ОТ ЦИТИРОВАНИЯ К «КОЛЛАЖИРОВАНИЮ»: АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В РАННИХ ХРИСТИАНСКИХ СОЧИНЕНИЯХ

Авторы

  • Александр Юрьевич Братухин (Alexander U. Bratukhin) Пермский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-2-17-26

Ключевые слова:

раннехристианская литература, античная литература, Климент Александрийский, Тертуллиан, цитирование, коллаж, центон.

Аннотация

Климент Александрийский и Тертуллиан часто вплетают в текст своих сочинений цитаты или парафразы творений античных поэтов и философов. А. Меа, рассматривая эту методику Климента, говорит об использовании им жанра центона и полагает, что александрийский богослов, соединяя классические и библейские фразы, стремится приучить эллинов к «этому варварскому языку». В данной статье высказывается предположение, что Климент и Тертуллиан каскадом классических аллюзий и реминисценций стремились сделать свои трактаты похожими на произведения современных им языческих авторов, для того чтобы опровергнуть распространенное мнение о необразованности и невежестве представителей новой религии и привлечь к христианству ищущих истину интеллектуалов. Более ранние церковные писатели не решались использовать подобные включения для украшения своих сочинений и обращались к классическим цитатам только как к уликам, обличающим язычество. Способ, которым пользуются Климент и Тертуллиан, нами предлагается называть «коллажированием»; при этом мы подчеркиваем различие между коллажами в стихах авангардистских поэтов (например, в «Cantos» Паунда) и «коллажами» в протрептиках, диатрибах, инвективах ранних христианских богословов.

Биография автора

Александр Юрьевич Братухин (Alexander U. Bratukhin), Пермский государственный национальный исследовательский университет

к. филол. н., доцент кафедры мировой литературы и культуры

Библиографические ссылки

Бычков В.В. Aesthetica patrum. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М.: Ладомир, 1995. 593 с.

Гарин И. И. Возвращение // Паунд Э., Элиот Т.С. Паломничество волхвов. Избранное / пер. с англ.; предисл. И.И. Гарина, ред. К. Чухрукидзе. М.: Ecce homo, 2005. 328 c.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1987. 336 с.

Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский // Честертон Г.К. Вечный человек / пер. с англ. Н.Л. Трауберга и Л.Б. Сумма. М.: Политиздат, 1991. С. 265–356.

Agahd R. M. Terenti Varronis Antiquitatum rerum divinarum libri I, XIV, XV, XVI / Praemissae sunt quaestiones Varronianae auctore R. Agahd. Lipsiae, 1898. 381 p.

Ashwin-Siejkowski P. Clement of Alexandria on Trial. The evidence of ‘heresy’ from Photius’ Bibliotheca. Leiden; Boston: Brill, 2010. XVII. 185 p.

Barnes T.D. Tertullian: a historical and literary study. 2nd ed. Oxford, 1985. XI. 339 p.

Chadwick H. Clement of Alexandria // History and thought of the early Church. London, 1982. P. 168–181.

Clément d’Alexandrie. Le Pédagogue. Livre I / Introduction et notes de H.-I. Marrou, traduction de M. Harl. Paris, 1960. 298 p.

Heinze R. Virgils epische Technik. Leipzig: Teubner, 1903. VIII. 48 S.

Krause W. Die Stellung der frühchristlichen Autoren zur heidnischen Literatur. Wien: Herder, 1958. 320 S.

Liddell H. G., Scott R., Jones H. S. A Greek-English Lexicon compiled by H. G. Liddell and R. Scott. A new edition revised and augmented throughout by H. S. Jones. Oxford, 1996.

Méhat A. Étude sur les ‘Stromates’ de Clément d’Alexandrie. Paris: Editions du Seuil, 1966. 580 p.

Noeldechen E. Tertullian's Erdkunde // Zeitschrift fuer kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben. 1886. 6.

Pohlenz M. Klemens von Alexandreia und sein hellenisches Christentum // Nachrichten von Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-historische Klasse. 1943. № 3. S. 103–180.

Schmoller A. Handkonkordanz zum griechischen Neuen Testament. Stuttgart, Deutsch Bibelgesellschaft, 1994. 534 S.

Sidwell K. Reading Medieval Latin. Cambridge, 1995. XVIII, 398 p.

Whittaker M. Tatian’s educational background // Studia patristica. 1975. Vol. XIII. Part. 2. P. 57–59.

Wlosok A. Res humanae – res divinae. Kleine Schriften. Heidelberg: Winter, 1990. 550 S.

References

Bychkov V. V. Aesthetica partum. Estetika Otsov. I. Apologety. Blazhennyj Avgustin [Aesthetica partum. Aesthetics of the Fathers of the Church. I. The apologists. St. Augustine]. Мoscow, Ladomir Publ., 1995. 593 p.

Garin I. I., ed. K. Chukhrukidze. Vozvrashhenie [The Return]. Pound E., Eliot T.S. Palomnichestvo volkhvov. Izbrannoe [Journey of the magi. Selected poems]. Transl. from Engl., preface by I.I. Garin, ed. by K. Chukhrukidze. Мoscow, Ecce homo Publ., 2005. 328 p.

Sventsitskaja I. S. Rannee khristianstvo: stranitsy istorii [The early Christianity: the pages of history]. Мoscow, Politizdat Publ., 1987. 336 p.

Chesterton G. K. Svjatoj Foma Akvinskij [St.Thomas Aquinas]. Chesterton G. K. Vechnyj chelovek [The Everlasting Man]. Transl. from Engl. by N. L. Trauberg and L. B. Summ. Мoscow, Politizdat Publ., 1991. P. 265-356.

Agahd R. M. Terenti Varronis Antiquitatum rerum divinarum libri I, XIV, XV, XVI. Praemissae sunt quaestiones Varronianae auctore R. Agahd [Books I, XIV, XV, XVI of the Antiquities of things divine by Terentius Varro. Varronian research by R. Agahd precedes]. Lipsiae, 1898. 381 p.

Ashwin-Siejkowski P. Clement of Alexandria on Trial. The evidence of ‘heresy’ from Photius’ Bibliotheca. Leiden, Boston, Brill Publ., 2010. XVII, 185 p.

Barnes T.D. Tertullian: a historical and literary study. 2nd ed. Oxford, 1985. XI. 339 p.

Chadwick H. Clement of Alexandria. History and thought of the early Church. London, 1982. P. 168–181.

Clément d’Alexandrie. Le Pédagogue. Livre I [The Instructor. Book I]. Introduction and notes by H.-I. Marrou, translation by M. Harl. Paris, 1960. 298 p.

Heinze R. Virgils epische Technik [Vergil’s epic technique]. Leipzig, Teubner, 1903. VIII, 48 p.

Krause W. Die Stellung der frühchristlichen Autoren zur heidnischen Literatur [Position of the early Christian authors towards the pagan literature]. Wien, Herder, 1958. – 320 p.

Liddell H. G., Scott R., Jones H.S. A Greek-English Lexicon compiled by H. G. Liddell and R. Scott. A new edition revised and augmented throughout by H.S. Jones. Oxford, 1996.

Méhat A. Étude sur les ‘Stromates’ de Clément d’Alexandrie [Study on the Stromates of Clement of Alexandria]. Paris, Editions du Seuil, 1966. 580 p.

Noeldechen E. Tertullian's Erdkunde [Tertullian’s geography]. Zeitschrift fuer kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben. 1886. 6.

Pohlenz M. Klemens von Alexandreia und sein hellenisches Christentum [Clement of Alexandria and his Hellenic Christianity]. Nachrichten von Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-historische Klasse. Iss. 3. 1943. S. 103–180.

Sidwell K. Reading Medieval Latin. Cambridge, 1995. XVIII, 398 p.

Whittaker M. Tatian’s educational background. Studia patristica. 1975. Vol. 8. Part. 2. P. 57–59.

Wlosok A. Res humanae — res divinae. Kleine Schriften [Things human – things divine. Small works]. Heidelberg, Winter Publ., 1990. 550 p.

Загрузки

Опубликован

2017-12-08

Как цитировать

Братухин (Alexander U. Bratukhin) А. Ю. (2017). ОТ ЦИТИРОВАНИЯ К «КОЛЛАЖИРОВАНИЮ»: АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В РАННИХ ХРИСТИАНСКИХ СОЧИНЕНИЯХ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, (2). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-2-17-26

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО