Имплицитный автор в древнеанглийских поэмах «школы Кэдмона» и «школы Кюневульфа»

Авторы

  • Мария Вадимовна Яценко Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича; Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-6714-7128

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-3-179-186

Ключевые слова:

«школа Кэдмона»; «школа Кюневульфа»; древнеанглийский христианский эпос; Кодекс Юниуса; имплицитный автор.

Аннотация

В статье рассматривается проблема определения авторского присутствия в древнеанглийской поэтической словесности. Автор статьи сравнивает основные случаи использования повествования от лица авторского «я» в древнеанглийских поэмах, приписываемых Кэдмону или «школе Кэдмона» («Бытие», «Исход», «Даниил», «Христос и Сатана»), а также Кюневульфу или «школе Кюневульфа» («Елена», «Судьбы апостолов», «Юлиана» и др.). Поскольку границы между данными «школами» определены недостаточно четко, в статье предпринимается попытка сравнительного анализа входящих в каждую группу произведений. Автор статьи существенно дополняет имеющиеся сравнения данных поэм на содержательном уровне, проводя последовательный анализ эпизодов, где повествование ведется от первого лица. Изучение данных фрагментов показывает использование в поэмах Кэдмона традиционной для героического эпоса ссылки на авторитет традиции устного сказительства (формула «как я слышал») и письменных источников (формула «как книжники сказали», «как я из книг узнал»). В результате анализа делается вывод о том, что в поэмах кэдмоновского цикла нельзя говорить о четко сформированной фигуре нарратора. В них не выражена определенная точка зрения, повествователь часто самоустраняется, передавая рассказ в уста героев. Коллективное «мы» в эпилоге поэмы «Исход» рассматривается как наиболее яркий в поэмах Кэдмона риторический пример непосредственного обращения к аудитории. В поэмах, приписываемых Кюневульфу, эпилоги представляют собой повествование от лица авторского «я» и посвящены переживаниям и размышлениям. В них более проявлено авторское присутствие (имплицитный автор), которое в статье предлагается рассматривать как один из маркеров «школы Кюневульфа».

Биография автора

Мария Вадимовна Яценко , Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича; Санкт-Петербургский государственный университет

д. филол. н., профессор кафедры иностранных языков; профессор кафедры сопоставительного изучения языков и культур

Библиографические ссылки

Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр). М.: Просвещение, 1968. 302 с.

Гвоздецкая Н. Ю. Лирический эпилог к древнеанглийской поэме «Елена»: проблема жанра // Лирическая эволюция: к 70-летию Дарвина (Михаила Николаевича) / Рос. гос. гуманит.

ун-т, Ин-т филологии и истории. М.: РГГУ, 2017. С. 98–109.

Гвоздецкая Н. Ю. Поэтическое творчество и поэтический язык Древней Англии // Мир и человек в древнеанглийском поэтическом языке и тексте: опыт лингвокультурологического анализа / Н. Ю. Гвоздецкая, Е. А. Полякова, А. В. Вишневский, Е. Н. Пастухова, Е. А. Шилова. К 65-летию доктора филологических наук Н. Ю. Гвоздецкой. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2013. С. 8–39.

Гвоздецкая Н. Ю. Проблемы семантического описания древнеанглийского поэтического слова (опыт текстоцентрического анализа): дис. … д-ра филол. наук. Иваново, 2000. 392 c.

Кюневульф. Поэма «Елена». Фрагмент: главы 11–15 (пер. с древнеагл. и коммент. Н. Ю. Гвоздецкой, Е. Н. Клеминой) // Cursor Mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения: научный альманах, посвящ. проблемам исторической антропологии. Вып. 7. Иваново, 2015. С. 149–162.

Прозоров В. В. Автор // Введение в литературоведение: учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Филология» / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. С. 68–81.

Стеблин-Каменский М. И. Скальдическая поэзия // Поэзия скальдов / изд. подг. С. В. Петров, М. И. Стеблин-Каменский. Л.: Наука, 1979. С. 77–130.

Тамарченко Н. Д. Эпика // Теория литературы. Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 219–244.

Beowulf & the Fight at Finnsburg. Ed. with Intr., Bibl., Notes, Glos. and App. by Klaeber F. Boston: Heath & Co., 1950. 412 р.

Christ and Satan. An Old English Poem. Ed. with Intr., Notes and Glos. By Clubb M. D. Connecticut: Yale University Press, 1925. 196 p.

Daniel and Azarias. Ed. with Intr., Notes and Glos. by Farrell R. T. London: Methuen, 1974. 139 p.

Exodus: Old English Exodus. Ed. with Intr., Notes and Glos. by Irving E. B. Jr. New Haven: Yale University Press, 1953. 134 p.

Finnegan R. E. Christ as Narrator in the Old English Christ and Satan // English Studies. 1994. Vol. 75, № 1. P. 2–16.

Genesis // Anglo-Saxon Poetic Records. A collective Edition. Vol. I. The Junius Manuscript / ed. by G. P. Krapp. London, New York, 1931. P. 1–87.

Isaacs N. D. Structural Principles in Old English Poetry. Knoxville, TN: University of Tennessee Press, 1968. 197 p.

Klaeber F. Introduction// Beowulf & the Fight at Finnsburg. Ed. with Intr., Bibl., Notes, Glos. and App. by F. Klaeber. Boston: Heath & Co., 1950. 412 р.

Louviot E. Direct Speech in Beowulf and Other Old English Narrative Poems. Anglo-Saxon Studies. Cambridge: Brewer, 2016. 286 p.

Parks W. The traditional Narrator and the “I heard” Formulas of Old English Poetry // Anglo-Saxon England. 1987. Vol. 16. Dec. P. 45–66.

Wrenn C. L. Caedmon and the Christian Revolution in Poetry // Wrenn C.L. A Study of Old English Literature. London: Harrap, 1967. P. 92–106.

References

Gachev G. D. Soderzhatel’nost’ khudozhestvennykh form (Epos. Lirika. Teatr). [The Meaning of Artistic Forms (Epos. Lyrics. Theatre)]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968. 302 p. (In Russ.)

Gvozdetskaya N. Yu. Liricheskiy epilog k drevneangliyskoy poeme ‘Elena’: problema zhanra [Lyrical epilogue to the old English poem ‘Elene’: The genre problem]. Liricheskaya evolyutsiya: k 70-letiyu Darvina (Mikhaila Nikolaevicha). [The Evolution of Lyrics: On the Occasion of the 70th Birthday of Darvin (Mikhail Nikolaevich)]. Russian State University for the Humanities, Institute of Philology and History. Department of Theoretical and Historical Poetics. Moscow, 2017, pp. 98–109. (In Russ.)

Gvozdetskaya N. Yu. Poeticheskoe tvorchestvo i poeticheskiy yazyk Drevney Anglii [Poetic writing and poetic language of the old England]. Mir i chelovek v drevneangliyskom poeticheskom yazyke i tekste: opyt lingvokul’turologicheskogo analiza. K 65-letiyu doktora filologicheskikh nauk N. Yu. Gvozdetskoy [The World and the Man in Old English Poetic Language and Text: Experience of Linguocultural Analysis. On the Occasion of the 65th Birthday of Doctor of Philological Sciences N. Yu. Gvozdetskaya]. N. Yu. Gvozdetskaya, E. A. Polyakova, A. V. Vishnevskiy, E. N. Pastukhova, E. A. Shilova. Ivanovo, Ivanovo State University Press, 2013, pp. 8–39. (In Russ.)

Gvozdetskaya N. Yu. Problemy semanticheskogo opisaniya drevneangliyskogo poeticheskogo slova (opyt tekstotsentricheskogo analiza). Diss. dokt. filol. nauk [The problems of semantic description of the old English poetic word (an attempt at textocentric analysis). Dr. philol. sci. diss.]. Ivanovo, 2000. 392 p. (In Russ.)

Cynewulf. Poema ‘Elena’. Fragment: glavy 11–15 [‘Elene’. Passage: Chapters 11–15]. Translated from Old English with Comments by N. Yu. Gvozdetskaya and E. N. Klemina. Cursor Mundi. Chelovek Antichnosti, Srednevekov’ya i Vozrozhdeniya: nauchnyy al’manakh, posvyashchennyy problemam istoricheskoy antropologii [Cursor Mundi. The Man of Antiquity, Middle Ages and Renaissance: Scientific Almanac on the Problems of Historical Anthropology]. Ivanovo, 2015, issue 7, pp. 149–162. (In Russ.)

Prozorov V. V. Avtor [Author]. Vvedenie v literaturovedenie [Introduction into Literary Studies]: a textbook for higher educational institutions for Philology specialty. Ed. by L. V. Chernets. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2004, pp. 68–81. (In Russ.)

Steblin-Kamenskiy M. I. Skal’dicheskaya poeziya [Scaldic poetry]. Poeziya skal’dov [The Poetry of Scalds]. Ed. by S. V. Petrov, M. I. Steblin-Kamenskiy. Leningrad, Nauka Publ., 1979, pp. 77–130. (In Russ.)

Tamarchenko N. D. Epika [Epics]. Teoriya literatury. T.III. Rody i zhanry (osnovnye problemy v istoricheskom osveshchenii) [Theory of Literature. Vol. III. Types and Genres (Basic Issues in Historical Description)]. Moscow, IWL RAS Publ., 2003, pp. 219–244. (In Russ.)

‘Beowulf’ & ‘The Fight at Finnsburg’. Ed. with intr., bibl., notes, glos. and app. by F. Klaeber. Boston, Heath & Co., 1950. 412 р. (In Eng.)

‘Christ and Satan’. An Old English Poem. Ed. with intr., notes and glos. by M. D. Clubb. Connecticut, Yale University Press, 1925. 196 p. (In Eng.)

‘Daniel’ and ‘Azarias’. Ed. with intr., notes and glos. by R. T. Farrell. London, Methuen, 1974. 139 p. (In Eng.)

‘Exodusʼ. Old English Exodus. Ed. with intr., notes and glos. by E. B. Jr. Irving. New Haven, Yale University Press, 1953. 134 p. (In Eng.)

Finnegan R. E. Christ as narrator in the old English ‘Christ and Satan’. English Studies, 1994, vol. 75, issue 1, pp. 2–16. (In Eng.)

‘Genesis’. Anglo-Saxon Poetic Records. A collective edition. Vol. I. The Junius Manuscript. Ed. by G. P. Krapp. London, New York, 1931, pp. 1–87. (In Eng.)

Isaacs N. D. Structural Principles in Old English Poetry. Knoxville, TN, University of Tennessee Press, 1968. 197 p. (In Eng.)

Klaeber F. Introduction. ‘Beowulf’ & ‘The Fight at Finnsburg’. Ed. with intr., bibl., notes, glos. and app. by F. Klaeber. Boston, Heath & Co., 1950. 412 р. (In Eng.)

Louviot E. Direct Speech in ʽBeowulfʼ and Other Old English Narrative Poems. Anglo-Saxon Studies. Cambridge, Brewer, 2016. 286 p. (In Eng.)

Parks W. The traditional narrator and the ʽI heardʼ formulas of old English poetry. Anglo-Saxon England, 1987, vol. 16, Dec., pp. 45–66. (In Eng.)

Wrenn C. L. Caedmon and the Christian Revolution in poetry. Wrenn C. L. A Study of Old English Literature. London, Harrap, 1967, pp. 92–106. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2024-10-16

Как цитировать

Яценко , М. В. . (2024). Имплицитный автор в древнеанглийских поэмах «школы Кэдмона» и «школы Кюневульфа». Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 16(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-3-179-186

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ