskurs vlasti i vlast’ diskursa: Problemy rechevogo vozdeystviya [The Discourse of Power and the Power of Discourse: Problems of Speech Persuasiveness]. Moscow, Flinta: Nauka Publ., 2006. 136 p. (In Russ.)

Sheygal V. I. Semiotika politicheskogo diskursa. Diss. doct. filol. nauk [Semiotics of politicaldiscourse. Dr. philol. sci. diss.]. Available at: https://www.dissercat.com/content/semiotika-politicheskogo-diskursa (accessed 27 Aug 2022). (In Russ.)

Habermas J. Reason and the Rationalization of Society (The Theory of Communicative Action, vol. 1). Transl. into Eng. by Thomas McCarthy. Boston, Beacon Press, 1984. 562 р. Available at: https://teddykw2.files.wordpress.com/2012/07/jurgen-habermas-theory-of-communicative-action-volume-1.pdf (accessed 27 Aug 2022). (In Eng.)

Mutz D. C., Sniderman P. M., Brody R. A. Political Persuasion and Attitude Change. Univ. of Michigan Press, 1996. 295 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2023-04-08

Как цитировать

Воронина, Л. В. . (2023). Когнитивные механизмы персуазивностиполитического дискурса. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 15(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-1-17-27

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО