АКСИОЛОГИЧЕСКИ МАРКИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ КОНЦЕПТ «ЛЕВ» ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2018-1-37-43

Ключевые слова:

английские фразеологизмы, оценка, концепт, модель, оценочный признак.

Аннотация

Изучаются фразеологические единицы английского языка, которые также называются идиомами. Объектом исследования служит концепт «лев», который находит отражение в анализируемых языковых единицах. Зоонимический концепт «лев» является релевантным элементом английской лингвокультуры, что объясняет его присутствие в английских фразеологических единицах. Лингвокульторологический подход представляет одно из ведущих направлений современной науки о языке. Описываемые фразеологические единицы английского языка характеризуются наличием оценочного компонента значения, который именуется также аксиологическим. Оценка – это отношение говорящего к сообщаемому, выражаемое имплицитно или эксплицитно. В оценке проявляется антропоцентризм человеческого мышления. Языковая оценка может иметь положительный (мелиоративный) или отрицательный (пейоративный) характер. Целью данной статьи является изучение аксиологического потенциала зоонимического концепта «лев» как релевантного элемента значения исследуемого концепта. В качестве основного метода исследования применяется метод когнитивного моделирования. Английские фразеологические единицы воплощают ряд объективно существующих в языке ментальных моделей, отражающих ценностный характер исследуемого концепта. При этом рассмотренные ментальные модели служат основой объективации различного рода оценочных признаков, как положительных (мелиоративных), так и отрицательных (пейоративных). Оценочные признаки являются минимальными, «атомарными» элементами смысла, способствующими систематизации наших знаний о концептах, которые получают воплощение в языковых единицах, к числу которых принадлежат фразеологизмы английского языка.

Биография автора

Алексей Игоревич Лызлов (Aleksey I. Lyzlov), Смоленский государственный университет

к. филол. н., доцент кафедры иностранных языков

Библиографические ссылки

Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. М.: Языки слав. культур, 2011. 568 с.

Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ. и под ред. В. И. Герасимова; сост. В. В. Петрова; вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2015. 320 с.

Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении / пер. с англ. И. Б. Шатуновского. М.: Гнозис, 2011. 512 с.

Мокиенко В. М. Образы русской речи: историко-этимологические очерки фразеологии. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2007. 646 с.

Пинкер С. Субстанция мышления: Язык как окно в человеческую природу / пер. с англ. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 60 с.

Chomsky N. New Horizons in the Study of Language and Mind. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 252 p.

Croft W., Cruise D. A. Cognitive Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 356 p.

Dijk T. A. van Discourse, Context and Cognition // Discourse Studies. London etc.: SAGE Publications. 2006. Vol. 8(1). Р. 159–177.

Evans V., Green M. Cognitive Linguistics. Edinburgh: Edinburgh University Press Ltd., 2006. 830 p.

Fodor J. A. The Elm and the Expert: Mentalese and its Semantics. Cambridge: The MIT Press, Cambridge Mass, 1995. 128 p.

Geeraerts D. Prospects and Problems of Prototype Theory // Cognitive Linguistics: basic readings / ed. by Dirk Geeraerts (Cognitive linguistics research; 34). N. Y.: Mouton de Gruyter, 2006. Р. 141–166.

Jackendoff R. Foundations of Language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution. Oxford: Oxford University Press, 2002. 477 p.

Nuyts J. Remarks on Layering in a Cognitive-functional Language Production Models // A New Architecture for Functional Grammar / еd. by J. L. Mackenzie, Berlin. 2004. Р. 275–299.

Rosch E. Cognitive Representations of Semantic Categories // Journal of Experimental Psychology. 1975. Vol. 104, № 3. Р. 192–233.

Taylor J. R. Prototypes in Cognitive Linguistics // Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition / еd. by Peter Robinson and Nick C. Ellis. N. Y.; L.: Routledge, Taylor and Francis group, 2008. Р. 39–65.

Ungerer F., Schmid H.-J. An Introduction to Cognitive Linguistics. 2nd ed. London etc.: Pearson-Longman, 2006. 384 p.

References

Vezhbitskaya A. Semanticheskie universalii i bazisnye kontsepty [Semantic universals and basic concepts]. Moscow, LRC Publishing House, 2011. 568 p. (In Russ.)

Dijk T. A. van Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication] Transl. from English, ed. by V. I. Gerasimova; compiled by V. V. Petrova; introduction by Yu. N. Karaulova, V. V. Petrova; 2nd edition. Moscow, LENAND Publ., 2015. 320 p. (In Russ.)

Lakoff G. Zhenshchiny, ogon’ i opasnye veshchi: chto kategorii yazyka govoryat nam o myshlenii [Women, fire and dangerous things: what linguistic categories tell us about mind]. Transl. from English by I. B. Shatunovskiy. Moscow, Gnozis Publ., 2011. 512 p. (In Russ.)

Mokienko V. M. Obrazy russkoy rechi: istoriko-etimologicheskie ocherki frazeologii [Images of Russian speech: historic-etymological essays on phraseology]. 2nd edition, revised. Moscow, Flinta: Nauka Publ., 2007. 646 p. (In Russ.)

Pinker S. Substantsiya myshleniya: Yazyk kak okno v chelovecheskuyu prirodu [The stuff of thought: Language as a window into human nature]. Transl. from English. Moscow, Knizhnyy dom «LIBROKOM» Publ., 2013. 560 p. (In Russ.)

Chomsky N. New Horizons in the Study of Language and Mind. Cambridge, Cambridge University Press, 2000. 252 p. (In Eng.)

Croft W., Cruise D. A. Cognitive linguistics. Cambridge, Cambridge University Press, 2004. 356 p. (In Eng.)

Dijk T. A. van Discourse, Context and Cognition. Discourse Studies. SAGE Publications, London, Thousand Oaks, CA and New Delhi, 2006, vol. 8(1), рр. 159–177. (In Eng.)

Evans V., Green M. Cognitive Linguistics. Edinburgh, Edinburgh University Press Ltd., 2006. 830 p. (In Eng.)

Fodor J.A. The Elm and the Expert: Mentalese and its Semantics. Cambridge, The MIT Press, Cambridge Mass, 1995. 128 p. (In Eng.)

Geeraerts D. Prospects and problems of prototype theory. Cognitive Linguistics: Basic Readings. Ed. by Dirk Geeraerts. New York, Mouton de Gruyter, 2006, pр. 141–166. (In Eng.)

Jackendoff R. Foundations of Language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution. Oxford, Oxford University Press, 2002. 477 p. (In Eng.)

Nuyts J. Remarks on layering in a cognitive-functional language production models. A New

Architecture for Functional Grammar. Ed. by J. L. Mackenzie. Berlin, 2004, pр. 275–299. (In Eng.).

Rosch E. Cognitive Representations of Semantic Categories. Journal of Experimental Psychology. 1975, vol. 104, issue 3, рр. 192–233. (In Eng.)

Taylor J. R. Prototypes in Cognitive Linguistics. Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition. Edited by Peter Robinson and Nick C. Ellis. NY – London, Routledge, Taylor and Francis group, 2008, pр. 39–65. (In Eng.)

Ungerer F., Schmid H-J. An Introduction to Cognitive Linguistics. 2nd edition. London etc., Pearson-Longman, 2006. 384 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2018-04-04

Как цитировать

Лызлов (Aleksey I. Lyzlov) А. И. (2018). АКСИОЛОГИЧЕСКИ МАРКИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ КОНЦЕПТ «ЛЕВ» ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 10(1). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2018-1-37-43

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО