ОБРАЗЫ ДВИЖЕНИЯ В КОНЦЕПЦИИ СЮЖЕТА РОМАНА СЭМЮЭЛА БЕККЕТА «МЕРФИ» (1938)

Авторы

  • Илья Николаевич Чернышев (Ilya N. Chernyshev) Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южный федеральный университет http://orcid.org/0000-0002-3240-1904

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-1-120-126

Ключевые слова:

Беккет, феноменология, образы движения, цикличность, концепция сюжета, роман «Мерфи».

Аннотация

Рассматриваются образы романа С. Беккета «Мерфи» (1938), связанные с движением. В период написания романа писатель стремится освободиться от влияния Дж. Джойса и прийти к собственному творческому методу. Протагонист романа Мерфи – один из типичных беккетовских персонажей (Белаква, Уотт, Моллой, Мэлон), которые предпочитают уединение в ментальном пространстве собственного воображения и безразличны к тому, что происходит за его пределами. Мерфи испытывает отвращение к бесконечным циклическим процессам, присущим телесной жизни, и стремится оградить себя от соприкосновений с ними. Биографические комментарии к роману, предложенные известными исследователями творчества писателя, могут быть дополнены наблюдениями над спецификой феноменологии и поэтологии Беккета, предложенными учеными в последние годы.С помощью феноменологического анализа делается попытка выявить функции образов, связанных с движением, в раскрытии внутреннего конфликта Мерфи, который становится сюжетообразующим. В восприятии протагониста его существование определяется противодействием «большого» и «малого» миров, наполненных разнообразными пространственными и предметными образами. Сюжет романа связан с сознательным стремлением героя взаимодействовать с определенными источниками движения ради обретения телесной неподвижности, дарующей максмальную свободу пребывания во внутреннем мире. Значимыми характеристиками образов движения у Беккета становятся контроллируемая и неконтроллируемая цикличность, желаемая неподвижность и разрушительная хаотичность.

Биография автора

Илья Николаевич Чернышев (Ilya N. Chernyshev), Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южный федеральный университет

аспирант кафедры теории и истории мировой литературы

Библиографические ссылки

Ackerley C. J. Demented Particulars: The Annotated ‘Murphy’. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2004. 264 p.

Beckett S. Murphy. L.: Faber & Faber, 2009. 224 p.

Cohn R. Samuel Beckett: the Comic Gamut. New Brunswick: Rutgers University Press, 1962. 340 p.

Fletcher J. Novels of Samuel Beckett. N. Y.: Barnes & Noble, 1965. 264 p.

Graver L., Federman R. Samuel Beckett: The Critical Heritage. N. Y.; L.: Routledge, 1979. 392 p.

Harrison R. L. Samuel Beckett’s Murphy: A Critical Excursion. Athens: University of Georgia Press, 1968. 99 p.

Hoffman F. Samuel Beckett: The Language of Self. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1962. 177 p.

Kaelin E. F. The Unhappy Consciousness: The Poetic Plight of Samuel Beckett. Berlin: Springer Science & Business Media, 2012. 326 p.

Kennedy S. Murphy’s Bed: A Study of Real Sources and Sur-real Associations in Samuel Beckett's First Novel. Lewisburg: Bucknell University Press, 1971. 325 p.

Kenner H. A Reader’s Guide to Samuel Beckett. Siracuse: Syracuse University Press, 1996. 208 p.

Maude U., Feldman M. Beckett and Phenomenology. L.: A&C Black, 2009. 212 p.

Mildenberg A. Modernism and Phenomenology. L.: Palgrave Macmillan, 2017. 183 p.

Nixon M. George Reavey – Beckett’s first literary agent // Publishing Samuel Beckett. London: British Library, 2011, P. 41–55.

Schmitt A. The Phenomenology of Autobiography: Making It Real. N. Y.; L.: Routledge, 2017. 178 p.

Webb E. Samuel Beckett: A Study of his Novels. Seattle: University of Washington Press, 2014. 192 p.

References

Ackerley C. J. Demented Particulars: The Annotated ‘Murphy’. Edinburgh, Edinburgh University Press, 2004. 264 p. (In Eng.)

Beckett S. Murphy. London, Faber & Faber, 2009. 224 p. (In Eng.)

Cohn R. Samuel Beckett: the Comic Gamut. New Brunswick, Rutgers University Press, 1962. 340 p. (In Eng.)

Fletcher J. Novels of Samuel Beckett. New York, Barnes & Noble, 1965. 264 p. (In Eng.)

Graver L., Federman R. Samuel Beckett: The Critical Heritage. New York and London, Routledge, 1979. 392 p. (In Eng.)

Harrison R. L. Samuel Beckett’s Murphy: A Critical Excursion. Athens, University of Georgia Press, 1968. 99 p. (In Eng.)

Hoffman F. Samuel Beckett: The Language of Self. Carbondale, Southern Illinois University Press, 1962. 177 p. (In Eng.)

Kaelin E. F. The Unhappy Consciousness: The Poetic Plight of Samuel Beckett. Berlin, Springer Science & Business Media, 2012. 326 p. (In Eng.)

Kennedy S. Murphy’s Bed: A Study of Real Sources and Sur-real Associations in Samuel

Beckett’s First Novel. Lewisburg, Bucknell University Press, 1971. 325 p. (In Eng.)

Kenner H. A Reader’s Guide to Samuel Beckett. Syracuse, Syracuse University Press, 1996. 208 p. (In Eng.)

Maude U., Feldman, M. Beckett and Phenomenology. London, A&C Black, 2009. 212 p. (In Eng.)

Mildenberg A. Modernism and Phenomenology. London, Palgrave Macmillan, 2017. 183 p. (In Eng.)

Nixon M. George Reavey – Beckett’s first literary agent. Publishing Samuel Beckett. London, British Library, 2011, pp. 41–55. (In Eng.)

Schmitt A. The Phenomenology of Autobiography: Making It Real. New York and London, Routledge, 2017. 178 p. (In Eng.)

Webb E. Samuel Beckett: A Study of his Novels. Seattle, University of Washington Press, 2014. 192 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2020-04-09

Как цитировать

Чернышев (Ilya N. Chernyshev) И. Н. (2020). ОБРАЗЫ ДВИЖЕНИЯ В КОНЦЕПЦИИ СЮЖЕТА РОМАНА СЭМЮЭЛА БЕККЕТА «МЕРФИ» (1938). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-1-120-126

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ