МИФОПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА КЛАДБИЩА В ХОРРОРЕ (на материале современной русской литературы)

Авторы

  • Дарья Леонидовна Куликова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0003-1435-7409

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-3-86-93

Ключевые слова:

хоррор; кладбище; фольклор; популярная литература; А. Иванов; К. Алек¬сеев; А. Атеев; М. Романова; И. Лесев.

Аннотация

Настоящая статья посвящена локусу кладбища в современном русском хорроре. Рассматриваются подходы к изображению пространств страшного в литературе, в частности, описано кладбище как локус хоррора, изучены мотивы, связанные с кладбищем в хорроре, выделены интермедиальные связи, произведена интерпретация фольклорных и литературных отсылок. Кладбище – один из ключевых локусов народной культуры, которое в фольклоре представлено как пространство соприкосновения с иномирным (миром мертвых), именно это объясняет интерес авторов хоррора к этим «страшным» местам. В современной литературе ужасов представлены модификации образа кладбища, их основные характеристики, интертекстуальное взаимодействие с отечественной и зарубежной традицией, которые позволяют говорить об этом образе как единице жанрового канона хоррора. Актуальность исследования этого мотива объясняется недостаточной изученностью критериев выделения жанра хоррор и потребностью в изучении трансформации традиционных хронотопов страшного в современной литературе. Рассмотрено, как именно образ кладбища представляют разные современные авторы: А. Иванов, А. Атеев, М. Романова, К. Алексеев, И. Лесев. Выявлено, что в связи с локусом кладбища привлекаются различные клише фольклора и литературы ужасов. К ним относится мотив «нехорошего места», мотив оживления мертвецов, мотив пересечения границ, нарушения запрета/табу. Кладбище может рассматриваться в произведении как источник сверхъестественного ужаса (и даже, как у Алексеева, превращаться в мыслящее существо) или, как у Иванова, представлять собой ложный источник опасности. Таким образом, в результате исследования можно сделать вывод, что кладбище в хорроре становится местом соединения не только миров, но и эпох, что выявляет важную функцию хоррора – осмысление прошлого личности и общества.

Биография автора

Дарья Леонидовна Куликова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

аспирант кафедры истории новейшей русской литературыи современного литературного процесса

Библиографические ссылки

Список литературы

Барыбин Е. В., Давыдова Ю. С. Искусство чайной церемонии. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 185 с.

Бахтадзе К. Е. Развитие культуры чая в СССР. Тбилиси: Изд-во АН Грузинской СССР, 1961. 116 с.

Богданов И. А. Дым Отечества, или Краткая история табакокурения. М.: Новое лит. обозрение, 2007. 50 с.

Бурдин И. В. Чай и чаепитие в повести Ф. М. Достоевского «Записки из Мертвого дома» // Континентальные глаголы: Альманах международного клуба. Пермь, 2021. C. 78–83.

Бурдина С. В., Бурдин И. В. Художественный концепт «чай» в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина // Филологический аспект. 2019. № 11(55). С. 172–176.

Кривонос В. Ш. Временная структура поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, авторские стратегии: сб. науч. ст.: к 100-летию со дня рождения проф. И. А. Дергачева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. С. 237–255.

Мельников-Печерский П. Т. На горах. М.: Эксмо, 1998. 268 с.

Николаева Э. Е. Концепт еды в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Мировая литература глазами современной молодежи. Магнитогорск: МГПИ, 2018. С. 182–185.

Погодин М. П. Записки (фрагмент) // Русский Архив. М.: Типография В. Грачева и Комп., 1865. Вып. 7(12). С. 887–894.

Похлебкин В. В. Чай и водка в истории России. Красноярск: Краснояр. книж. изд-во, 1995. 111 с.

Спиридонова И. Н. Традиции чаепития в России URL: http://inspir52.ya.ru/4548 (дата обращения: 28.05.2020)

Цзоу С. Национально-культурная специфика концепта «чай» и ее учет в обучении русскому как иностранному китайских студентов // Известия РГПУ им. Герцена. 2007. № 1. С. 437–441.

Якушева Л. А. Русское чаепитие как текст повседневной культуры. // Аналитика культурологии. 2009. Вып. 3(15). С. 214–217.

References

Barybin E. V., Davydova Yu. S. Iskusstvo chaynoy tseremonii [The Art of the Tea Ceremony]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2005. 185 p. (In Russ.)

Bakhtadze K. E. Razvitie kul’tury chaya v SSSR [The Development of Tea Culture in the USSR]. Tbilisi, Georgian Academy of Sciences of the USSR Publ., 1961. 116 p. (In Russ.)

Bogdanov I. A. Dym Otechestva, ili Kratkaya istoriya tabakokureniya [Smoke of the Fatherland, or Brief History of Tabacco Smoking]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2007. 50 p. (In Russ.)

Burdin I. V. Chay i chaepetie v povesti F. M. Dostoevskogo ‘Zapiski iz mertvogo doma’ [Tea and tea drinking in the story ‘The House of the Dead’ by F. M. Dostoevsky]. Kontinental’nye glagoly: Al’manakh mezhdunarodnogo kluba [Continental Verbs: Almanac of the International Club]. Perm, Perm State University Press, 2021, pp. 78–83. (In Russ.)

Burdina S. V., Burdin I. V. Khudozhestvennyy kontsept ‘chay’ v ‘Pis’makh russkogo puteshestvennika’ N. M. Karamzina [Artistic concept ‘tea’ in ‘Letters of Russian Traveler’ by N. M. Karamzin]. Filologicheskiy aspekt [Philological Aspect], 2019, issue 11(55), pp. 172–176. (In Russ.)

Krivonos V. Sh. Vremennaya struktura poemy N. V. Gogolya ‘Mertvye dushi’ [The temporal structure of the poem ‘Dead Souls’ by N. V. Gogol]. Romantizm vs realizm: paradigmy khudozhestvennosti, avtorskie strategii: sbornik nauchnykh statey: k 100-letiyu so dnya rozhdeniya professora I. A. Dergachova [Romanticism vs Realism: Paradigms of Artistry, Authors’ Strategies: collection of scientific articles: On the occasion of the 100th anniversary of the birth of Professor I. A. Dergachev]. Ekaterinburg, Ural Federal University Press, 2011, pp. 237–255. (In Russ.)

Mel’nikov-Pecherskiy P. T. Na gorakh [On the Mountains]. Moscow, Eksmo Publ., 1998. 268 p. (In Russ.)

Nikolaeva E. E. Kontsept edy v poeme N. V. Gogolya ‘Mertvye dushi’ [The concept of food in the poem ‘Dead Souls’ by N. V. Gogol]. Mirovaya literatura glazami sovremennoy molodezhi [World Literature through the Eyes of Modern Youth]. Magnitogorsk, Magnitogorsk State Pedagogical Institute Press, 2018, pp. 182–185. (In Russ.)

Pogodin M. P. Zapiski (fragment) [Notes (fragment)]. Russkiy arkhiv [Russian Archive], 1865, issue 7(12), pp. 887–894. (In Russ.)

Pokhlebkin V. V. Chay i vodka v istorii Rossii [Tea and Vodka in the History of Russia]. Krasnoyarsk, Krasnoyarskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1995. 111 p. (In Russ.)

Spiridonova I. N. Traditsii chaepitiya v Rossii [Traditions of Tea Drinking in Russia]. Available at: http://inspir52.ya.ru/4548 (accessed 28.05.2020). (In Russ.)

Tsou S. Natsional’no-kul’turnaya spetsifika kontsepta ‘chay’ i ee uchet v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu kitayskikh studentov [National and cultural features of the concept of ‘tea’ and taking it into account when teaching Russian as a foreign language to Chinese students]. Izvestiya RGPU im. Gertsina [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2007, issue 1, pp. 437–441. (In Russ.)

Yakusheva L. A. Russkoe chaepitie kak tekst povsednevnoy kul’tury [Russian tea drinking as a text of everyday culture]. Analitika kul’turologii [Analytics of Culrural Studies], 2009, issue 3(15), pp. 214–217. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2021-10-23

Как цитировать

Куликова, Д. Л. . (2021). МИФОПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА КЛАДБИЩА В ХОРРОРЕ (на материале современной русской литературы). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 13(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-3-86-93

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ