Фикционализированная биография во французском графическом романе XXI века (на материале произведений Б. Эггер и М. Пуарсона и Р. Марайя)

Авторы

  • Ирина Геннадьевна Прудиус Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева https://orcid.org/0000-0001-8071-9696

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-4-149-157

Ключевые слова:

графический роман; Беттина Эггер; Марсьяль Пуарсон; Рашид Марай; фикционализированная биография; современная французская литература.

Аннотация

Репрезентация фигуры известной личности, в частности знаменитого писателя, становится одной из значимых областей литературного творчества в конце XX – начале XXI в. Жанр фикционализированной биографии позволяет авторам создавать произведения, находящиеся на пересечении фикционального письма и литературоведения. В данной статье на примере двух графических романов современных французских авторов – М. Пуарсона и Р. Марайя «Мольер: от шута до фаворита» (2022) и Б. Эггер «Москва, одержимая дьяволом: по следам “Мастера и Маргариты”» (2013), – не переведенных на русский язык, выявляются основные черты фикционализированной биографии и определяются особенности, характерные для данного жанра во французской литературе XXI в. Так, переосмысляя жизнь известного автора и выводя в центр произведения фигуры знаменитых писателей разных веков, отмеченных переломными моментами для соответствующих стран (XVII в. во Франции – Пуарсон и Марай, начало XX в. в России – Эггер), современные писатели дают более глобальное представление о способности человека противостоять социуму, в котором он живет, и выбирать собственный путь, основанный на взаимосвязи с творчеством. Жанр графического романа позволяет авторам сочетать визуальную и текстовую составляющие, заставляя читателя переосмыслить, «перечитать» известные факты и в буквальном смысле по-другому взглянуть на известную личность, судьбу которой они соединяют со своей собственной и с общей историей мирового литературного процесса, что должно побудить читателя сделать нравственный выбор.

Биография автора

Ирина Геннадьевна Прудиус, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

к. филол. н., доцент кафедры мировой литературы и методики ее преподавания

Библиографические ссылки

Список источников

Egger B. Moscou endiablé, sur les traces du “Maître et Marguerite”. Nancy: Le Moule-à-gaufres éditions, 2013. 100 p.

Poirson M., Maraï R. Molière: du saltimbanque au favori. Malakoff: Dunod Graphic, 2022. 96 p.

Список литературы

Бояджиева Л. Ю. Москва булгаковская. М.: АСТ, 2017. 288 с.

Булгакова Е. С. Дневник Елены Булгаковой. 1990. URL: https://www.masterandmargarita.eu/estore/pdf/ebru200_elenasergeevna.pdf (дата обращения: 05.01.2024).

Костылева И. А. Типология жанра романа-биографии в русской литературе ХХ–ХХI веков (на материале творчества Б. К. Зайцева и А. Н. Варламова) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, вып. 5. С. 38–43. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.5.7

Луков Вл. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: Академия, 2008. 512 с.

Меркулова М. Г., Прудиус И. Г. Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, вып. 10. С. 3379–3385. https://doi.org/10.30853/phil20230522

Муравьева Л. Е. Экзофикшн и энактивистские нарративы в современной французской литературе // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 3. С. 30–51. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-3-30-51

Новикова С. Ю. Автобиографическая проза Томаса Бернхарда: проблематика и поэтика: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2018. 211 с.

Полубояринова Л. Н., Кулишкина О. Н. Две «Мариенбадские элегии»: И. В. Гёте и В. Г. Зебал // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 3. С. 128–143. doi 10.22455/2500-4247-2020-5-3-128-143

Раренко М. Б. Биография: эволюция и гибридизация жанра. М.: ИНИОН РАН, 2017. 68 с.

Раренко М. Б. Жанр биографии как социальный феномен // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2019. № 3. С. 11–23. doi 10.31249/rsoc/2019.03.02

Чудакова М. О. Сталин и Булгаков: тема власти в «Мастере и Маргарите». 2016. URL: https://arzamas.academy/courses/39/3 (дата обращения: 02.01.2024).

Bourdieu P. L’illusion biographique // Actes de la recherche en sciences sociales. 1986. Vol. 62–63. P. 69–72.

Fortin D. Les “fictions biographiques” contemporaines, un nouveau “sacre de l’écrivain”?. 2011. URL: https://www.fabula.org/acta/document6259.php (дата обращения: 13.01. 2024).

Foucault M. Qu’est-ce qu’un auteur? // Bulletin de la Société française de philosophie, 63e année. 1969. № 3. P. 73–104.

Franssen P., Hoenselaars T. Introduction. The Author as Character: Defining a Genre // The Author as Character. Representing Historical Writers in Western Literature. Madison: Fairleigh Dickinson University Press, 1999. P. 11–35.

Gefen A. Au pluriel du singulier: la fiction biographique // Critique. Éditions de Minuit. 2012. № 781–782. P. 565–575.

Geoffrion K. Le poète maudit dans la mire des contemporains: la figure de Baudelaire, Verlaine et Rimbaud dans les fictions biographiques de D. Blonde, G. Goffette et P. Michon. Montréal: Université du Québec à Montréal, 2009. 138 p.

Kargl E., Le Née A. Fictions biographiques dans la littérature, les romans graphiques et le cinéma des années 1990 à aujourd’hui // Germanica. 2022. № 70. URL: https://journals.openedition.org/germanica/16442 (дата обращения: 05.01. 2024).

Lodge D. The Year of Henry James. The Story of a Novel. London: Harvill Secker, 2006. 332 p.

Mongelli M. Narrer une vie, dire la vérité: la biofiction contemporaine. Paris: Université Sorbonne Paris Cité, Université Sorbonne Nouvelle Paris 3, 2019. 450 p.

Monluçon A.-M., Salha A. Introduction // Fictions biographiques. XIX–XXIe siècles. Toulouse: Presses universitaires du Mirail, 2007. P. 7–32.

Pluvinet Ch. Fictions en quête d’auteur. Rennes: Presses universitaires de Rennes, 2012. 314 p.

Rabau S. Présentation // Fiction d’auteur? Le discours biographique sur l’auteur de l’antiquité à nos jours. Paris: Champion, 2001. P. 17–21.

Viart D. Fictions biographiques // La Littérature française au présent. Héritage, modernité, mutations. Paris: Bordas, 2008. P. 99–124.

Viart D. Héritage et filiation. Entretien avec Pierre Michon // Cairn.info. 2009. № 48 (2009/2). URL: https://www.cairn.info/revue-roman2050-2009-2-page-13.htm (дата обращения: 07.05. 2024).

Viart D. L’imagination biographique dans la littérature française des années 1980–90. 2001. URL: https://remue.net/cont/Viart_ImagBio.pdf (дата обращения: 07.01. 2024).

References

Boyadzhieva L. Yu. Moskva bulgakovskaya [The Bulgakov’s Moscow]. Moscow, AST Publ., 2017. 288 p. (In Russ.)

Bulgakova E. S. Dnevnik Eleny Bulgakovoy [The Diary of Elena Bulgakova]. 1990. Available at: https://www.masterandmargarita.eu/estore/pdf/ebru200_elenasergeevna.pdf (accessed 05 Jan 2024). (In Russ.)

Kostyleva I. A. Tipologiya zhanra romana-biografii v russkoy literature ХХ–ХХI vekov (na materiale tvorchestva B. K. Zaytseva i A. N. Varlamova) [Typology of biographical genre in the Russian literature of the 20th-21st centuries (on the material of works by B. K. Zaytsev and A. N. Varlamov)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2020, vol. 13, issue 5, pp. 38-43. doi 10.30853/filnauki.2020.5.7. (In Russ.)

Lukov V. A. Istoriya literatury. Zarubezhnaya literatura ot istokov do nashikh dney [The History of Literature. Foreign Literature from the Origins to the Present Day]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 512 p. (In Russ.)

Merkulova M. G., Prudius I. G. Zhanr graficheskogo romana: k postanovke problemy (na materiale sovremennykh franko- i angloyazychnykh tekstov) [Genre of the graphic novel: Toward the formulation of the problem (based on modern French-language and English-language texts)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2023, vol. 16, issue 10, pp. 3379-3385. doi 10.30853/phil20230522. (In Russ.)

Muravieva L. E. Ekzofikshn i enaktivistskie narrativy v sovremennoy frantsuzskoy literature [Exofiction and enactivist narratives in contemporary French literature]. Studia Litterarum, 2022, vol. 7, issue 3, pp. 30-51. doi 10.22455/2500-4247-2022-7-3-30-51. (In Russ.)

Novikova S. Yu. Avtobiograficheskaya proza Tomasa Bernkharda: problematika i poetika. Diss. kand. filol. nauk [Thomas Bernhard’s autobiographical prose: Problematics and poetics. Cand. philol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2018. 211 p. (In Russ.)

Poluboyarinova L. N., Kulishkina O. N. Dve ʽMarienbadskie elegiiʼ: I. V. Gete i V. G. Zebal [Two ʽMarienbad Elegiesʼ: I. V. Goethe and V. G. Zebal]. Studia Litterarum, 2020, vol. 5, issue 3, pp. 128-143. doi 10.22455/2500-4247-2020-5-3-128-143. (In Russ.)

Rarenko M. B. Biografiya: evolyutsiya i gibridizatsiya zhanra [Biography: Evolution and Hybridization of the Genre]. Moscow, INION RAN, 2017. 68 p. (In Russ.)

Rarenko M. B. Zhanr biografii kak sotsialʼnyy fenomen [The biography genre as a social phenomenon]. Sotsialʼnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Sotsiologiya: Referativnyy zhurnal [Social Sciences and Humanities. Domestic and Foreign Literature. Series 11: Sociology], 2019, vol. 11, pp. 11-24. doi 10.31249/rsoc/2019.03.02. (In Russ.)

Chudakova M. O. Stalin i Bulgakov: tema vlasti v ʽMastere i Margariteʼ [Stalin and Bulgakov: the theme of power in ʽThe Master and Margaritaʼ], 2016. Available at: https://arzamas.academy/courses/39/3 (accessed 25 Dec 2023). (In Russ.)

Bourdieu P. L’illusion biographique [The biographical illusion]. Actes de la recherche en sciences sociales [Studies in Social Sciences], 1986, vol. 62–63, pp. 69-72. (In Fr.)

Fortin D. Les ʽfictions biographiquesʼ contemporaines, un nouveau ʽsacre de l’écrivainʼ? [Contemporary ʽbiographical fictionsʼ, a new ʽsanctification of the writerʼ?], 2011. Available at: https://www.fabula.org/acta/document6259.php (accessed 13 Jan 2024). (In Fr.)

Foucault M. Qu’est-ce qu’un auteur? [What is an author?]. Bulletin de la Société française de philosophie, 63e année [Bulletin of the French Society of Philosophy, 63rd year], 1969, issue 3, pp. 73-104. (In Fr.)

Franssen P., Hoenselaars T. Introduction. The author as character: Defining a genre. The Author as Character. Representing Historical Writers in Western Literature. Madison, Fairleigh Dickinson University Press, 1999, pp. 11-35. (In Eng.)

Gefen A. Au pluriel du singulier: la fiction biographique [The plural of the singular: Biographical fiction]. Critique. Éditions de Minuit [Critical Review. Midnight Editions], 2012, issue 781–782, pp. 565-575. (In Fr.)

Geoffrion K. Le poète maudit dans la mire des contemporains: la figure de Baudelaire, Verlaine et Rimbaud dans les fictions biographiques de D. Blonde, G. Goffette et P. Michon [The Accursed Poet in the Eyes of Contemporaries: The Figures of Baudelaire, Verlaine and Rimbaud in the Biographical Fictions of D. Blonde, G. Goffette and P. Michon]. Montréal, Université du Québec à Montréal, 2009. 138 p. (In Fr.)

Kargl E., Le Née A. Fictions biographiques dans la littérature, les romans graphiques et le cinéma des années 1990 à aujourd’hui [Biographical fiction in literature, graphic novels, and films from the 1990s to the present day]. Germanica, 2022, issue 70. Available at: https://journals.openedition.org/germanica/16442 (accessed 05 Jan 2024). (In Fr.)

Lodge D. The Year of Henry James. The Story of a Novel. London, Harvill Secker, 2006. 332 p. (In Eng.)

Mongelli M. Narrer une vie, dire la vérité: la biofiction contemporaine [Narrating a Life, Telling the Truth: Contemporary Biofiction]. Paris, Université Sorbonne Paris Cité, Université Sorbonne Nouvelle Paris 3, 2019. 450 p. (In Fr.)

Monluçon A.-M., Salha A. Introduction. Fictions biographiques. XIX–XXIe siècles [Biographical Fictions. The 19th–21st Centuries]. Toulouse, Presses universitaires du Mirail, 2007, pp. 7-32. (In Fr.)

Pluvinet Ch. Fictions en quête d’auteur [Fiction in Search of an Author]. Rennes, Presses universitaires de Rennes, 2012. 314 p. (In Fr.)

Rabau S. Présentation [Introduction]. Fiction d’auteur? Le discours biographique sur l’auteur de l’antiquité à nos jours [Author’s Fiction? Biographical Discourse on the Author from Antiquity to the Present Day]. Paris, Champion, 2001, pp. 17-21. (In Fr.)

Viart D. Fictions biographiques [Biographical fictions]. La Littérature française au présent. Héritage, modernité, mutations [French Literature in the Present Day. Heritage, Modernity, Mutations]. Paris, Bordas, 2008, pp. 99-124. (In Fr.)

Viart D. Héritage et filiation. Entretien avec Pierre Michon [Heritage and filiation. Interview with Pierre Michon]. Cairn.info, 2009, issue 48 (2009/2). Available at: https://www.cairn.info/revue-roman2050-2009-2-page-13.htm (accessed 07 May 2024). (In Fr.)

Viart D. L’imagination biographique dans la littérature française des années 1980–90 [The biographical imagination in French literature of the 1980s and 1990s], 2001. Available at: Available at: https://remue.net/cont/Viart_ImagBio.pdf (accessed 07 Jan 2024). (In Fr.)

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Как цитировать

Прудиус, И. Г. (2024). Фикционализированная биография во французском графическом романе XXI века (на материале произведений Б. Эггер и М. Пуарсона и Р. Марайя). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 16(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-4-149-157

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ