Пьеса на исторический сюжет «Кризанта» (1639) Ж. де Ротру: поиск новой трагедийности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-3-158-168

Ключевые слова:

трагедия; классицизм; исторический сюжет; трагическое; Рим.

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть особенности трагедийного конфликта и характер построения дискурсивно-риторической структуры первой пьесы Ротру на исторический сюжет «Кризанта», определив ее место в становлении французской классицистической трагедии. Главной проблемой выступает выявление парадигмы драматургического мышления классицизма, под которой понимается принцип выстраивания в трагедии конфликтной картины исторического мира. В качестве ведущего используется структурно-семиотический подход: прослеживается функционирование знаково-смысловой системы, где организующая роль принадлежит абсолютному смыслу – Власти (связанной с фигурой правителя, образом государства, политическим интересом, законами, официально-ролевой заданностью поведения и т. д.). Несмотря на архаические черты, связанные в первую очередь с пониманием трагического как ужасного, кровавого (насилие, череда самоубийств), Ротру через обращение к исторической теме и актуализации противоречия между разумной системой общего и индивидуальным произволом выходит к политической проблематике, открывая тем самым путь театру Корнеля. Ротру одним из первых среди пишущих для театра авторов первой половины XVII в. обнаруживает продуктивность драматизации проблемы власти за счет семантически активизируемого образа Рима как образца идеальной государственности и включенной в этот порядок и осмысляющей себя относительно него личности, а также делает проблему «римского» двигателем драматического высказывания. Вызванное страстью преступление и расплата за него дискурсивно-риторически разворачиваются как подрыв и последующая реставрация разумно оправданного порядка. Однако этот найденный новый принцип трагедийной конфликтности Ротру не смог распространить на всё действие пьесы: фигура царя Коринфа Антиоха (IV и V акт) выпадает из историко-политического контекста, открыто противоречит героической семантике первых трех актов, так что финал утверждает торжество насилия, жестокости и произвола. Ротру возвращается к заданной влиянием эстетики театра XVI в. индивидуальной трагедии страстей, которая закрепляет за каждым роль жертвы или палача. Всё это свидетельствует о невозможности для Ротру без влияния Корнеля создания политической трагедии.

Биография автора

Лариса Алексеевна Симонова , Библиотека-читальня им. А. С. Пушкина

к. филол. н., старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Baby H. La tragi-comédie de Corneille à Quinault. P.: Klincksieck, 2001. 306 p.

Berregard S. La mixité des genres dramatiques dans le théâtre de Rotrou // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 97–106.

Cavaillé F. Alexandre Hardy et le théâtre de ville français au début du XVII-e siècle. P.: Classique Garnier, 2016. 489 р.

Federic C. Réalisme et dramaturgie. Étude de quatre écrivains: Garnier, Hardy, Rotrou, Corneille. P.: Nizet, 1974. 276 р.

Forestier G. Politique et tragédie chez Corneille, ou de la «broderie» // Littératures classiques. 1998. № 32. P. 63–74.

Garapon R. Rotrou et Corneille // Revue d`Histoire littéraire de la France. 1950. № 3. P. 385–394.

Hubert J. Le réelle et l`illusoire dans le théâtre de Corneille et de Rotrou // Revue des Sciences Humaines. 1958. № 4. P. 333–350.

Louvat-Molozay B. L`“enfance de la tragédie”. Pratiques tragiques françaises de Hardy à Corneille. P.: Presses de l`université Paris-Sorbonne, 2014. 310 р.

Louvat-Molozay B. La tragédie de Rotrou au carrefour des genres dramatiques // Littératures classiques. 2007. № 2. P. 61–70.

Macé St., Vialleton J.-I. Rotrou, dramaturge de l`ingéniosité. P.: PUF, 2007. 154 р.

Morel J. Rotrou dramaturge de l`ambiguité. P.: Klinksieck, 2005. 368 p.

Mortgat-Longuet Em. Images de Rotrou dans l`historiographie du théâtre français (1674–1750) // Littératures classiques. 2007. № 2. Р. 285–300.

Rotrou J. de. Théâtre complet. T. 4. P.: Classiques Garnier, 1999. 397 р.

Vuillemin J.-Cl. Baroquisme et théâtralité. Le théâtre de Jean Rotrou. Tübingen: G. Narr, 1994. 341 p.

Vuillemin J.-Cl. Reception critique d`une dramaturgie baroque. Le théâtre de Rotrou // Revue d`Histoire du Théâtre. 1990. № 3. P. 242–259.

References

Baby H. La tragi-comédie de Corneille à Quinault [The Tragicomedy of Corneille in Quinault]. Paris, Klincksieck, 2001. 306 p. (In Fr.)

Berregard S. La mixité des genres dramatiques dans le théâtre de Rotrou [The mix of dramatic genres in the Rotrou’s theater]. Littératures classiques [Classical Literature], 2007, issue 2, pp. 97–106. (In Fr.)

Cavaillé F. Alexandre Hardy et le théâtre de ville français au début du XVII-e siècle [Alexandre Hardy and the French City Theater at the Beginning of the 17th Century]. Paris, Classique Garnier, 2016. 489 р. (In Fr.)

Federic C. Réalisme et dramaturgie. Étude de quatre écrivains: Garnier, Hardy, Rotrou, Corneille [Realism and Dramaturgy. The Study of Four Writers: Garnier, Hardy, Rotrou, Corneille]. Paris, Nizet, 1974. 276 р. (In Fr.)

Forestier G. Politique et tragédie chez Corneille, ou de la ʽbroderieʼ [Politics and tragedy in Corneille, or ʽbroderieʼ]. Littératures classiques [Classical Literature], 1998, issue 32, pp. 63–74. (In Fr.)

Garapon R. Rotrou et Corneille [Rotrou and Corneille]. Revue d`Histoire littéraire de la France [Journal of Literary History of France], 1950, issue 3, pp. 385–394. (In Fr.)

Hubert J. Le réelle et l`illusoire dans le théâtre de Corneille et de Rotrou [The real and the illusory in the theater of Corneille and Rotrou]. Revue des Sciences Humaines [Journal of Humanities], 1958, issue 4, pp. 333–350. (In Fr.)

Louvat-Molozay B. L`ʽenfance de la tragédieʼ. Pratiques tragiques françaises de Hardy à Corneille [The ʽchildhood of tragedyʼ. French tragic practices from Hardy to Corneille]. Paris, Presses de l`université Paris-Sorbonne, 2014. 310 р. (In Fr.)

Louvat-Molozay B. La tragédie de Rotrou au carrefour des genres dramatiques [The tragedy of Rotrou at the crossroads of dramatic genres]. Littératures classiques. [Classical Literature], 2007, issue 2, pp. 61–70. (In Fr.)

Macé St., Vialleton J.-I. Rotrou, dramaturge de l`ingéniosité [Rotrou, Playwright of Ingenuity].

Paris, PUF, 2007. 154 р. (In Fr.)

Morel J. Rotrou dramaturge de l`ambiguité [Rotrou’s Playwright of Ambiguity]. Paris, Klinksieck, 2005. 368 p. (In Fr.)

Mortgat-Longuet Em. Images de Rotrou dans l`historiographie du théâtre français (1674-1750) [Images of Rotrou in the Historiography of French Theater (1674–1750)]. Littératures classiques [Classical Literature], 2007, issue 2, pp. 285–300. (In Fr.)

Rotrou J. de. Théâtre complet [Complete Plays]. Paris, Classiques Garnier, 1999, vol. 4. 397 р. (In Fr.)

Vuillemin J.-Cl. Baroquisme et théâtralité. Le théâtre de Jean Rotrou [Baroquism and Theatricality. Jean Rotrou’s Theater]. Tübingen, G. Narr, 1994. 341 p. (In Fr.)

Vuillemin J.-Cl. Reception critique d`une dramaturgie baroque. Le théâtre de Rotrou [Critical reception of baroque dramaturgy. The Rotrou’s theater]. Revue d`Histoire du Théâtre [Theater History Review], 1990, issue 3, pp. 242–259. (In Fr.)

Загрузки

Опубликован

2024-10-16

Как цитировать

Симонова , Л. А. (2024). Пьеса на исторический сюжет «Кризанта» (1639) Ж. де Ротру: поиск новой трагедийности. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 16(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-3-158-168

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ