СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗНАНИЯ И ИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТЕКСТЕ (на материале текстов нанотехнологий)

Авторы

  • Дарья Владимировна Василенко (Darya V. Vasilenko) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0002-9555-3614

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-1-15-23

Ключевые слова:

профессиональное знание, дискурс, тип репрезентации, научное понятие, концептуализация.

Аннотация

Статья посвящена одному из сложных вопросов когнитивной лингвистики ‒ изучению проблемы формирования профессионального знания, которая рассматривается автором как сложный процесс, имеющий несколько стадий, каждая из которых получает вербализацию в тексте. Итогом этого процесса является формирование научного понятия, тесно связанного с понятием концепта. Интерес к данному вопросу обусловлен его сопряженностью с классической проблемой связи языка и мышления, когда язык рассматривается в качестве средства, предоставляющего доступ к глубинным структурам сознания. При этом элементы текста и элементы мышления оказываются связанными между собой. Сферой функционирования профессионального знания является профессиональный дискурс, объединяющий различные стадии вербализации этого знания. Опираясь на общую формулу деривации, описывающую процесс вербализации знания как движение от синтаксически сложной единицы, раскрывающей содержание специального понятия, к синтаксически простой, называющей это понятие, автор выделяет четыре типа репрезентации профессионального знания: содержательный, формально-содержательный, формальный и метафорический. В основе данной типологии лежит характер вербализации входящих в научный концепт смыслов. Особый интерес представляет изучение формирования знания в новейших отраслях науки. Материалом для анализа послужили тексты из сферы нанотехнологий. Задачи эмпирического анализа предполагали выявление стадий формирования профессионального знания, способов их вербализации, а также их систематизацию.

Биография автора

Дарья Владимировна Василенко (Darya V. Vasilenko), Пермский государственный национальный исследовательский университет

старший преподаватель кафедры английского зыка и межкультурной коммуникации

Библиографические ссылки

Список источников

Arnold M. S., Green A. A., Hulvat J. F., Stupp S. I., Mark C. Hersam Sorting carbon nanotubes by electronic structure using density differentiation // Nature Nanotechnology. 2006. № 1, P. 60–65.

Cleuziou J.-P., Wernsdorfer W., Bouchiat V., Ondarçuhu T., Monthioux M. Carbon nanotube superconducting quantum interference device // Nature Nanotechnology. 2006. № 1. P. 53–59.

Hyoungchul Kim, Jaehyun Kim, Hongjoo Yang, Jeongsoo Suh, Taeyoung Kim, Bangwoo Han, Sungwon Kim, Dae Seong Kim, Pikhitsa P. V., Mansoo Choi Parallel patterning of nanoparticles via electrodynamic focusing of charged aerosols // Nature Nanotechnology. 2006. № 1. P. 117–121.

Silva G. A. Nanomedicine: Seeing the benefits of ceria // Nature Nanotechnology. 2006. № 1. P. 92–94.

Talapatra S., Kar S., Pal S. K., Vajtai R., Ci L., Victor P., Shaijumon M. M., Kaur S., Nalamasu O., Ajayan P. M. Direct growth of aligned carbon nanotubes on bulk metals // Nature Nanotechnology. 2006. № 1. P. 112–116.

Tseng Ricky J., Chunglin Tsai, Liping Ma, Jianyong Ouyang, Ozkan Cengiz S., Yang Yang. Digital memory device based on tobacco mosaic virus conjugated with nanoparticles // Nature Nanotechnology. 2006. 1. P. 72–77.

Список литературы

Алексеева Л. М. Проблемы термина и терминообразования: учеб. пособие по спецкурсу. Пермь: Перм. ун-т. 1998. 120 с.

Алексеева Л. М., Василенко Д. В. Системность терминологии // Вестник Пермского университета: Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 4(32). С. 5–14.

Алексеева Л. М., Мишланова С. Л. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. 200 с.

Алексеева Л. М., Мишланова С. Л. Трансфер знания в переводе как вызов современного сетевого общества // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 1. С. 41‒53.

Василенко Д. В. Формы репрезентации научного знания (на материале текстов нанотехнологий) // Современная наука. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 11. С. 122–127.

Василенко Д. В. Формирование научных понятий в новых отраслях (на материале текстов нанотехнологий) // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № 4(2). С. 27–34.

Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

Демьянков В.З. О языковых техниках «трансфера знаний» в гуманитарных науках // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. № 4. С. 5‒15.

Демьянков В.З. Когнитивные техники трансфера знаний // Когнитивные исследования языка. 2016. Вып. XXVI. С. 29‒32.

Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М.: 1997. 197 с.

Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 506 с.

Мишланова С. Л. Метафора в медицинском дискурсе. Пермь: Изд-во ПГУ, 2002. 160 с.

Мурзин Л. Н. Основы дериватологии. Конспект лекций. Пермь: Перм. ун-т, 1984. 56 с.

Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 171 с.

Новодранова В. Ф. Типы знания и их репрезентация в языке для специальных целей (LSP) // Когнитивная лингвистика: новые проблемы познания. М., Рязань: Институт языкознания РАН; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2007. Вып. 5. С. 136–141.

Сахарный Л. В. Психолингвистические аспекты словообразования. Л., 1985. 97 с.

Словарь Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/668292 (дата обращения: 19.06.2020).

Суворова М. В. Трансдискурсивная модификация модели метафоры (на материале научного, научно-популярного и популярного дискурсов): дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2019. 190 с.

Табанакова В. Д. Логико-понятийный анализ терминологии и его прагматика // Интегративный анализ компонентов текста при обучении общению. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. С. 5‒22.

Табанакова В. Д., Козявина М. А. Моделирование английской и русской экологической терминологии в учебных целях: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007. 184 с.

Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 259 с.

Fillmore Ch. J. Frames and the semantics of understanding // Quaderni di semántica, 1985. Vol. VI, № 2. P. 222–254.

Miki Ivai, Koichi Takeuchi, Kyo Tageura. Cross-lingual structural correspondence between terminologies: The case of English and Japanese // Term bases and linguistic linked open data. TKE 2016. 12th International conference on terminology and knowledge engineering. P. 14–33.

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. University of Chicago Press, 1980. 256 p.

Nahod B. Can big national term banks maintain complex cross-domain conceptual relations? // Term bases and linguistic linked open data. TKE 2016. 12th International conference on terminology and knowledge engineering. P. 1–14.

References

Alekseeva L. M. Problemy termina i terminoobrazovaniya: uchebnoe posobie po spetskursu [The issues of term and term-formation: textbook for a special course]. Perm, Perm State University Press, 1998. 120 p. (In Russ.)

Alekseeva L. M., Vasilenko D. V. Sistemnost’ terminologii [Systematic features of terminology]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2015, issue 4(32), pp. 5–14. (In Russ.)

Alekseeva L. M., Mishlanova S. L. Medistinskiy diskurs: teoreticheskie osnovy y printsipy analiza [Medical discourse: Theoretical foundations and principles of analysis]. Perm, Perm State University Press, 2002. 200 p. (In Russ.)

Alekseeva L. M., Mishlanova S. L. Transfer znaniya v perevode kak vyzov sovremennogo obshchestva [Knowledge transfer in translation as a challenge of modern net society]. Voprosy kognitivnoy lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2019, issue 1, pp. 41‒53. (In Russ.)

Vasilenko D. V. Formy reprezentztsii nauchnogo znaniya (na materiale tekstov nanotekhnologiy [Forms of representation of scientific knowledge (as exemplified in nanotechnology texts)]. Sovremennaya nauka. Seriya Gumanitarnye nauki [Modern Science: Actual Problems of Theory & Practice. Series of ʽHumanitiesʼ], 2016, issue 11, pp. 122–127. (In Russ.)

Vasilenko D. V. Formirovanie nauchnykh ponyatiy v novykh otraslyakh [Forming scientific notions in new areas (as exemplified in nanotechnology texts)]. Evraziyskiy gumanitarniy zurnal [Eurasian Humanitarian Journal], 2019, issue 4(2), pp. 27–34. (In Russ.).

Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech’ [Thinking and speech]. 5th ed., revised. Moscow, Labirint Publ., 1999. 352 p. (In Russ.)

Demyankov V. Z. O yazykovykh tekhnikakh ‘transfera znaniyʼ [On linguistic techniques of knowledge transfer in humanities]. Voprosy kognitivnoy lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2015, issue 4, pp. 5‒15. (In Russ.)

Demyankov V. Z. Kognitivnye tekhniki transfera znaniy [Сognitive techniques of knowledge transfer]. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Cognitive Studies of Language], 2016, issue 26, pp. 29‒32. (In Russ.)

Kubryakova E. S., Demyankov V. Z., Pankrats Yu. G., Luzina L. G. Kratkiy slovar’ kognitivnykh terminov [Concise dictionary of cognitive terms]. Moscow, 1997. 197 p. (In Russ.)

Kubryakova E. S. Yazyk i znanie: Na puti polucheniya znaniy o yazyke: Chasti rechi s kognitivnoy tochki zreniya. Rol’ yazyka v poznanii mira [Language and knowledge: On the way of receiving knowledge about language: Parts of speech from the cognitive viewpoint. The role of language in the world cognition]. Moscow, LRC Publishing House, 2004. 506 p. (In Russ.)

Mishlanova S. L. Metafora v meditsinskom discurse [Metaphor in medical discourse]. Perm, Perm State University Press, 2002. 160 p. (In Russ.)

Murzin L. N. Osnovy derivatologii. Konspekt lektsiy [The foundations of derivatology. Compendium of lectures]. Perm, Perm State University Press, 1984. 56 p. (In Russ.)

Murzin L. N., Shtern A. S. Tekst i ego vospriyatie [Text and its perception]. Sverdlovsk, Ural State University Press, 1991. 171 p. (In Russ.)

Novodranova V. F. Tipy znaniya i ikh reprezentatsiya v yazyke dlya spetsial’nykh tseley (LSP) [Types of knowledge and their representation in the language for specific purposes (LSP)]. Kognitivnaya lingvistika: novye problemy poznaniya [Cognitive Linguistics: New Issues of Cognition], 2007, issue 5, pp. 136–141. (In Russ.)

Sakharnyy L. V. Psikholingvisticheskie aspekty teorii slovoobrazovaniya [Psycholinguistic aspects of the theory of word formation]. Lenigrad, 1985. 97 p. (In Russ)

Slovar’ Akademik [Acamedic dictionary]. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/668292 (accessed 19.06.2020). (In Russ.)

Suvorova M. V. Transdiskursivnaya modifikatsiya modeli metafory (na materiale nauchnogo, nauchno-populyarnogo i populyarnogo diskursov). Diss. … kand. filol. nauk [Transdiscourse modification of the metaphor model (based on scientific, popular scientific and popular discourses). Cand. philol. sci. diss.]. Perm, 2019. 190 p. (In Russ.)

Tabanakova V. D. Logiko-ponyatiynyy analiz terminologii i ego pragmatika [Logical and conceptual analysis of terminology and its pragmatics]. Integrativnyy analiz komponentov teksta pri obuchenii obshcheniyu [Integrative analysis of text components when teaching communication]. Tumen, Tumen State University Press, 1998, pp. 5‒22. (In Russ.)

Tabanakova V. D., Kozyavina M. A. Modelirovanie angliyskoy i russkoy ekologicheskoy terminologii v uchebnykh tselyakh: Uchebnoe posobie [Modeling English and Russian ecological terminology in educational purposes: study guide]. Tumen, Tumen State University Press, 2007. 184 p. (In Russ.)

Chomsky N. Aspekty teorii sintaksisa [Aspects of the theory of syntax]. Moscow, Moscow State University Press, 1972. 259 p. (In Russ.)

Fillmore Charles J. Frames and the semantics of understanding. Quaderni di semántica, 1985, vol. 6, issue 2, pp. 222–254. (In Eng.)

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. University of Chicago Press, 1980. 256 p. (In Eng.)

Miki Ivai, Koichi Takeuchi, Kyo Tageura. Cross-lingual structural correspondence between terminologies: The case of English and Japanese. Term bases and linguistic linked open data. TKE 2016. 12th International conference on terminology and knowledge engineering. pp. 14–33. (In Eng.)

Nahod B. Can big national term banks maintain complex cross-domain conceptual relations? Term bases and linguistic linked open data. TKE 2016. 12th International conference on terminology and knowledge engineering. pp. 1–14. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2021-04-09

Как цитировать

Василенко (Darya V. Vasilenko) Д. В. (2021). СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗНАНИЯ И ИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТЕКСТЕ (на материале текстов нанотехнологий). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 13(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-1-15-23

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО