ИДИЛЛИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ПОЭЗИИ А. Э. ХАУСМЕНА
DOI:
https://doi.org/10.17072/2037-6681-2018-1-88-97Ключевые слова:
английская поэзия рубежа XIX–XX вв., А. Э. Хаусмен, «Шропширский паренек», идиллия, идиллическое пространство.Аннотация
Исследование посвящено анализу идиллических аспектов организации пространства в поэзии Альфреда Эдварда Хаусмена в контексте традиционных идиллических топосов и проблемы английскости. В ходе анализа привлекаются произведения поэтов-современников Хаусмена: Т. Харди, Р. Брука, Р. Олдингтона, Т. С. Элиота. Автор статьи показывает, каким образом в стихотворениях функционируют известные со времен Феокрита и Вергилия идиллические компоненты пространства и как поэт встраивает свой художественный мир в мир античной идиллии. Выделены и характерные для эпохи, и свойственные поэзии Хаусмена способы работы с идиллическим пространством. Один из важнейших аспектов – использование гидронимов. Они отвечают за поддержание идиллического баланса реального и идеального. Их этимология обнаруживает скрытую пространственную пару оппозиций «светлый / темный» с преобладанием компонента «светлый», что не только характеризует пространство в стихотворениях, но и актуализирует идиллические топосы рек в качестве маркеров оппозиции и двойничества Шропшира и всей Англии. Поэт демонстрирует несомненную принадлежность топосов идиллического пространства к национальной концептосфере.Противопоставление сельского пространства городскому на основе оппозиции «статика / динамика» реализует заложенную в термине «идиллия» этимологию статичности и коннотацию, сопряженную с семантическим рядом «покой – гармония – одновременность». Идиллическое столкновение городской жизни и культуры с идеалом природной естественности и простого быта приводит и к невозможности сохранения идиллии (так же будет у поэтов-модернистов), и к стремлению сохранить идиллический мир первозданным, «запечатав» его (как у поэтов-эдвардианцев и георгианцев). Идиллическая близость живого и мертвого в сочетании с поэтикой переменчивости позволяет на пространственном уровне проявиться идиллической непрерывности жизни.Библиографические ссылки
Балашова Е. А. Функционирование русской стихотворной идиллии в XX–XXI вв.: вопросы типологии. дис. ... д-ра филол. наук. Калуга, 2015. 625 с.
Бахтин М. М. Идиллический хронотоп в романе // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 157–167.
Волошиновская И. И. Поэтика античных образов в поэзии Ричарда Олдингтона 1914–1917 годов // Сборник докладов IX Межвуз. конф. молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. М.: ООДТП «Исследователь»; МПГУ, 2014. С. 86–88.
Гаспаров М. Л. Идиллия // Литературный энциклопедический словарь / под ред. М. В. Ко-жевникова и П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 114.
Георгиевский П. Е. Руководство к изучению русской словесности: в 4 ч. СПб.: Тип. И. Глазункова и Ко, 1836. Ч. 3. 347 с.
Давыдов И. И. Чтения о словесности. Курс третий. М.: Университетская типография, 1838. 348 с.
Зыкова Е. П. Пастораль в английской литературе XVIII века. М.: ИМЛИ-«Наследие», 1999. 249 с.
Проскурнин Б. М. «Накануне людей дела»: новый тип женщины в творчестве Джордж Элиот и И. С. Тургенева // Вестник Пермского университета // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 117–131. doi 10.17072/2037-6681-2017-3-117-131.
Словарь древней и новой поэзии / сост. Н. Остолопов. СПб.: В типографии Императорской Российской Академии, 1821. Ч. 2. 124 с.
Хорольский В. В. Поэзия Англии и Ирландии рубежа XIX–XX веков. Киев: Наукова думка, 1991. 131 с.
Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7 т. / под общ. ред. Н. Н. Вильмонта, Р. М. Самарина. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957. Т. 6. С. 385–477.
Aldington R. Poems // Some Imagist Poets. Boston; N. Y.: Houghton Mifflin Company, 1916. P. 3–12.
Breeze A. To Theme nor Corve nor Severn Shore // The Housman Society Journal. Bromsgrove: The Housman Society, 2010. Vol. 36. P. 154–157.
Brook R. Collected Poems. N. Y.: John Lane Company, 1919. 168 p.
Cartwright J. Star-defeated Sighs: “Classical cosmology and Astronomy in the Poetry of A. E. Housman” // The Housman Society Journal. Bromsgrove: The Housman Society, 2011. Vol. 37. P. 47–76.
Curtius E. R. European Literature and the Latin Middle Ages. N. Y.: Harper & Row, Publishers, 1953. 659 p.
Eliot T. S. The Waste Land. N. Y.: Boni and Liveright, 1922. 72 p.
Gaskin R. Horace and Housman. N. Y.: Pargrave Macmillan, 2013. 266 p.
Graves R P. A. E. Housman: The Scholar-poet. L.: Henly, 1979. 304 p.
Hawkins M. M. A.E. Housman: A Man Behind Mask. Chicago: Rengery, 1958. 292 p.
Haynes G. The Importance of Housman’s Lad // The Housman Society Journal. Bromsgrove: The Housman Society, 2011. Vol. 37. P. 110–120.
Hardy T. Satires of Circumstance. L.: McMillan and Co, Limited, 1915. 232 p.
Housman A. E. A Shropshire Lad. N. Y.: John Lane Company, 1917. 109 p.
Housman A. E. The name and Nature of Poetry. Cambridge: Cambridge University Press, 1933. 20 p.
Housman L. My Brother, A. E. Housman: personal recollections together with thirty hitherto unpublished poems. Washington (N. Y.): Kennikat Рress, 1969. 286 p.
Lambert E. Z. Placing sorrows. A study of the Pastoral Elegy Convention from Theocritus to Milton. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1976. XXXIV, 238 p.
Leggett B. J. On Housman’s “Songs of Innocence and Experience” // Bloom’s Major Poets: A. E. Housman / ed. by H. Bloom. Philadelphia: Chelsea House Publishers, 2003. P. 55–64.
Leggett B. J. The Poetic Art of A. E. Housaman. London: University of Nebraska, 1978. 161 p.
Leggett B. J. Theme and Structure in Housman’s Shropshire Lad. Gainesville: University of Florida, 1965. 179 p.
Parker P. Housman’s Country: Into the Heart of England. L.: Little, Brown Group Book, 2016. 544 p.
Walford E. Old and New London. L.: Cassell and Company, Limited. 1878. Vol. 5. 596 p.
Watson G. L. A. E. Housman: A Divided Life. L.: Hart-Davis, 1957. 235 p.
References
Balashova E. A. Funktsionirovanie russkoy stikhotvornoy idillii v 20–21 vv.: voprosy tipologii. Diss. dokt. filol. nauk [The functioning of the Russian poetic idyll in the 20th–21st centuries: the problems of typology. Dr. philol. sci. diss.]. Kaluga, 2015. 625 p. (In Russ.)
Bakhtin M. M. Idillicheskiy khronotop v romane [The idyllic chronotope in the novel]. Bakhtin M. M. Epos i roman [Epic and Novel]. St. Petersburg, Azbuka Publ., 2000, pp. 157–167. (In Russ.)
Voloshinovskaya I. I. Poetika antichnykh obrazov v poezii Richarda Oldingtona 1914–1917 godov [The poetics of antique images in the poetry by Richard Aldington in the period of 1914–1917]. Sbornik dokladov IX Mezhvuzovskoy konferentsii molodykh uchenych po rezultatam issledovaniy v oblasti pedagogiki, psikhologii, sotsiokulturnoy antropologii [Proceedings of the IX Intercollegiate Conference of Young Scientists on the Research Findings in the Fields of Pedagogy, Psychology, Socio-Cultural Anthropology]. Moscow, OODTP “Issledovatel” Publ., MPSU Press, 2014, pp. 86–88. (In Russ.)
Gasparov M. L. Idillia [Idyll]. Literaturnyy entsiklopedicheskiy slovar’ [The encyclopedic literary dictionary]. Ed. by M. V. Kozhevnikov, P. A. Nikolaev. Moscow, Sovetskaya Entsiklopedia Publ., 1987. 114 p. (In Russ.)
Georgievskiy P. E. Rukovodstvo k izucheniyu russkoy slovestnosti v chetyrekh chastyakh [A guide for studying Russian Literature in four parts]. St. Petersburg, Tipografiya I. Glazunkova i Ko Publ., 1836, vol. 3. 347 p. (In Russ.)
Davydov I. I. Chteniya o slovesnosti. Kurs Tretiy [Readings on Literature. Course Three]. Moscow, Universitetskaya Tipografiya Publ., 1838. 348 p. (In Russ.)
Zykova E. P. Pastoral’ v angliyskoy literature 18 veka [Pastoral in English Literature of the 18th century]. Moscow, IMLI-«Nasledie» Publ., 1999. 249 p. (In Russ.)
Proskurnin B. M. «Nakanune lyudei dela»: noviy tip zhenshchiny v tvorchestve Dzhordzh Eliot i I. S. Turgeneva [“On the eve of the people of action”: a new type of woman in the works of George Eliot and I. S. Turgenev]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2017, issue 3(9), pp. 117–131. (In Russ.)
Slovar’ drevney i novoy poezii [The Dictionary of ancient and modern poetry]. Ed. by N. Ostolopov. St. Petersburg, Imperial Russian Academy Press, 1821, vol. 2. 124 p. (In Russ.)
Khorol’skiy V. V. Poeziya Anglii i Irlandii rubezha 19–20 vekov [The poetry of England and Ireland at the turn of the 19th–20th centuries]. Kiev, Naukova Dumka Publ., 1991. 131 p. (In Russ.)
Shiller F. O naivnoi i sentimental’noy poezii [On naïve and sentimental poetry]. Shiller F. Sobraniye sochineniy v 7 t. [A collection of works in 7 vols.]. Ed. by N. N. Vilmont, R. M. Samarin. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoy literatury Publ., 1957, vol. 6, pp. 385–477. (In Russ.)
Aldington R. Poems. Some Imagist Poets. Boston, New York, Houghton Mifflin Company, 1916, pp. 3–12. (In Eng.)
Breeze A. To Teme nor Corve nor Severn Shore. The Housman Society Journal. 2010, vol. 36, pp. 154–157. (In Eng.)
Brook R. Collected Poems. New York, John Lane Company, 1919. 168 p. (In Eng.)
Cartwright J. Star-defeated Sighs: “Classical cosmology and Astronomy in the Poetry of A. E. Housman”. The Housman Society Journal. 2011, vol. 37, pp. 47–76. (In Eng.)
Curtius E. R. European Literature and the Latin Middle Ages. New York, Harper & Row Publishers, 1953. 659 p. (In Eng.)