ДИНАМИКА СМЫСЛОВОГО КОМПЛЕКСА ДОМИНАНТНЫХ ЕДИНИЦ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ (на примере стихотворения Л. Коэна “Elegy”)

Авторы

  • Илья Витальевич Сергодеев (Ilya V. Sergodeev) Снежинский физико-технический институт Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-4-33-43

Ключевые слова:

интертекстуальность, поэтический текст, доминантная единица, смысловой комплекс, контекст, интерпретация.

Аннотация

Рассматривается динамика смыслового комплекса доминантных единиц поэтического текста. Доминантные единицы выполняют функцию семантизации. Они полиинтерпретативны. Методологию исследования составляет теория интертекстуальности, рассматривающаяся с позиций структурного, интерпретативного и лингвокультурологического подходов. Приводится типология интертекстуальных отношений: авто- (самоцитация, самоаллюзия), ин- (цитация, аллюзия), пара- (структурно-композиционные единицы произведения, такие как заглавие, эпиграф и пр.) и архитекстуальные (жанровое подражание, отсылка к общеизвестным художественным образам или феноменам культуры). Представлена модель интертекстуального анализа доминантных единиц поэтического текста. Анализ осуществляется в 5 этапов: фрагментация, контекстный анализ, поиск и определение интертекстуальных отношений единиц базового и адресного текстов, контекстуальный анализ адресных текстов, синтез полученных контекстных значений. В качестве материала исследования выступает стихотворение “Elegy” канадского поэта Л. Коэна. Единицей анализа служит личное местоимение he указанного поэтического текста. Устанавливаются интертекстуальные связи между стихотворением “Elegy” и текстами греческой мифологии, библейскими текстами, христианской культурой и другими произведениями Л. Коэна. Результаты проведенного анализа позволяют говорить о том, что интертекстуальные отношения исследуемых единиц приводят к обмену и наслоению их контекстных значений. В результате рассматриваемая единица может иметь несколько значений (в том числе несловарных, авторских) в одном контексте. Благодаря этому реализуется динамика смыслового комплекса рассматриваемого произведения в целом.

Биография автора

Илья Витальевич Сергодеев (Ilya V. Sergodeev), Снежинский физико-технический институт Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

к. филол. н., доцент кафедры философии и лингвистики

Библиографические ссылки

Список литературы

Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 448 с.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616 с.

Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000. 432 с.

Женетт Ж. Фигуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 472 с.

Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004. 656 с.

Корнеев Ю. Переводы Ю. Корнеева. 2020. URL: http://www.lib.ru/POEZIQ/MILTON/milton1_1.txt (дата обращения: 12.01.2020).

Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Омск: Омск. гос. ун-т, 1999. 268 с.

Олизько Н. С. Интердискурсивность постмодернистского письма (на материале творчества Дж. Барта). Челябинск: Фотохудожник, 2009. 162 с.

Смирнов И. П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Пастернака. СПб.: [б. и.], 1995. 189 с.

Тименчик Р. Д. Текст в тексте у акмеистов // Ученые записки Тартуского госуниверситета. 1981. № 14. С. 65–75.

Тороп П. Х. Проблема интекста // Текст в тексте. Труды по знаковым системам XIV. 1981. Вып. 567. С. 33–44.

Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов. Контрапункт интертекстуальности. М.: КомКнига, 2007. 282 с.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Симпозиум, 2006. 544 с.

Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант. М.: Прогресс, 1986. 640 с.

Ямпольский М. Б. Память Тиресея. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК «Культура», 1993. 464 с.

Allan R. The Worlds of Leonard Cohen: A Study of His Poetry. Simon Fraser university: University of British Columbia, 1970. 149 p.

Chandler D. Semiotics: the Basics. New York: Routledge, 2007. 328 p.

Cohen L. Elegy. Julian peters comics, 2020а URL: https://julianpeterscomics.com/2017/09/11/elegy-by-leonard-cohen/ (дата обращения: 12.01.2020).

Cohen L. For Wilf And His House, 2020б. URL: https://genius.com/Leonard-cohen-for-wilf-and-his-house-annotated (дата обращения: 12.01.2020).

Cohen L. Let Us Compare Mythologies. Ecco, 2007. 96 p.

Faulkner W. The Bear. 2020. URL: http://www.thomasaquinas.edu/sites/default/files/pdf/alumni/faullkner-the-bear.pdf (дата обращения: 12.01.2020).

Forster E. M. Aspects of the Novel. New York: Rosetta Books, 1927. 192 p.

Keats J. Sonnets. Miniatures. Odes. Moscow: LETNY SAD, 2014. 404 p.

Milton J. Lycidas, 2020. URL: https://www.poetryfoundation.org/poems/44733/lycidas (дата обращения: 12.01.2020).

Ovid. Metamorphoses. Ovid’s Metamorphoses: Orpheus and Eurydice, 2020. URL: http://hompi.sogang.ac.kr/anthony/Classics/OvidOrpheus.htm (дата обращения: 12.01.2020).

Pseudo-Apollodorus. Apollodorus, the library, 2020. URL: https://www.theoi.com/Text/Apollodorus1.html (дата обращения: 12.01.2020).

Simmons S. I’m Your Man. The Life of Leonard Cohen. London: Johnathan Cape, 2012. 533 p.

Vesselova N. “The Past is Perfect”: Leonard Cohen’s Philosophy of Time. Ottawa: University of Ottawa, 2014. 412 p.

References

Arnol’d I. V. Semantika. Stilistika. Intertekstual’nost’ [Semantics. Stylistics. Intertextuality]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Press, 1999. 448 p. (In Russ.)

Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika: Poetika [Selected works: Semiotics: Poetics]. Moscow, Progress Publ., 1994. 616 p. (In Russ.)

Derrida J. Pis’mo i razlichie [Writing and difference]. St. Petersburg, Akademicheskiy proekt Publ., 2000. 432 p. (In Russ.)

Genette G. Figury [Figures]. Moscow, Sabashnikov’s Publishing House, 1998. 472 p. (In Russ.)

Kristeva Yu. Izbrannye trudy: razrushenie poetiki [Selected works: Destruction of poetics]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2004. 656 p. (In Russ.)

Korneev Yu. Perevody Yu. Korneeva [Yu. Korneev’s translations]. Available at: http://www.lib.ru/POEZIQ/MILTON/milton1_1.txt (accessed 12.01.2020). (In Russ.)

Kuz’mina N. A. Intertekst i ego rol’ v protsessakh evolyutsii poeticheskogo yazyka [Intertext and its role in the processes of poetic language evolution]. Ekaterinburg, Ural University Press, Omsk, Omsk State University Press, 1999. 268 p. (In Russ.)

Oliz’ko N. S. Interdiskursivnost’ postmodernistskogo pis’ma (na materiale tvorchestva Dzh. Barta) [Interdiscoursivity of postmodern writing (a case study of J. Barth’s works)]. Chelyabinsk, Fotokhudozhnik Publ., 2009. 162 p. (In Russ.)

Smirnov I. P. Porozhdenie interteksta. Elementy intertekstual’nogo analiza s primerami iz tvorchestva B. Pasternaka [The genesis of intertext. Elements of intertextual analysis with examples from B. Pasternak’s works]. St. Petersburg, 1995. 189 p. (In Russ.)

Timenchik R. D. Tekst v tekste u akmeistov [Text within a text in works by the Acmeists]. Uchenye zapiski Tartuskogo gosuniversiteta [Scientific notes of the Tartu State University], 1981, issue 14, pp. 65–75. (In Russ.)

Torop P. Kh. Problema inteksta [The problem of intext]. Tekst v tekste. Trudy po znakovym sistemam XIV [Text within a text. Works on sign systems XIV], 1981, issue 567, pp. 33–44. (In Russ.)

Fateeva N. A. Intertekst v mire tekstov. Kontrapunkt intertekstual’nosti [Intertext in the world of texts. The counterpoint of intertextuality]. Moscow, KomKniga Publ., 2007. 282 p. (In Russ.)

Eco U. Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu [Absent structure. Introduction to semiology]. St. Petersburg, Symposium Publ., 2006. 544 p. (In Russ.)

Eliot T. S. Traditsiya i individual’nyy talant [Tradition and individual talent]. Moscow, Progress Publ., 1986. 640 p. (In Russ.)

Yampol’skiy M. B. Pamyat’ Tireseya. Intertekstual’nost’ i kinematograf [Memory of Teiresias. Intertextuality and cinema]. Moscow, RIK ‘Kul’tura’ Publ., 1993. 464 p. (In Russ.)

Allan R. The Worlds of Leonard Cohen: A Study of His Poetry. Simon Fraser University, University of British Columbia, 1970. 149 p. (In Eng.)

Chandler D. Semiotics: the Basics. New York, Routledge, 2007. 328 p. (In Eng.)

Cohen L. Elegy. Julian Peters comics, 2020a. Available at: https://julianpeterscomics.com/2017/09/11/elegy-by-leonard-cohen/ (accessed 12.01.2020). (In Eng.)

Cohen L. For Wilf And His House, 2020b. Available at: https://genius.com/Leonard-cohen-for-wilf-and-his-house-annotated (accessed 12.01.2020). (In Eng.)

Cohen L. Let Us Compare Mythologies. Ecco, 2007. 96 p. (In Eng.)

Faulkner W. The Bear. Available at: http://www.thomasaquinas.edu/sites/default/files/pdf/alumni/faulkner-the-bear.pdf (accessed 12.01.2020). (In Eng.)

Forster E. M. Aspects of the Novel. New York, Rosetta Books, 1927. 192 p. (In Eng.)

Keats J. Sonnets. Miniatures. Odes. Moscow, LETNY SAD, 2014. 404 p. (In Eng.)

Milton J. Lycidas. Available at: https://www.poetryfoundation.org/poems/44733/lycidas (accessed 12.01.2020). (In Eng.)

Ovid. Metamorphoses. Ovid’s Metamorphoses: Orpheus and Eurydice. Available at: http://hompi.sogang.ac.kr/anthony/Classics/OvidOrpheus.htm (accessed 12.01.2020). (In Eng.)

Pseudo-Apollodorus. Apollodorus, the library. Available at: https://www.theoi.com/Text/Apollodorus1.html (accessed 12.01.2020). (In Eng.)

Simmons S. I’m Your Man. The Life of Leonard Cohen. London, Johnathan Cape, 2012. 533 p. (In Eng.)

Vesselova N. ‛The Past is Perfect’: Leonard Cohen’s Philosophy of Time. Ottawa, University of Ottawa, 2014. 412 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2021-01-02

Как цитировать

Сергодеев (Ilya V. Sergodeev) И. В. (2021). ДИНАМИКА СМЫСЛОВОГО КОМПЛЕКСА ДОМИНАНТНЫХ ЕДИНИЦ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ (на примере стихотворения Л. Коэна “Elegy”). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-4-33-43

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО