МЕТАПРОЗАИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ

Авторы

  • Мария Александровна Черняк (Maria A. Chernyak) Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена http://orcid.org/0000-0001-9291-1781
  • Марине Амраевна Саргсян (Marine A. Sargsyan) Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена http://orcid.org/0000-0002-6414-4017

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-2-130-138

Ключевые слова:

современная проза, метапроза, саморефлексия, писатель, читатель, издательские стратегии.

Аннотация

С возникновением и развитием теории метапрозы круг произведений, которые можно отнести к этому явлению, постоянно расширяется, находя глубинные истоки в истории формирования романа как жанра. Современная российская метапроза, развивающаяся в условиях перезагрузки литературоцентризма и создания новых практик, активно представлена на разных стратах развития современной русской литературы: в элитарной («Пушкинский Дом» А. Битова, «t» В. Пелевина, «Голубое сало» В. Сорокина и др.), в беллетристике («Счастье возможно» О. Зайончковского, «Качество жизни» А. Слаповского, «Медведки» М. Галиной, «Самоучки» А. Уткина и др.), массовой литературе («Стилист» А. Марининой, «Мальчики да девочки» Е. Колиной, «Точка невозврата» П. Дашковой и др.). В статье проанализированы различные метапрозаические стратегии в современной прозе. Обнаруживается, что процесс создания художественного текста является одним из сквозных сюжетов современной метапрозы. Связано это прежде всего с желанием писателей зафиксировать и отрефлексировать сложные и противоречивые стратегии письма XXI в. Приводятся примеры разных проявлений метапрозаической стратегии: «тройная литературная матрешка» («Литературная рабыня: будни и праздники» Н. Соколовской), тема перевода и мистификации («Перевод с подстрочника» Е. Чижова и «Стилист» А. Марининой), авторская рефлексия («Адаптатор» А. Слаповского), «роман о писателе» («Счастье возможно» О. Зайончковского), текст, созданный в соавторстве с новым типом читателя («Арбайт. Широкое полотно» Е. Попова). Во всех проанализированных текстах ставятся вопросы об изменении роли писателя и читателя в современном мире и о новых писательских и издательских отношениях.

Биографии авторов

Мария Александровна Черняк (Maria A. Chernyak), Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

д. филол. н., профессор кафедры русской литературы

Марине Амраевна Саргсян (Marine A. Sargsyan), Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

аспирант кафедры русской литературы

Библиографические ссылки

Абашева М. На литературном фронте: борьба с каноном в русской прозе рубежа 20–21 веков // Кризис литературоцентризма: утрата идентичности vs. новые возможности: сб. ст. по материалам междунар. науч. семинара, ноябрь 2013 г. / отв. ред.: Н. В. Ковтун. 3-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА Наука, 2016 [т. е. 2015]. 572 с. С. 116–117.

Амусин М. Метапроза или Сеансы литературной магии // Знамя. 2016. № 3. URL:http://magazines.russ.ru/znamia/2016/3/metaproza-ili-seansy-literaturnoj-magii.html (дата обращения: 09.12.2018).

Басинский П. Белеет крайслер одинокий. Новая русская тема в 1998 году// Литературная газета. 13.01.1999. С. 6.

Бродский И. А. Нобелевская лекция. URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt (дата обращения: 12.10.2019).

Данилкин Л. Т-образный тупик. URL: http://www.afisha.ru/personalpage/191552/review/298339/(дата обращения: 12.06.2018).

Зайончковский О. В. Кто погасил свет? М.: Астрель, 2012. 635 [2] с.

Котелевская В. В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного федер. ун-та, 2018. 351 с.

Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: Очерки истории поэтики. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 317 с.

Маринина А. Стилист. М.: Эксмо, 2014. 448 с.

Маркова Т. Н. Жанровые номинации в русской прозе 2000-х гг. // Жанровые трансформации в литературе и фольклоре / Т. Н. Маркова, И. А. Голованов, Н. Э. Сейбель [и др.]; под общ. ред. Т. Н. Марковой. Челябинск: Энциклопедия, 2012. С. 238–249.

Мирошниченко О. С. Поэтика современной метапрозы: на материале романов А. Битова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. 25 с.

Новиков В. Алексия: десять лет спустя // Новый мир. 2002. № 10. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2002/10/aleksiya-desyat-let-spustya.html (дата обращения: 18.12.2018).

Оробий С. Люди, увеличенные до размеров писателей // Дайджест Лит-ра.инфо. URL: http://lit-ra.info/kolonka-sergeya-orobiya/lyudi-uvelichennye-do-razmerov-pisateley/ (дата обращения: 20.06.2019).

Пелевин В. «t». М.: 2010. 254 с.

Попов Е. А. Арбайт. Широкое полотно: интернет-роман. М.: Астрель, 2012. 568 [8] с.

Сегал Д. М. Литература как охранная грамота. М: Водолей Publishers, 2006. 974 [1] с.

Слаповский А. Качество жизни. М.: Вагриус, 2004. 349 [2] с.

Тынянов Ю. Н. Литературный факт. М.: Высш. шк., 1993. 318 с.

Уткин А. Самоучки. М.: Грантъ, 1999. 208 с.

Чемодурова З. Рефлексивная авторская игра в метапрозе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnaya-avtorskaya-igra-v-metaproze (дата обращения: 09.09.2019).

Черняк В. Д., Черняк М. А. Массовая литература в понятиях и терминах: учебный словарь-справочник. 3-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 192 с.

Чижов Е. Л. Интервью с Юрием Володарским // ШО: укр. журнал. URL: http://chizhov.ucoz.ru/index/intervju_s_juriem_volodarskim_ukr_zhurnal_quot_sho_quot/0-23 (дата обращения: 12.07.2019).

Чижов Е. Л. Перевод с подстрочника. М.: АСТ, 2013. 508 с.

Чупринин С. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. М.: Время, 2007. 768 с.

Эпштейн М. Академический выбор. URL: http://znamlit.ru/publication.php?id=2339 (дата обращения: 12.10.2019).

Vermeulen T., van den Akker R. Notes on Metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. Vol. 2. Р. 1‒14.

Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism / R. van den Akker et al. (eds). Lanham: Rowman & Littlefield, 2017. 201 p.

References

Abasheva M. Na literaturnom fronte: bor’ba s kanonom v russkoy proze rubezha 20–21 vekov [At the literary front: Struggle with the canon in Russian prose at the turn of the 20th–21st centuries]. Krizis literaturotsentrizma: utrata identichnosti vs novye vozmozhnosti: monografiya: sbornik statey po materialam mezhdunarodnogo nauchnogo seminara, noyabr’ 2013 g. [The crisis of literary centrism: loss of identity vs. new opportunities: monograph: Proceedings of the international scientific seminar, November, 2013]. Ed. by Dr. philol. sci. N. V. Kovtun. 3rd stereotyped edition. Moscow, FLINTA Nauka Publ., 2016, pp. 116–117. (In Russ.)

Amusin M. Metaproza ili seansy literaturnoy magii [Metafiction or sessions of literary magic]. Znamya, 2016, issue 3. Available at: http://magazines.russ.ru/znamia/2016/3/metaproza-ili-seansy-literaturnoj-magii.html (accessed 09.12.2018). (In Russ.)

Basinskiy P. Beleet kraysler odinokiy. Novaya russkaya tema v 1998 godu [A lonely Chrysler is flashing white. The ‘New Russian’ theme in 1998]. Literaturnaya gazeta [Literary Newspaper], January 13, 1999, p. 6. (In Russ.)

Brodsky I. A. Nobelevskaya lekstiya [Nobel lecture]. Available at: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt (accessed 12.10.2019). (In Russ.)

Danilkin L. T-obraznyy tupik [T-shaped dead end]. Available at: http://www.afisha.ru/personalpage/191552/review/298339/ (accessed 12.06.2018). (In Russ.)

Zayonchkovskiy O. V. Kto pogasil svet? [Who turned off the light?]. Moscow, Astrel’ Publ., 2012. 635 p. (In Russ.)

Kotelevskaya V. V. Tomas Bernkhard i modernistskiy metaroman: monografiya [Thomas Bernhard and the modernist metanovel]. Rostov-on-Don, Taganrog, Southern Federal University Press, 2018. 351 p. (In Russ.)

Lipovetskiy M. N. Russkiy postmodernizm: Ocherki ist. poetiki [Russian postmodernism: Essays on historical poetics]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University Press, 1997. 317 p. (In Russ.)

Marinina A. Stilist [Stylist]. Moscow, Eksmo Publ., 2014. 448 p. (In Russ.)

Markova T. N. Zhanrovye nominatsii v russkoy proze 2000-kh gg. [Genre nominations In Russian prose of the 2000s]. Zhanrovye transformatsii v literature i fol’klore [Genre transformations in literature and folklore]. Collective monograph (T. N. Markova, I. A. Golovanov, N. E. Seybel’ et al.). Ed. by T. N. Markova. Chelyabinsk, Entsiklopediya Publ., 2012, pp. 238–249 (In Russ.)

Miroshnichenko O. S. Poetika sovremennoy metaprozy: na materiale romanov A. Bitova. Avtoref. … diss. kand. filol. nauk [Poetics of modern metafiction: a case study of A. Bitov’s novels. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 2001. 25 p. (In Russ.)

Novikov V. Aleksiya: desyat’ let spustya [Alexia: ten years later]. Available at: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2002/10/aleksiya-desyat-let-spustya.html (accessed 18.12.2018). (In Russ.)

Orobiy S. Lyudi, uvelichennye do razmerov pisateley [People enlarged to the size of writers]. Daydzhest Lit-ra.info [Digest Lit-ra.info]. Available at: http://lit-ra.info/kolonka-sergeya-orobiya/lyudi-uvelichennye-do-razmerov-pisateley/ (accessed 20.06.2019). (In Russ.)

Pelevin V. t [t]. Moscow, 2010. 254 p. (In Russ.)

Popov E. A. Arbayt. Shirokoe polotno: internet-roman [Arbeit. Wide canvas: internet novel]. Moscow, Astrel’ Publ., 2012. 568 p. (In Russ.)

Segal D. M. Literatura kak okhrannaya gramota [Literature as a letter of protection]. Moscow, Vodoley Publishers, 2006. 974 p. (In Russ.)

Slapovskiy A. Kachestvo zhizni [The quality of life]. Moscow, Vagrius Publ., 2004. 349 p. (In Russ.)

Tynyanov Yu. N. Literaturnyy fakt [Literary fact]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1993. 318 p. (In Russ.)

Utkin A. Samouchki [Self-taught]. Moscow, Grant” Publ., 1999. 208 p. (In Russ.)

Chemodurova Z. Refleksivnaya avtorskaya igra v metaproze [The authorial reflexive play in metafiction]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. [Vestnik of Pushkin Leningrad State University], 2013. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnaya-avtorskaya-igra-v-metaproze (accessed 09.09.2019). (In Russ.)

Chernyak V. D., Chernyak M. A. Massovaya literatura v ponyatiyakh i terminakh: uchebnyy slovar’-spravochnik [Mass literature in concepts and terms: educational reference book]. Moscow, FLINTA: Nauka Publ., 2016. 192 p. (In Russ.)

Chizhov E. L. Interview with Yuri Volodarskyy (Ukrainian magazine ‛ShO̓’). Available at: http://chizhov.ucoz.ru/index/intervju_s_juriem_volodarskim_ukr_zhurnal_quot_sho_quot/0-23 (accessed 12.07.2019). (In Russ.)

Chizhov E. L. Perevod s podstrochnika [Interlinear translation]. Moscow, AST Publ., 2013. 508 p. (In Russ.)

Chuprinin S. Russkaya literatura segodnya. Zhizn’ po ponyatiyam [Russian literature today. Life by the rules]. Moscow, Vremya Publ., 2007. 768 p. (In Russ.)

Epstein M. Akademicheskiy vybor [Academic choice]. Available at: http://znamlit.ru/publication.php?id=2339 (accessed 12.10.2019). (In Russ.)

Vermeulen T., van den Akker R. Notes on Metamodernism. Journal of Aesthetics & Culture, 2010, vol. 2, pp. 1‒14. (In Eng.)

Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism. Ed. by R. Van den Akker et al. Lanham, Rowman & Littlefield, 2017. 201 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2020-07-27

Как цитировать

Черняк (Maria A. Chernyak) М. А., & Саргсян (Marine A. Sargsyan) М. А. (2020). МЕТАПРОЗАИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-2-130-138

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ