Роман Джо Аберкромби «Красная страна» как фэнтези-вестерн: особенности жанровой природы

Авторы

  • Елизавета Андреевна Иванова Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова https://orcid.org/0000-0002-8861-4925

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-2-92-100

Ключевые слова:

фэнтези; вестерн; Аберкромби; жанр; жанровые конвенции; «Красная страна».

Аннотация

Статья посвящена анализу жанровой природы романа выдающегося современного британского автора фэнтези Джо Аберкромби «Красная страна» (2012). Для всего творчества Джо Аберкромби характерна постмодернистская игра с жанровыми конвенциями и смешение жанров. Исследуемый роман не становится исключением и соединяет в себе черты вестерна и фэнтези. Данные жанры представляются на первый взгляд несовместимыми и даже взаимоисключающими, поэтому целью предлагаемой статьи является изучение того, какие элементы каждого из них используются автором и какие видоизменения они претерпевают при этом. В статье анализируются ключевые характеристики обоих жанров на основе работ русских и зарубежных исследователей. В ходе анализа роман рассматривается на уровнях строения сюжета и конфликта, системы персонажей, создаваемого автором мира (хронотопа), а также системы ценностей и транслируемого произведением мировоззрения. Аберкромби создает внутри уже существующего мира серии своих произведений территорию, отвечающую требованиям сеттинга в вестерне, использует типичные для вестерна сюжетные завязки и ходы, отчасти задействует образ типичного героя вестерна, хотя лишает его характерного ареола загадочности. Однако большинство центральных персонажей романа далеко не соответствуют жанровым конвенциям вестерна, а идейная составляющая романа прямо ставит его базовые ценности под сомнение. В идейно-содержательном плане элементы фэнтези и индивидуального мировоззрения автора значительно превалируют в романе над элементами вестерна.

Биография автора

Елизавета Андреевна Иванова, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

к. филол. н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Библиографические ссылки

Аберкромби Дж. Красная страна / пер. В. Русанова. М.: Эксмо, 2015. 557 с.

Аронсон О. Этика вестерна // Аронсон О. Метакино. М.: Ад Маргинем, 2003. С. 51–61.

Базен А. Вестерн, или Избранный жанр американского кино // Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. С. 231–241.

Горячок К. Л. Эволюция американского вестерна: витальность, эстетика, мифология // Художественная культура. 2020. № 2. С. 220–247.

Демина А. В. Архетип героя в литературе жанра фэнтези // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 2 (35). С. 310–317.

Епанчинцев Р. В., Фролова А. А. К вопросу о жанре фэнтези в современной литературе // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2016. № 26. С. 22–24.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. 1597 с.

Карцева Е. Н. Вестерн. Эволюция жанра. М.: Искусство, 1976. 255 с. URL: https://www.mnogobook.ru/nauka_obrazovanie/kulturologiya/302891/fulltext. htm (дата обращения: 25.12.2021)

Левченко Я. Жанр освобожденный. Авторский вестерн – о будущем цивилизации // Логос. 2014. № 6 (102). С. 135–148.

Рахманова Т. Д. Эволюция американского вестерна: жанр массового кино от зарождения до мифа // Клио. 2014. № 5 (89). С. 29–32.

Хализев В. Е. Теория литературы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.

Attebery B. Strategies of Fantasy. Indiana University Press, 1992. 152 p.

Beyer M. A. M. Shooting (a) Woman – Comparative Study of Gender Roles in American and Italian Western Movies. Munich: GRIN Verlag, 2007. 106 p. URL: https://www.grin.com/document/89432 (дата обращения: 25.12.2021).

Borowska-Szerszun S. Representation of Rape in George R. R. Martin's A Song of Ice and Fire and Robin Hobb's Liveship Traders // Extrapolation. 2019. Vol. 60, no. 1. P. 1–22. doi: 10.3828/extr.2019.2

Castro Balbuena A. De hobbits, tronos de hierro y vikingos. Desarrollo narrativo y cronológico de la fantasía épica. URL: http://www.tonosdigital.es/ojs/index.php/tonos/article/view/1509/854 (дата обращения: 15.08.2020).

Complete National Film Registry Listing | Film Registry | National Film Preservation Board | Programs at the Library of Congress | Library of Congress. Library of Congress, Washington, DC. Retrieved May 8, 2020. URL: https://www.afi.com/afis-10-top-10 (дата обращения: 15.08.2020).

Encyclopedia of Fantasy / Ed. by J. Clute, J. Grant. URL: https://sf-encyclopedia.com/fe/ (дата обращения: 25.12.2021).

James E., Mendelsohn F. A Short History of Fantasy. Middlesex University Press, 2009. 285 p.

Meteling A. Krieg und Kartographie. Einführung in die epische Fantasy // Vergemeinschaftung in Zeiten der Zombie-Apokalypse: Gesellschaftskonstruktionen am fantastischen Anderen / Ed. by M. Dellwing, M.Harbusch. Springer VS, 2015. P. 37–68.

Mitchell L. C. Late Westerns: The Persistence of a Genre. University of Nebraska Press, 2018 - Performing Arts. 336 p.

Petzold J. Constructing and Deconstructing the Fantasy Hero: Joe Abercrombie’s “First Law” Trilogy // Heroes and Heroism in British Fiction since 1800: Case Studies / Ed. by B. Korte, S. Lethbridge. Palgrave Macmillan, 2016. P. 135–150.

Polack G. Grim and grimdark // Fantasy and Science Fiction Medievalisms: From Isaac Asimov to A Game of Thrones / Ed. by Young H. Cambria Press, 2015. P. 77–96.

Schmeink L., Müller H.-H. Fremde Welten: Wege und Räume der Fantastik im 21. Jahrhundert. Walter de Gruyter, 2012. 470 S.

Shippey T. A. Introduction // Sobczak A.J., Shippey T.A. Magill's Guide to Science Fiction and Fantasy Literature: Vol. 1: The Absolute at Large – Dragonsbane. Salem Press, 1996. 260 p.

Wilkins K. From Middle Earth to Westeros: Medievalism, Proliferation and Paratextuality // New Directions in Popular Fiction: Genre, Distribution, Reproduction. Palgrave Macmillan, 2016. P. 201–221.

References

Abercrombie J. Krasnaya Strana [Red Country]. Transl. by V. Rusanov. Moscow, Eksmo Publ., 2015. 557 p. (In Russ.)

Aronson O. Etika vesterna [The ethics of the western]. Aronson O. Metakino [Metacinema]. Moscow, Ad Marginem Publ., 2003, pp. 51–61. (In Russ.)

Bazin A. Vestern, ili Izbrannyy zhanr amerikanskogo kino [The Western, or the American film par excellence]. Bazin A. Chto takoe kino? Sbornik statey [What is Cinema? Collection of articles]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1972, pp. 231–241. (In Russ).

Goryachok K. L. Evolyutsiya amerikanskogo vesterna: vital'nost', estetika, mifologiya [Evolution of American western: Vitality, aesthetics, mythology]. Khudozhestvennaya kul'tura [Art & Culture Arts], 2020, issue 2, pp. 220–247. (In Russ.)

Demina A. V. Arkhetip geroya v literature zhanra fentezi [A hero archetype in fantasy literature]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul’tura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 2013, issue 2 (35), pp. 310–317. (In Russ.)

Epanchintsev R. V., Frolova A. A. K voprosu o zhanre fentezi v sovremennoy literature [On the fantasy genre in modern literature]. Vestnik Severo-Vostochnogo Gosudarstvennogo Universiteta [Vestnik of the North-Eastern Federal University], 2016, issue 26, pp. 22–24. (In Russ.)

Literaturnaya entsiklopediya terminov i ponyatiy [Literature Encyclopedia of Terms and Concepts]. Ed. by A. N. Nikolyukin. Moscow, Intelvak Publ., 2001. 1597 p. (In Russ.)

Kartseva E. N. Vestern. Evolyutsiya zhanra [The Western: Genre Evolution]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1976. 255 p. Available at: https://www.mnogobook.ru/nauka_obrazovanie/kulturologiya/302891/fulltext.htm (accessed 25 Dec 2021). (In Russ.)

Levchenko Ya. Zhanr osvobozhdennyy. Avtorskiy vestern — o budushchem tsivilizatsii [Genre unchained. d’Auteur on the future of

humankind]. Logos [Logos], 2014, issue 6 (102), pp. 135 – 148. (In Russ.)

Rakhmanova T. D. Evolyutsiya amerikanskogo vesterna: zhanr massovogo kino ot zarozhdeniya do mifa [The American wild west film evolution: Popular cinema genre from birth to myth]. Klio [Klio], 2014, issue 5 (89), pp. 29–32. (In Russ.)

Khalizev V. E. Teoriya literatury [Literature Theory: textbook]. 3rd ed., rev. and exp. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2002. 437 p. (In Russ.)

Attebery B. Strategies of Fantasy. Indiana University Press, 1992. 152 p. (In Eng.)

Beyer M. A. M. Shooting (a) Woman – Comparative Study of Gender Roles in American and Italian Western Movies. Munich, GRIN Verlag, 2007. 106 p. Available at: https://www.grin.com/document/89432 (accessed 25.12.2021). (In Eng.)

Borowska-Szerszun S. Representation of rape in George R. R. Martin's A Song of Ice and Fire and Robin Hobb's Liveship Traders. Extrapolation, 2019, vol. 60, issue 1, pp. 1–22. doi: 10.3828/extr.2019.2. (In Eng.)

Castro Balbuena A. De hobbits, tronos de hierro y vikingos. Desarrollo narrativo y cronológico de la fantasía épica [On hobbits, iron thrones and the Vikings. Narrative and chronological development of the epic fantasy]. Available at: http://www.tonosdigital.es/ojs/index.php/tonos/article/view/1509/854 (accessed 15 Aug 2020). (In Span.)

Complete National Film Registry Listing. Library of Congress, Washington, DC. Retrieved May 8, 2020. Available at: https://www.afi.com/afis-10-top-10 (accessed 15 Aug 2020). (In Eng.)

Encyclopedia of Fantasy. Ed. by J. Clute, J. Grant. Available at: https://sf-encyclopedia.com/fe/ (accessed 25 Dec 2021). (In Eng.)

James E., Mendelsohn F. A Short History of Fantasy. Middlesex University Press, 2009. 285 p. (In Eng.)

Meteling A. Krieg und Kartographie. Einführung in die epische Fantasy [War and cartography: An introducton to the epic fantasy]. Vergemeinschaftung in Zeiten der Zombie-Apokalypse: Gesellschaftskonstruktionen am fantastischen Anderen [Communalization in Times of Zombie Apocalypse: Social Constructions on the Fantastic Other]. Ed. by M. Dellwing, M. Harbusch. Springer VS, 2015, pp. 37–68. (In Ger.)

Mitchell L. C. Late Westerns: The Persistence of a Genre. University of Nebraska Press, Performing Arts, 2018. 336 p. (In Eng.)

Petzold J. Constructing and deconstructing the fantasy hero: Joe Abercrombie’s ʽFirst Lawʼ trilogy. Heroes and Heroism in British Fiction Since 1800: Case Studies. Ed. by Korte B., Lethbridge S. Palgrave Macmillan, 2016, pp. 135– 50. (In Eng.)

Polack G. Grim and grimdark. Fantasy and Science Fiction Medievalisms: From Isaac Asimov to A Game of Thrones. Ed. by Young H. Cambria Press, 2015, pp. 77–96. (In Eng.)

Schmeink L., Müller H.-H. Fremde Welten: Wege und Räume der Fantastik im 21 Jahrhundert [Strange Worlds: Paths and Spaces of Fantasy in the 21st Century]. Walter de Gruyter, 2012. 470 p. (In Ger.)

Shippey T. A. Introduction. Sobczak A. J., Shippey T. A. Magill's Guide to Science Fiction and Fantasy Literature: Vol. 1: The Absolute at Large – Dragonsbane. Salem Press, 1996. 260 p. (In Eng.)

Wilkins K. From Middle Earth to Westeros: Medievalism, proliferation and paratextuality. New Directions in Popular Fiction: Genre, Distribution, Reproduction. Palgrave Macmillan, 2016, pp. 201–221. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2022-07-27

Как цитировать

Иванова, Е. А. . (2022). Роман Джо Аберкромби «Красная страна» как фэнтези-вестерн: особенности жанровой природы. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 14(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-2-92-100

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ