Философские идеи С. Кьеркегора и Г. Марселя в романе Уокера Перси «Любитель кино»
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-3-138-146Ключевые слова:
Уокер Перси; философский роман; Кьеркегор; Сартр; Марсель.Аннотация
В статье анализируется философский аспект романа Уокера Перси «Любитель кино», созданного под воздействием идей европейских экзистенциалистов. Если формальные аспекты организации произведения были заимствованы писателем у Сартра и Камю, то в содержательном плане принципиальное значение в формировании художественного замысла имело знакомство писателя с идеями Кьеркегора и Марселя. Главной темой романа становится преодоление отчаяния и открытие веры как источника гармонии человека с собой и окружающим миром. Понимание Кьеркегором свободы как основы духовной самореализации противопоставляется в романе атеистическому восприятию свободы у Сартра, демонстрируется невозможность обретения счастья в ситуации отказа от признания божественной реальности. Художественный образ центрального персонажа романа выстраивается писателем с сознательной ориентацией на базовые понятия философии Кьеркегора, его трактовку стадий жизненного пути человека, оппозицию отчаяния и веры. Но если внимание Кьеркегора сосредоточено на прыжке веры, совершаемом в ситуации отказа от рациональности, то Перси больше привлекает идея движения от одной духовной высоты к другой как результат размышления и сознательного выбора, что сближает его взгляды с философской позицией Марселя. Для Перси значимой также оказывается мысль Марселя о том, что приближение человека к принятию Бога может совершиться только через предшествующее ему обнаружение значимости другого человека. В отличие от Кьеркегора, человек веры у Марселя и Перси обретает как внутренний покой, так и способность успешно взаимодействовать с внешним миром. Идеи Кьеркегора, таким образом, в значительной степени определяют замысел романа, однако философская позиция Марселя в конечном итоге оказывается доминирующей в художественном мире произведения Перси.Библиографические ссылки
Анцыферова О. Ю. Южный миф vs киномиф в романе Уокера Перси «Любитель кинематографа» // Вестник Ивановского государственного университета. 2004. № 1. С. 42–48.
Кьеркегор C. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» / пер. с дат. Н. Исаевой и С. Исаева. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 680 с.
Кьеркегор С. Страх и трепет: пер. с дат. М.: Республика, 1993. 383 с.
Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: Академия, 2006. 512 с.
Марсель Г. Быть и иметь / пер. с фр. И. Н. Полонской. Новочеркасск: Сагуна, 1994. 159 с.
Марсель Г. Опыт конкретной философии / пер. с фр. М.: Республика, 2004. 224 с.
Никулина А. К. Философская проблема языка в романах Уокера Перси // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, вып. 11. С. 3689–3695. doi 10.30853/phil20230567
Панова О. Ю. Американский «подпольный дух»: повесть Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» и литература США второй половины ХХ века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 412–419. doi 10.18500/1817-7115-2021-21-4-412-419
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр. В. И. Колядко. М.: Изд-во АСТ, 2020. 1072 с.
Allen W. R. Walker Percy, a southern wayfarer. Jackson: University Press of Mississippi, 1986. 160 p.
Coles R. Walker Percy: an American search. Boston: Little, Brown, 1978. 250 p.
Conversations with Walker Percy / ed. by L. A. Lawson and V. A. Kramer. Jackson: University Press of Mississippi, 1985. 325 p.
Critical essays on Walker Percy / ed. by J. D. Crowley and S. M. Crowley. Boston: G. K. Hall & Co., 1989. 294 p.
Hardy J. E. The fiction of Walker Percy. Urbana: University of Illinois Press, 1987. 317 p.
More conversations with Walker Percy / ed. by L. A. Lawson and V. A. Kramer. Jackson: University Press of Mississippi, 1993. 248 p.
Percy W. The moviegoer. New York: Avon Books, 1980. 192 p.
Quinlan K. Walker Percy: the last Catholic novelist. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1996. 242 p.
Webb M. Binx Bolling’s New Orleans: moviegoing, southern writing, and father Abraham // The art of Walker Percy: stratagems for being / ed. by P. Reid. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1979. P. 1–23.
References
Antsyferova O. Yu. Yuzhnyy mif vs. kinomif v romane Uokera Persi ‘Lyubitel’ kinematografaʼ [The southern myth vs. movie myth in the novel ‘The Moviegoer’ by Walker Percy]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo unversiteta [Ivanovo State University Bulletin], 2004, issue 1, pp. 42–48. (In Russ.)
Kierkegaard S. Zakluchitel’noe nenauchnoe posleslovie k ‘Filosofskim krokham’ [Concluding Unscientific Postscript to the Philosophical Fragments]. Transl. from Danish by N. Isaeva and S. Isaev. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2005. 680 p. (In Russ.)
Kierkegaard S. Strakh i trepet [Fear and Trembling]. Transl. from Danish by N. Isaeva and S. Isaev. Moscow, Respublika Publ., 1993. 383 p. (In Russ.)
Lukov V. A. Istoriya literatury. Zarubezhnaya literatura ot istokov do nashikh dney [The History of Literature. Foreign Literature from the Origins to the Present Day]. Moscow, Academia Publ., 2006. 512 p. (In Russ.)
Marcel G. Byt’ i imet’ [Being and Having]. Transl. from French by I. N. Polonskaya. Novocherkassk, Saguna Publ., 1994. 159 p. (In Russ.)
Marcel G. Opyt konkretnoy filosofii [An Outline of Concrete Philosophy]. Transl. from French by V. P. Bolshakov and V. P. Vizgin. Moscow, Respublika Publ., 2004. 224 p. (In Russ.)
Nikulina A. K. Filosofskaya problema yazyka v romanakh Uokera Persi [The philosophical problem of language in the novels by Walker Percy]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2023, vol. 16, issue 11, pp. 3689–3695. doi 10.30853/phil20230567. (In Russ.)
Panova O. Yu. Amerikanskiy ‘podpol’nyy dukh’: povest’ F. M. Dostoevskogo ʽZapiski iz podpol’yaʼ i literatura SShA vtoroy poloviny XX veka [American ʽunderground spiritʼ: Dostoevsky’s ʽNotes From Undergroundʼ and the 20th century USA literature]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Filologiya. Zhurnalistika [Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism], 2021, vol. 21, issue 4, pp. 412–419. doi 10.18500/1817-7115-2021-21-4-412-419. (In Russ.)
Sartre J. P. Bytie i nichto: opyt fenomenologicheskoy ontologii [Being and Nothingness: An Essay on Phenomenological Ontology]. Transl. from French by V. I. Kolyadko. Moscow, AST Publ., 2020. 1072 p. (In Russ.)
Allen W. R. Walker Percy, a Southern Wayfarer. Jackson, University Press of Mississippi, 1986. 160 p. (In Eng.)
Coles R. Walker Percy: An American Search. Boston, Little, Brown, 1978. 250 p. (In Eng.)
Conversations with Walker Percy. Ed. by L. A. Lawson and V. A. Kramer. Jackson, University Press of Mississippi, 1985. 325 p. (In Eng.)
Critical Essays on Walker Percy. Ed. by J. D. Crowley and S. M. Crowley. Boston, G. K. Hall & Co., 1989. 294 p. (In Eng.)
Hardy J. E. The Fiction of Walker Percy. Urbana, University of Illinois Press, 1987. 317 p. (In Eng.)
More Conversations with Walker Percy. Ed. by L. A. Lawson and V. A. Kramer. Jackson, University Press of Mississippi, 1993. 248 p. (In Eng.)
Percy W. The Moviegoer. New York, Avon Books, 1980. 192 p. (In Eng.)
Quinlan K. Walker Percy: The Last Catholic Novelist. Baton Rouge, Louisiana State University Press, 1996. 242 p. (In Eng.)
Webb M. Binx Bolling’s New Orleans: moviegoing, southern writing, and father Abraham. The Art of Walker Percy: Stratagems for Being. Ed. by P. Reid. Baton Rouge, Louisiana State University Press, 1979, pp. 1–23. (In Eng.)