ВАРИАЦИИ МИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (О. де Бальзак, Ж. де Местр, Ш. Бодлер)

Авторы

  • Наталья Владимировна Решетняк (Natalia V. Reshetnyak) Санкт-Петербургский государственный экономический университет http://orcid.org/0000-0001-7400-6163

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-1-122-129

Ключевые слова:

Провидение, теория соответствий, мистицизм, универсальная аналогия, аллегорические знаки, теория Числа, догмат обратимости.

Аннотация

Затронут важнейший аспект творчества трех авторов XIX столетия, Жозефа де Местра, Оноре де Бальзака и Шарля Бодлера, объединяемых приверженностью теории соответствий, или «универсальных аналогий», согласно которой каждая земная вещь является символом незримого мира и каждое земное событие соответствует божественным законам. Автор статьи показывает, что без понимания мистической идеи невозможно полное осмысление художественного наследия этих писателей - «ясновидцев» и «пророков», - выстраивающих собственные отношения с мистиками Луи-Клодом де Сен-Мартеном и Эмануэлем Сведенборгом. Отголоски мистических трудов «Небесные тайны» и «Человек желания» можно встретить на страницах бальзаковских романов и повестей, влияние «Неведомого философа» Сен-Мартена ощутимо в «Санкт-Петербургских вечерах» Местра, Бодлер также неоднократно упоминает имя Сведенборга в своих прозаических сочинениях. Автора «Цветов зла» также можно назвать наследником эстетических принципов Жозефа де Местра, поскольку за революционной патетикой Бодлера проглядывает местровская политическая теософия, в основе которой лежит концепция действия высшей божественной воли в земном мире – Провидения. Основные положения провиденциализма де Местра совпадают с философскими тезисами другого последователя теории соответствий - Бальзака – в том, что касается божественного Числа, однако расходятся, когда речь идет о материи. Согласно автору «Мистической книги», невидимый духовный мир и видимый физический мир составляют одну и ту же материю, она может преобразовываться, но не исчезать, тогда как Местр воспринимает материю лишь как знак всесильного духа. При жизни писателям были чужды откровенные признания в пристрастии к мистической философии, однако написанные ими произведения доказывают, насколько глубоки их познания в области мистицизма и как ясно сила воображения позволила им передать посредством метафоры глубинную суть божественной идеи. Каждый из них желал обновления христианской религии и искал возможные пути возвращения к утраченному Единству, отводя поэту, наделенному даром ясновидения, роль толкователя священных знаков.

Биография автора

Наталья Владимировна Решетняк (Natalia V. Reshetnyak), Санкт-Петербургский государственный экономический университет

к. филол. н., доцент кафедры романо-германской филологии и перевода

Библиографические ссылки

Бальзак О. де. Предисловие к «Человеческой комедии» // Собрание сочинений: в 24 т. М., 1960. Т. I. 484 c.

Бальзак О. де. Утраченные иллюзии // Собр. соч.: в 24 т. М., 1960. Т. VIII. 439 с.

Бодлер Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. 960 с.

Бодлер Ш. Избранные письма. СПб.: Machina, 2012. 366 с.

Виат О. Граф Жозеф де Местр // Санкт-Петербургские вечера. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. 732 с.

Сведенборг Э. Избранное. М: Изд-во «Аст-рель», 2003. 880 c.

Соколова Т. В. Грани творческой жизни: Очерки о Шарле Бодлере. СПб.: ИД «Петрополис», 2015. 288 с.

Фокин С. Л. Пассажи. Этюды о Бодлере. СПб.: Machina, 2011. 224 с.

Amadou R. Balzac et Saint-Martin // L’Année balzacienne. 1965. P. 35–60.

Balzac H. de. Préface // Livre Mystique. I. 1-éd. Paris: Werdet, 1835. 352 p.

Balzac H. de. Préface du Livre mystique. La Comédie Humaine. Paris: Gallimard, 1980. T. XI. 1952 p.

Baudelaire Ch. Curiosités esthétiques. L’Art romantique. Paris: Garnier Frères, 1962. 956 p.

Bertault Ph. Introduction // Traité de la Prière. Paris: Boivin et Cie, 1942. 128 p.

L’Année balzacienne 2013. Balzac, mystique, religion et philosophie. Troisième série, 14. Presses Universitaires de France, 2013. 480 p.

Labarthe P. Baudelaire et la tradition de l’allégorie. Genève: Droz, 2015. 920 p.

Maistre J. de. Les soirées de Saint-Pétersbourg // Maistre J. de. Oeuvres / еd. de P. Glaudes. Paris: Robert Laffont, 2007. 1362 p.

References

Balzac H. de. Predislovie k ‘Chelovecheskoy komedii’ [The Prefaceto the ‘The Human Comedy’]. Sobr. sochineniy: v 24 t. [The collection of works in 24vols]. Moscow, 1960, vol. 1. 484 p. (In Russ.)

Balzac H. de. Utrachennye illyuzii [Lost Illusions]. Sobranie sochineniy: v 24 t. [The collection of works in 24 vols]. Moscow, 1960, vol. 8. 439 p. (In Russ.)

Baudelaire Ch. Tsvety zla. Oblomki. Parizhskiy Splin. Iskusstvennyy ray. Esse. Dnevniki. Stat’I ob iskusstve [The Flowers of Evil. The Wrecks. Paris Spleen. The Artificial Paradises. Essays. Dairies. Writings on Art]. Moscow, Ripol Classic Publishing House, 1997. 960 p. (In Russ.)

Baudelaire Ch. Izbrannye pis’ma [Selected letters]. St. Petersburg, Machina Publ., 2012. 366 p. (In Russ.)

Viatte A. Graf Zhozef de Mestr [Count Joseph de Maistre]. Sankt-Peterburgskie vechera. [St. Petersburg Dialogues]. St. Petersburg, Aletheia Publ., 1998. 732 p. (In Russ.)

Swedenborg E. Izbrannoe [Selected Writings]. Moscow, Astrel Publ., 2003. 880 p. (In Russ.)

Sokolova T. V. Grani tvorcheskoy zhizni: esse o Sharlye Bodlyere [The facets of creative life: essays about Charles Baudelaire]. St. Petersburg, Petropolis Publ., 2015. 288 p. (In Russ.)

Fokin S. L. Passazhi. Esse o Bodlyere [Passages. Essays about Baudelaire]. St. Petersburg, Machina Publ., 2011. 224 p.(In Russ.)

Amadou R. Balzac et Saint-Martin [Balzac and Saint-Martin]. L’Année balzacienne, 1965, pp. 35–60. (In Fr.)

Balzac H. de Préface[The Preface]. Livre Mystique [The Mystical Book]. 1st edition. Paris,Werdet, 1835, vol. 1. 352 p. (In Fr.)

Balzac H. de. Préface du Livre mystique.La Comédie Humaine [The Preface to the Mystical Book. The Human Comedy]. Paris, Gallimard, 1980, vol. 11. 1952 p. (In Fr.)

Baudelaire Ch. Curiosités esthétiques. L’Art romantique [Esthetic curiosities. The Romantic Art]. Paris, Garnier Frères, 1962. 956 p. (In Fr.)

Bertault Ph. Introduction. Traité de la Prière [Introduction. A treatise on prayer]. Paris, Boivin et Cie, 1942. 128 p. (In Fr.)

L’Année balzacienne 2013. Balzac, mystique, religion et philosophie [Balzac, mystic, religion and philisophy]. Troisième série, 14. Presses Universitaires de France, 2013. 480 p. (In Fr.)

Labarthe P. Baudelaire et la tradition de l’allégorie [Baudelaire and the tradition of allegory]. Genève, Droz, 2015. 920 p. (In Fr.)

Maistre. J. de. Les soirées de Saint-Pétersbourg [St. Petersburg Dialogues]. Oeuvres [Works]. Ed. by P. Glaudes. Paris, Robert Laffont, 2007. 1362 p. (In Fr.)

Загрузки

Опубликован

2019-03-24

Как цитировать

Решетняк (Natalia V. Reshetnyak) Н. В. (2019). ВАРИАЦИИ МИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (О. де Бальзак, Ж. де Местр, Ш. Бодлер). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 11(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-1-122-129

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ