«ПУСТЬ ЛЕЖИТ, ГДЕ НАШЛИ»: ОБ ОДНОМ МОТИВЕ БРИТАНСКОЙ ГОТИЧЕСКОЙ НОВЕЛЛИСТИКИ

Авторы

  • Анастасия Андреевна Липинская (Anastasia A. Lipinskaya ) Санкт-Петербургский государственный университет http://orcid.org/0000-0002-3366-4335

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-4-92-98

Ключевые слова:

готическая новелла, антикварная готика, фольклор, музей, артефакт.

Аннотация

Британская готическая новелла была чутким барометром эпохи. В ее специфической разновидности, т. н. антикварной готике, встречается парадоксальный мотив отказа от музеефикации – во времена повышенного интереса к истории и формирования значительных музейных собраний авторы новелл показывают, как персонажи возвращают на место или уничтожают найденные ими артефакты. Такие находки, согласно логике жанра, представляют собой порталы в прошлое, возвращение которого считается пугающим и нежелательным. В ряде случаев артефакт – это мертвое тело (мумия или скелет), и тогда работает заимствованная поздней готикой фольклорная логика: тело перестает быть исторической ценностью и рассматривается как мертвец, лишенный должного погребения и представляющий опасность для живых, следовательно, его необходимо оставить в покое или уничтожить. Размещение в музейной экспозиции само по себе может выступать как недолжное посмертие – травестия настоящего погребения: стеклянная витрина, публичное пространство музея вместо непотревоженной могилы. Подобные сюжетные ходы не следует воспринимать как прямое отражение взглядов авторов, среди которых были профессиональные историки и антиквары-любители, – это лишь символически проработанные и обыгранные, иной раз в комедийном ключе, витавшие в воздухе идеи. В этом смысле антикварная готика представляет собой интересный материал для изучения истории идей, отношения викторианцев и эдвардианцев к прошлому, ко всему необычному, чужому и непонятному.

Биография автора

Анастасия Андреевна Липинская (Anastasia A. Lipinskaya ), Санкт-Петербургский государственный университет

к. филол. н., доцент кафедры английского языка в сфере наук о Земле

Библиографические ссылки

Водолажченко Н. В. Становление и развитие английской готической новеллы в XIX веке // Вестник Новгородского государственного университета. 2014. № 83, ч. 1. С. 60–64.

Соловьева Н. А. У истоков английского ро-мантизма. М.: МГУ, 1988. 232 с.

Baring-Gould S. A Book of Ghosts. New York: G. P. Putnam’s Sons, London: Methuen, 1904. IV, 383 p.

Baring-Gould S. Strange Survivals. Some Chapters in the History of Man. London: Methuen & Co., 1892. 287 p.

Bennett G. Alas, Poor Ghost! Traditions of Belief in Story and Discourse. Logan: Utah State University Press, 1999. VII, 223 p.

Brewster S. Casting an Eye: M. R. James at the Edge of the Frame // Gothic Studies. 2012. Vol. 14(2). P. 40–54.

Buchan J. The Runagates Club. London: Hodder and Stoughton Limited, 1928. 331 p.

Conan Doyle A. The Great Keinplatz Experiment and other Tales of Twilight and the Unseen. New York: George H. Doran Company, 1925. 254 p.

Haverfield R. The Romanization of Roman Britain. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1979. 91 p.

Heron E. and H. Flaxman Low, Occult Psy-chologist. Collected Stories. URL: http://gutenberg.

net.au/ebooks06/0605811h.html (дата обращения: 01.10.2019).

Hughes W. Historical Dictionary of Gothic Literature. Lanham, Toronto, Plymouth, UK: The Scarecrow Press, 2013. XXIV. 318 p.

Hurley K. The Gothic Body. Sexuality, Materialism and Degeneration of the Fin de Siecle. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. XII. 202 p.

James M.R. Ghost Stories. London: Penguin Books, 1994. 362 p.

Kedra-Kardela A., Kowalczyk A. S. The Gothic Canon: Contexts, Features, Relationships, Perspectives // Expanding the Gothic Canon: Studies in Literature, Film and New Media. Frankfurt am Main: Peter Lang AG, 2014. P. 13–49.

Killeen J. The Emergence of Irish Gothic Fiction. History, Origins, Theories. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014. VIII. 240 p.

McClelland B. A. Slayers and their Vampires. A Cultural History of Killing the Dead. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2006. XVIII. 260 p.

Mighall R. A Geography of Victorian Gothic Fiction. Mapping History’s Nightmares. Oxford: Oxford University Press, 1999. XXV. 312 p.

Senf C. A. Dracula and The Lair of the White Worm. Bram Stoker’s Commentary on the Victorian Science // Gothic Studies. 2000. Vol. 2(2). P. 218–231.

Stoker B. The Lair of the White Worm. Ontario: Devoted Publishing, 2016. 78 p.

Tylor E. B. Primitive Culture: Researches into the Development of Mythology, Philosophy, Religion, Language, Art, and Custom: in two Volumes. Vol. 1. London: John Murray, Albemarle Street, 1891. 502 p.

Youngs T. Beastly Journeys. Travel and Trans-formation at the fin de siècle. Liverpool: Liverpool University Press, 2013. X. 225 p.

References

Vodolazhchenko N. V. Stanovlenie i razvitie angliyskoy goticheskoy novelly v XIX veke [The origins and development of the British ghost story in the 19th century]. Vestnik Novgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Vestnik NovSU], 2014,

issue 83, pt. 1, pp. 60–64. (In Russ.)

Solov’eva N. A. U istokov angliyskogo romantizma [At the origins of English Romanti-cism]. Moscow, Moscow State University Press, 1988. 232 p. (In Russ.)

Baring-Gould S. A Book of Ghosts. New York, G. P. Putnam’s Sons, London, Methuen, 1904, vol. 4. 383 p. (In Eng.)

Baring-Gould S. Strange Survivals. Some Chapters in the History of Man. London, Methuen & Co., 1892. 287 p. (In Eng.)

Bennett G. Alas, Poor Ghost! Traditions of Belief in Story and Discourse. Logan, Utah State University Press, 1999, vol. 7. 223 p. (In Eng.)

Brewster S. Casting an eye: M. R. James at the edge of the frame. Gothic Studies, 2012, vol. 14(2), pp. 40–54. (In Eng.)

Buchan J. The Runagates Club. London, Hodder and Stoughton Limited, 1928. 331 p. (In Eng.)

Conan Doyle A. The Great Keinplatz Experiment and other Tales of Twilight and the Unseen. New York, George H. Doran Company, 1925. 254 p. (In Eng.)

Haverfield R. The Romanization of Roman Britain. Westport, Connecticut, Greenwood Press, 1979. 91 p. (In Eng.)

Heron E. and H. Flaxman Low, Occult Psychologist. Collected Stories. Available at: http://gutenberg.net.au/ebooks06/0605811h.html (accessed 01.10. 2019). (In Eng.)

Hughes W. Historical Dictionary of Gothic Lit-erature. Lanham, Toronto, Plymouth, UK, The Scarecrow Press, 2013, vol. 24. 318 p. (In Eng.)

Hurley K. The Gothic Body. Sexuality, Materialism and Degeneration of the Fin de Siecle. Cambridge, Cambridge University Press, 1996, vol. 12. 202 p. (In Eng.)

James M.R. Ghost Stories. London, Penguin Books, 1994. 362 p. (In Eng.)

Kedra-Kardela A., Kowalczyk A. S. The Gothic canon: Contexts, features, relationships, perspectives. Expanding the Gothic Canon: Studies in Literature, Film and New Media. Frankfurt am Main, Peter Lang AG. 2014, pp. 13–49. (In Eng.)

Killeen J. The Emergence of Irish Gothic Fiction. History, Origins, Theories. Edinburgh, Edinburgh University Press, 2014, vol. 8. 240 p. (In Eng.)

McClelland B. A. Slayers and their Vampires. A Cultural History of Killing the Dead. Ann Arbor, The University of Michigan Press, 2006, vol. 18. 260 p. (In Eng.)

Mighall R. A Geography of Victorian Gothic Fiction. Mapping History’s Nightmares. Oxford, Oxford University Press, 1999, vol. 25. 312 p. (In Eng.)

Senf C. A. Dracula and The Lair of the White Worm. Bram Stoker’s commentary on the Victorian science. Gothic Studies, 2000, vol. 2(2), pp. 218–231. (In Eng.)

Stoker B. The Lair of the White Worm. Ontario, Devoted Publishing, 2016. 78 p. (In Eng.)

Tylor E. B. Primitive Culture: Researches into the Development of Mythology, Philosophy, Reli-gion, Language, Art, and Custom. In two Volumes. London, John Murray, Albemarle Street, 1891, vol. 1. 502 p. (In Eng.)

Youngs T. Beastly Journeys. Travel and Transformation at the fin de siècle. Liverpool, Liverpool University Press, 2013, vol. 10. 225 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2020-01-01

Как цитировать

Липинская (Anastasia A. Lipinskaya ) А. А. (2020). «ПУСТЬ ЛЕЖИТ, ГДЕ НАШЛИ»: ОБ ОДНОМ МОТИВЕ БРИТАНСКОЙ ГОТИЧЕСКОЙ НОВЕЛЛИСТИКИ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 11(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-4-92-98

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ