ТИПОЛОГИЯ И СТРАТЕГИИ КРЕАТИВНОЙ РЕЦЕПЦИИ НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ ПОСТМОДЕРНА

Авторы

  • Мария Сергеевна Слоистова (Maria S. Sloistova) Московский городской педагогический университет http://orcid.org/0000-0001-5373-513X

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-2-110-119

Ключевые слова:

рецепция, креативная рецепция, типология креативной рецепции, стратегии креативной рецепции, постмодернизм, английская литература XX в., Дж. Фаулз, художественный перевод поэзии, аллюзия, реминисценция.

Аннотация

Статья посвящена комплексному изучению и описанию теории и типологии креативной рецепции. Даются определения таким терминам, как «рецепция», «креативная рецепция», «стратегии креативной рецепции» и др. Типология креативной рецепции построена автором на основе материалов исследований Е. В. Абрамовских, С. Е. Трунина, М. В. Загидуллиной, В. И. Тюпы, М. Наумана. Она включает в себя два уровня (типа): классический и постмодернистский, для каждого из которых характерен определенный набор стратегий. К стратегиям классического типа относятся формальная, аутентичная, нейтральная и антитетическая. На постмодернистском уровне автор выделяет две стратегии – конгениальную и игровую. Теория и типология креативной рецепции иллюстрируется примерами аллюзий и реминисценций из английской и мировой поэзии в творчестве английского писателя-постмодерниста Дж. Фаулза (1926–2005). Источником примеров креативной рецепции в творчестве писателя послужили его прозаические произведения: роман «Женщина французского лейтенанта» (1969), сборник повестей «Башня из черного дерева» (1974) и философская книга «Аристос» (1964), а также сборник стихов «Избранное» (Selected Poems), не переведенный на русский язык. Нами предпринята попытка художественного перевода стихотворения Дж. Фаулза Islanders («Островитяне»). В статье анализируется также опосредованная рецепция Священного Писания, обнаруживающая себя в аллюзии на «башню из слоновой кости», которая дала название повести Джона Фаулза «Башня из черного дерева» и всему сборнику. Делаются выводы о преобладающих стратегиях креативной рецепции в указанных произведениях Дж. Фаулза, а также о возможностях применения рассматриваемой типологии креативной рецепции при исследовании творчества других писателей.

Биография автора

Мария Сергеевна Слоистова (Maria S. Sloistova), Московский городской педагогический университет

к. филол. н., старший преподаватель кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации

Библиографические ссылки

Абрамовских Е. В. Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема: на материале дописываний незаконченных отрывков А. С. Пушкина: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2007. 44 с.

Библия. М.: РБО, 1992. 1376 с.

Гуманова Т. С., Сомова Е. В. Образы Чарльза Диккенса и Уилки Коллинза в романе Д. Симмонса «Друд, или человек в черном» // Русско-зарубежные литературные связи: сб. ст. по материалам VII Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Н. Новгород, 2017. С. 185–194.

Дроздова М. С. Рецепция поэзии в творчестве Дж. Фаулза 60–70-х годов XX века: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2016. 26 с.

Загидуллина М. В. Ранние статьи Гоголя о Пушкине: к вопросу «внутрицеховой» рецепции // Вестник Челябинского государственного университета. 2004. № 1. С. 34–41.

Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход: учеб. пособие М.: Флинта: Наука, 2011. 280 с.

Меркулова М. Г. Система аллюзий и реминисценций на жизнь и творчество русских писателей в романе Дж. Барнса «Шум времени» // Вестник СПГУТД. 2017. № 3. С. 96–101.

Науман М. Литературное произведение и история литературы. М.: Радуга, 1984. 424 с.

Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: Локид-Пресс, 2005. 880 с.

СЭС – Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 1632 с.

Трунин С. Е. Рецепция Достоевского в русской прозе конца XX – начала XXI в. Минск: Логвинов, 2006. 156 с.

Тюпа В. И. Творческий потенциал Пушкинских набросков // А. С. Пушкин: Филологические и культурологические проблемы изучения: материалы Междунар. науч. конф. Донецк: Донецкий гос. ун-т, 1998. С. 16–18.

Хабибуллина Л. Ф. «Шекспировский» контекст творчества Энтони Бёрджесса // Филология и культура. 2015. № 1(39). С. 251–255.

Buchberger M. P. Metafiction, historiography and mythopoeia in the novels of John Fowles: thesis … PhD. Brunel University, 2009. 239 p.

Byron J. G. Lord Byron: The Major Works. Oxford University Press, 2008. 1080 p.

Clayton J. Figures in the Corpus: Theories of Influence and Intertextuality / J. Clayton, E. Rothstein. Wisconsin: University of Wisconsin Press, 1991. 349 p.

Dix H. Postmodern Fiction and the Break-Up of Britain. Continuum international publishing group, 2010. 192 p.

Fish S. Literature in Reader: Affective stylistics. Charlottesville: New lit. History, 1970. 162 р.

Fowles J. R. Selected Poems / Introduced and edited by Adam Thorpe. Hexham: Flambard Press, 2012. 132 p.

Fowles J. R. The Aristos. London: Jonathan Cape Ltd., 1980. 296 p.

Fowles J. R. The Ebony Tower. New York: New American library, 1975. 293 p.

Fowles J. R. The French lieutenant’s woman: [A novel]. London: Vintage, 1996. 445 p.

King James Bible. URL: https://www.kingjamesbibleonline.org/ (дата обращения: 21.10.2019).

Salami M. John Fowles’s fiction and the poetics of postmodernism. Associated University Press, 1992. P. 135–136.

References

Abramovskikh E. V. Kreativnaya retseptsiya nezakonchennykh proizvedeniy kak literaturovedcheskaya problema: na materiale dopisyvaniy nezakonchennykh otryvkov A. S. Pushkina. Avtoreferat diss. … d-ra filol. nauk [Creative reception of incomplete works as a literary issue: a case study of incomplete extracts by A. S. Pushkin. Abstract of Dr. philol. sci. diss.]. Мoscow, 2007. 44 p. (In Russ.)

Bibliya [The Bible]. Moscow, RBO Publ., 1992. 1376 p. (In Russ.)

Gumanova T. S., Somova E. V. Obrazy Charl’za Dikkensa i Uilki Kollinza v romane D. Simmonsa ‘Drud, ili chelovek v chernom’ [Charles Dickens’ and Wilkie Collins images in the novel ‘Drood, or the man in black’ by D. Simmons]. Russko-zarubezhnye literaturnye svyazi: Sbornik statey po materialam VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Russian-foreign literary connections: Proceedings of the 7th all-Russian scientific-practical conference with international participation]. Nizhny Novgorod, 2011, pp. 187–190. (In Russ.)

Drozdova M. S. Retseptsiya poezii v tvorchestve Dzh. Faulza 60–70-kh godov 20 veka. Avtoref. diss. … kand. filol. nauk [Reception of poetry in J. Fowles’ works of the 1960–70s. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Мoscow, 2016. 26 p. (In Russ.)

Zagidullina M. V. Rannie stat’i Gogolya o Pushkine: k voprosu o ‘vnutritsekhovoy’ retseptsii [Gogol’s early articles about Pushkin: on the issue of reception within the community]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2004, issue 1, pp. 34–41. (In Russ.)

Zinchenko V. G., Zusman V. G., Kirnoze Z. I. Literatura i metody ee izucheniya. Sistemno-sinergetisheskiy podkhod: uchebnoe posobie [Literature and methods of studying it. A system-synergetic approach: Textbook]. Мoscow, Flinta, Nauka Publ., 2010. 200 p. (In Russ.)

Merkulova M. G. Sistema allyuziy i reministsentsiy na zhizn’ i tvorchestvo russkikh pisateley v romane Dzh. Barnsa ‛Shum vremeni’ [The system of allusions and reminiscences to the lives and works of Russian writers in J. Barnes’ novel ‛The Noise of Time’]. Vestnik SPGUDT [Vestnik of St. Petersburg State University of Technology and Design], 2017, issue 3, pp. 96–101. (In Russ.)

Naumann M. Literaturnoe proizvedenie i istoriya literatury [A literary work and the history of literature]. Moscow, Raduga Publ., 1984. 424 p. (In Russ.)

Serov V. Entsiklopedicheskiy slovar’ krylatykh slov i vyrazheniy [An encyclopaedic dictionary of idioms and idiomatic expressions]. Moscow, Lokid-Press Publ., 2005. 880 p. (In Russ.)

SES – Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar’ [Soviet encyclopedic dictionary]. Ed. by A. M. Prokhorov. 4th edition. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1989. 1632 p. (In Russ.)

Trunin S. E. Retseptsiya Dostoevskogo v russkoy proze kontsa 20 – nachala 21 vv. [Reception of Dostoevsky in Russian prose at the end of the 20th – beginning of the 21st centuries]. Minsk, Logvinov Publ., 2006. 156 p. (In Russ.)

Tyupa V. I. Tvorcheskiy potentsial Pushkinskikh nabroskov [The creative potential of Pushkin’s sketches]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii ‘A. S. Pushkin: Filologicheskie i kulturologicheskie problemy izucheniya’ [Proceedings of the international scientific conference ‘A. S. Pushkin: philological and cultural issues of research’]. Donetsk, Donetsk State University Press, 1998, pp. 16–18. (In Russ.)

Khabibullina L. F. ‘Shekspirovskiy’ kontekst tvorchestva Entony Berdzhessa [‘Shakespearean’ context of Anthony Burgess’ works]. Filologiya i kultura [Philology and Culture], 2015, issue 1(39), pp. 251–255. (In Russ.)

Buchberger M. P. Metafiction, historiography and mythopoeia in the novels of John Fowles: thesis PhD. Brunel University, 2009. 239 p. (In Eng.)

Byron J. G. Lord Byron: The Major Works. Oxford University Press, 2008. 1080 p. (In Eng.)

Clayton J., Rothstein E. Figures in the Corpus: Theories of Influence and Intertextuality. Wisconsin, University of Wisconsin Press, 1991. 349 p. (In Eng.)

Dix H. Postmodern Fiction and the Break-Up of Britain. Continuum international publishing group, 2010. 192 p. (In Eng.)

Fish S. Literature in Reader: Affective stylistics. Charlottesville, New Literary History, 1970. 162 р. (In Eng.)

Fowles J. R. Selected Poems. Introduced and edited by Adam Thorpe. Hexham, Flambard Press, 2012. 132 p. (In Eng.)

Fowles J. R. The Aristos. London, Jonathan Cape Ltd., 1980. 296 p. (In Eng.)

Fowles J. R. The Ebony Tower. New York, New American library, 1975. 293 p. (In Eng.)

Fowles J. R. The French lieutenant’s woman. London, Vintage, 1996. 445 p. (In Eng.)

King James Bible. Available at: https://www.kingjamesbibleonline.org/ (accessed 21.10.2019). (In Eng.)

Salami M. John Fowles’s fiction and the poetics of postmodernism. Associated University Press, 1992, pp. 135–136. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2020-07-27

Как цитировать

Слоистова (Maria S. Sloistova) М. С. (2020). ТИПОЛОГИЯ И СТРАТЕГИИ КРЕАТИВНОЙ РЕЦЕПЦИИ НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ ПОСТМОДЕРНА. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-2-110-119

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ