Социокультурный контекст в готической новелле Э. Несбит “From the Dead” (1893)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-4-135-141Ключевые слова:
«новая женщина»; готическая новелла; Несбит; «оживший мертвец»; отвращение; конфликт.Аннотация
В статье рассматривается художественное воплощение феномена «новой женщины» в готической новелле Э. Несбит “From the Dead” (1893). Особое внимание уделяется социокультурным аспектам, открывающим противоречивость викторианской гендерной идеологии и семейно-брачной системы, лишающей женщину права на самостоятельное устройство собственной судьбы и порицающей проявления инициативы. Основной конфликт новеллы создается благодаря акцентированию духовно-телесного дуализма образа «ожившего трупа». В произведении писательницы порубежного периода готическая топика раскрывает механизмы отторжения инаковости. В исследовании проводятся параллели с ветхозаветными героями, предпринимается попытка интерпретации художественного текста с использованием аллюзивных имен, а также попытка трактовать образ ожившего мертвеца в рамках психоаналитической теории. Основным способом актуализации женского вопроса становится изменение персонажно-образной системы со смещением активного начала в сторону женского действующего лица. Более того, готическая топика нередко предстает в комической функции. Обращение Э. Несбит к жанру готической новеллы объясняется разработанными сюжетными схемами, позволяющими довести до кульминации процесс виктимизации героини, а также возможность сохранения ощущения неразрешенного кризиса, что передает социальные настроения нестабильного периода fin de siècle, времени пересмотра существовавших социальных, гендерных и нравственных парадигм. Автор статьи обосновывает вывод о трагическом столкновении гендерных стереотипов, указывая на то, что формульность готического жанра позволяет вскрыть механизмы формирования политики исключения «новой женщины» из брачно-семейной системы, отведения ей периферийного положения в обществе, основанном на консервативной викторианской идеологии.Библиографические ссылки
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. 543 c.
Бячкова В. А. Женская судьба в традиционном викторианском романе «Эстер Уотерс» Дж. Мура: диалог с традицией на рубеже веков // Мировая литература в контексте культуры. 2013. № 2 (8). С. 31–37.
Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб.: Алетейя, 2003. 256 c.
Лебедева О. В. Поэтика новелл Дж. Фаулза: дис. ... канд. филол. наук. В. Новгород, 2005. 199 с.
Милтон Дж. Потерянный рай. Возвращённый рай. Другие поэтические произведения / пер. с англ.: С. А. Александровский, Е. В. Витковский, А. Е. Зуевский, Ю. Б. Корнеев, В. В. Левик, А. П. Прокопьев, Т. Ю. Стамова, A.A. Штейнберг; ред. А. Н. Горбунов. М.: Наука, 2006. 862 c.
Carpenter H. Secret Gardens: A Study of the Golden Age of Children's Literature. Boston: Houghton Mifflin, 1985. 278 p.
Creed B. Horror and the Monstrous-Feminine: An Imaginary Abjection. Screen. 1986. Vol. 27, issue 1. P. 44–71.
Crouch M. The Nesbit Tradition: the Children's Novel in England, 1945–1970. London: Ernest Benn Limited, 1972. 243 p.
Davies D. S. Introduction // The Power of Darkness: Tales of Terror by Edith Nesbit. Wordsworth Editions, 2006. P. 8–13.
Ellis K. F. The Contested Castle: Gothic Novels and the Subversion of Domestic Ideology. Chicago: University of Illinois Press, 1989. 226 p.
Erikson E. H. Identity: Youth and Crisis. New York: W. W. Norton & Company. 1968. 336 p.
Hadji R. Edith Nesbit (1858–1924) // The Penguin Encyclopedia of Horror and the Supernatural. Ed. by Jack Sullivan. London: Penguin, 1986. P. 299–300.
Heilmann A. New Woman Fiction: Women Writing First-Wave Feminism. London: Palgrave Macmillan, 2000. 228 p.
Honig E. L. Breaking the Angelic Image: Woman Power in Victorian Children's Fantasy. New York: Greenwood Press, 1988. 176 p.
Knoepflmacher U. C. The Balancing of Child and Adult: An Approach to Victorian Fantasies for Children // Nineteenth-Century Fiction. 1983. Vol. 37, no. 4 (Mar.). P. 497–530.
Ledger S. The New Woman: Fiction and Feminism at the Fin de Siècle. Manchester: Manchester University Press, 1997. 216 p.
Nesbit E. From the Dead. The Collected Short Stories of E. Nesbit. Vol. 1. Gothic Horror. London: DTC Publishing, 2000.
Nikolajeva M. The Magic Code: The Use of Magical Patterns in Fantasy for Children. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1988. 166 p.
Rutledge A. A. E. Nesbit and the Woman Question // Victorian Women Writers and the Woman Question. Ed. by Nicola Diane Tompson. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 223–241.
References
Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura srednevekov’ya i Renessansa [Francois Rabelais’s Works and Folk Culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1990. 543 p. (In Russ.)
Byachkova V. A. Zhenskaya sudʼba v traditsionnom viktorianskom romane ʽEster Uotersʼ Dzh. Mura: dialog s traditsiey na rubezhe vekov [Womanʼs life in a traditional Victorian novel and in ʽEsther Watersʼ by J. Moore: Dialogue with the tradition at the end of 19th century]. Mirovaya literatura v kontekste kulʼtury [World Literature in the Context of Culture], 2013, issue 2 (8), pp. 31-37. (In Russ.)
Kristeva Yu. Sily uzhasa: esse ob otvrashchenii [Powers of Horror: An Essay on Abjection]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2003. 256 p. (In Russ.)
Lebedeva O. V. Poetika novell Dzhona Faulza. Diss. kand. filol. nauk [Poetics of stories by John Fowles. Cand. philol. sci. diss.]. Veliky Novgorod, 2005. 199 p. (In Russ.)
Milton J. Poteryannyy ray. Vozvrashchennyy ray. Drugie poeticheskie proizvedeniya [Paradise Lost. Paradise Regained. Other Poetical Works]. Transl. from English by S. A. Aleksandrovskiy, E. V. Vitkovskiy, A. E. Zuevskiy, Yu. B. Korneev, V. V. Levik, A. P. Prokopʼev, T. Yu. Stamova, A. A. Shteynberg, ed. by A. N. Gorbunov. Moscow, Nauka Publ., 2006. 862 p. (In Russ.)
Carpenter H. Secret Gardens: A Study of the Golden Age of Children's Literature. Boston, Houghton Mifflin, 1985. 278 p. (In Eng.)
Creed B. Horror and the monstrous-feminine: An imaginary abjection. Screen, 1986, vol. 27, issue 1, pp. 44-71. (In Eng.)
Crouch M. The Nesbit Tradition: The Children's Novel in England, 1945-1970. London, Ernest Benn Limited, 1972. 243 p. (In Eng.)
Davies D. S. Introduction. The Power of Darkness: Tales of Terror by Edith Nesbit. Wordsworth Editions, 2006, pp. 8-13. (In Eng.)
Ellis K. F. The Contested Castle: Gothic Novels and the Subversion of Domestic Ideology. Chicago, University of Illinois Press, 1989. 226 p. (In Eng.)
Erikson E. H. Identity: Youth and Crisis. New York, W. W. Norton & Company, 1968. 336 p. (In Eng.)
Hadji R. Edith Nesbit (1858-1924). The Penguin Encyclopedia of Horror and the Supernatural. Ed. by Jack Sullivan. London, Penguin, 1986, pp. 299-300. (In Eng.)
Heilmann A. New Woman Fiction: Women Writing First-Wave Feminism. London, Palgrave Macmillan, 2000. 228 p. (In Eng.)
Honig E. L. Breaking the Angelic Image: Woman Power in Victorian Children's Fantasy. New York, Greenwood Press, 1988. 176 p. (In Eng.)
Knoepflmacher U. C. The balancing of child and adult: An approach to Victorian fantasies for children. Nineteenth-Century Fiction, 1983, vol. 37, issue 4 (Mar.), pp. 497-530. (In Eng.)
Ledger S. The New Woman: Fiction and Feminism at the Fin de Siècle. Manchester University Press, 1997. 216 p. (In Eng.)
Nesbit E. From the Dead. The Collected Short Stories of E. Nesbit. vol. 1. Gothic Horror. London, DTC Publishing, 2000. (In Eng.)
Nikolajeva M. The Magic Code: The Use of Magical Patterns in Fantasy for Children. Stockholm, Almqvist & Wiksell International, 1988. 166 p. (In Eng.)
Rutledge A. A. E. Nesbit and the woman question. Victorian Women Writers and the Woman Question. Ed. by Nicola Diane Tompson. Cambridge University Press, 2010, pp. 223-241. (In Eng.)