ДИАЛОГ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛДОСА ХАКСЛИ

Авторы

  • Валерий Самуилович Рабинович (Valeriy S. Rabinovich) Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина http://orcid.org/0000-0002-4325-7960
  • Мария Игоревна Бабкина (Mariya I. Babkina) Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина http://orcid.org/0000-0001-5117-5482

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-2-90-96

Ключевые слова:

Хаксли, музыка, контрапункт, символика, организация текста, Бах, Бетховен, Моцарт.

Аннотация

В статье рассматривается «музыкальная» символика в творчестве Олдоса Хаксли в контексте авторского образа мира в его эволюции. «Музыкальное» в произведениях Олдоса Хаксли проявлялось как в наличии многочисленных музыкальных отсылок, аллюзий, прямых описаний звучания музыки (по модели экфрасиса), так и в организации текста романа Хаксли «Контрапункт» (1928) по модели музыкального контрапункта. Особую символическую роль в творчестве Хаксли играла музыка Моцарта (квинтет g-moll), Бетховена («Missa Solemnis», квартет a-moll) и Баха (сюита b-moll, Четвертый Бранденбургский концерт). В раннем творчестве писателя эти музыкальные произведения символизируют возможную альтернативу вселенскому хаосу и абсолютной экзистенциальной неопределенности, и в этом качестве моцартовский квинтет g-moll выполняет важную смыслообразующую функцию в «Шутовском хороводе» (1923) Хаксли, перерастая через сложное взаимопереплетение смыслов и ассоциаций в универсальное обобщение о человеке. Сюжет «Контрапункта» (1928) во многом организован движением от баховской музыки в начале романа к музыке Бетховена в конце. В позднем творчестве Хаксли, в частности, в его последнем утопическом романе «Остров» (1962), роль музыки Баха, а именно Четвертого Бранденбургского концерта, оказывается более амбивалентной. Эта музыка здесь одновременно и символ высшего совершенства, и фон для «Вселенского Ужаса», и даже начало, благословляющее этот «Вселенский Ужас» именем культуры (марш насекомых под аккомпанемент Четвертого Бранденбургского концерта). Примечательно, что и в письмах Хаксли рассматриваемые в статье образцы музыкальной классики упоминаются в родственных смыслах.

Биографии авторов

Валерий Самуилович Рабинович (Valeriy S. Rabinovich), Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

д. филол. н., профессор кафедры зарубежной литературы

Мария Игоревна Бабкина (Mariya I. Babkina), Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

аспирант кафедры зарубежной литературы

Библиографические ссылки

Дьяконова Н. Я. Музыка в романе Олдоса Хаксли // Литература и музыка. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. С. 176–194.

Малышева Е. В. Контрапункт как прием организации текста антиутопии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. № 1, т. 7. С. 137–143.

Рабинович В. С. Олдос Хаксли: эволюция творчества. Екатеринбург, 2001. 448 с.

Фалалеева С. С. Музыка в романах О. Хаксли 1920-х гг. // Мировая литература в контексте культуры. 2009. № 4. С. 267–269.

Хаксли О. Остров: роман / пер. с англ. С. Шик. СПб.: Академический проект, 2000. 360 с.

Хаксли О. Контрапункт. О дивный новый мир. Обезьяна и сущность. Рассказы / пер. с англ. И. Романовича (Контрапункт); О. Сороки (О дивный новый мир); И. Русецкого (Обезьяна и сущность). М.: АСТ, 2009. 986 с.

Хаксли О. Шутовской хоровод: роман / пер. с англ. И. Романовича. М.: Гослитиздат, 1936. 328 с.

Aldous Huxley (1894–1963). A Memorial Volume. L.: Chatto & Windus, 1965. 176 p.

Blom E. The Musician in Aldous Huxley // Chesterian. 1936. № 17. P. 37–45.

Bowen Z. Allusions to Musical Works in “Point Counter Point” // Studies in the Novel. 1977. № 9. P. 490–508.

Diakonova N. Aldous Huxley and the Traditions of English Novel // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 480. Серия «Литературоведение». Сб. «Проблемы реализма и романтизма в американской литературе XIX и XX веков». Тарту, 1979. P. 3–18.

Huxley A. On Art and Artists. N. Y.; L.: Chatto & Windus, 1949. 300 p.

Huxley A. The World of Light // Huxley A. Verses and Comedy. L.: Chatto and Windus, 1946. P. 141–246.

Kolek L. Music in Structure Presentation of Huxley’s Experiment in “Musicalization of Fiction” // Zagadnienia Rodzajow Literackich. 1972. № 14. P. 111–122.

Krishnan B. Aspects of Literature Technique and Guest in Aldous Huxley’s Major Novels. Uppsala. Stokholm: Almqvist & Wiksell International, 1977. 181 p.

Letters of Aldous Huxley. L.: Grover Smth, 1969. 995 p.

References

D’yakonova N. Ya. Muzyka v romane Oldosa Khaksli [The music in Aldous Huxley’s novel]. Literatura i muzyka [Literature and music]. Leningrad, Leningrad University Press, 1975, pp. 176–194. (In Russ.)

Malysheva E. V. Kontrapunkt kak priem organizatsii teksta antiutopii [Point counter point as a way to organize text of dystopia]. Vestnik Leningradskogo Gosudarstvennogo Universiteta im. A. S. Pushkina [Vestnik of Pushkin Leningrad State University], 2011, issue 1, vol. 7, pp. 137–143. (In Russ.)

Rabinovich V. S. Oldos Khaksli: Evolyutsiya tvorchestva [Aldous Huxley: the Evolution of His Creative Career]. Ekaterinburg, 2001. 448 p. (In Russ.)

Falaleeva S. S. Muzyka v romanakh O. Khaksli 1920-kh gg. [Music in A. Huxley’s novels of 1920s]. Mirovaya Literatura v Kontekste Kul’tury [World Literature in the Context of Culture], 2009, issue 4, pp. 267–269. (In Russ.)

Huxley A. Ostrov [Island]. Translated by S. Shik. St. Petersburg, Akademicheskiy Proekt Publ., 2000. 360 p. (In Russ.)

Huxley A. Kontrapunkt. O divnyy novyy mir. Obez’yana y sushchnost’ [Point Counter Point. Brave New World. Ape and Essence. Stories]. Transl. by I. Romanovich (Point Counter Point), transl. by O. Soroka (Brave New World), transl. by I. Rusetskiy (Ape and Essence). Moscow, AST Publ., 2009. 986 p. (In Russ.)

Huxley A. Shutovskoy khorovod [Antic Hay]. Transl. by I. Romanovich. Moscow, Goslitizdat Publ., 1936. 328 p. (In Russ.)

Aldous Huxley (1894–1963). A Memorial Volume. L., Chatto & Windus, 1965. 176 p. (In Eng.)

Blom E. The Musician in Aldous Huxley. Chesterian. 1936, issue 17, pp. 37–45. (In Eng.)

Bowen Z. Allusions to Musical Works in “Point Counter Point”. Studies in the Novel, 1977, issue 9, pp. 490–508. (In Eng.)

D’yakonova N. Aldous Huxley and the Traditions of English Novel. Uchenye Zapiski Tartuskogo Universiteta: issue 480. Seriya «Literaturovedenie». Sb. «Problemy Realizma i Romantizma v Amerikanskoy Literature 19 i 20 vekov» [Scientific Notes of the University of Tartu: issue 480. Series “Literature”. Collected works “Problems of Realism and Romanticism in American Literature of the 19th and 20th Centuries”]. Tartu, 1979, pp. 3–18. (In Russ.)

Huxley A. On Art and Artists. New York, London, Chatto & Windus, 1949. 300 p. (In Eng.)

Huxley A. The World of Light. Huxley A. Verses and Comedy. London, Chatto and Windus, 1946, pp. 141–246. (In Eng.)

Kolek L. Music in Structure Presentation of Huxley’s Experiment in “Musicalization of Fiction”. Zagadnienia Rodzajow Literackich, 1972, issue 14, pp. 111–122. (In Eng.)

Krishnan B. Aspects of Literature Technique and Guest in Aldous Huxley’s Major Novels. Uppsala. Stokholm, Almqvist & Wiksell International, 1977. 181 p. (In Eng.)

Letters of Aldous Huxley. London, Grover Smth, 1969. 995 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2017-10-08

Как цитировать

Рабинович (Valeriy S. Rabinovich) В. С., & Бабкина (Mariya I. Babkina) М. И. (2017). ДИАЛОГ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛДОСА ХАКСЛИ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 9(2). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2017-2-90-96

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ