Традиционное цитирование Гомера как способ идентификации в надписях южной Малой Азии
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-3-81-90Ключевые слова:
Тарс; Сидимы; Тельмесс; Термесс; Адады; Гомер; эллинизация; эпитафия; цитирование Гомера; образование в римской провинции.Аннотация
После завоеваний Александра Македонского в южные области Малой Азии – Ликию, Писидию, Памфилию и Киликию – переселилось много греков. Они принесли с собой традиции своей культуры, которые за несколько столетий сплавились в неделимое целое с наиболее устойчивыми элементами местной культуры. Древнегреческий язык практически полностью вытеснил ликийский, писидийский и другие языки Анатолии. Обучение велось по выработанным в Элладе канонам, и основным текстом были поэмы Гомера. Но если сохранившиеся до наших дней руины городов дают возможность составить представление об эллинизации архитектуры, то значительно сложнее оценить, насколько анатолийское население смогло принять греческую систему образования. Автор ставит перед собой задачу определить уровень знакомства жителей юга Малой Азии с поэмами Гомера и их личное отношение к этому поэту и показывает, что материалом для такого исследования могут быть только найденные в этом регионе надписи, причем не прозаические, а написанные гекзаметром или элегическим дистихом. Эпиграфический материал обычно остается за пределами литературоведческих трудов. Поэтому актуальность данной работы заключается как в постановке задачи, так и в выборе материала. В статье рассмотрены четыре эпитафии, тексты которых свидетельствует о близком знакомстве их создателей с поэмами Гомера. Но еще более интересен тот факт, что в этих эпитафиях использовались цитаты из «Илиады» или «Одиссеи» и служили они для идентификации или даже самоидентификации того, кому эти стихи были посвящены. Цитата такого типа присутствует даже в одной прозаической надписи с территории Адад. Подобные примеры свидетельствуют о том, что в период Римской империи Гомер стал для потомков жителей Анатолии таким же непререкаемым авторитетом, каким он был для самих древних эллинов.Библиографические ссылки
Приходько Е. В. «Суровые боги» становятся «Справедливыми богами», или Об одном местном культе высокогорий Кибиратиды, Милиады и северной Ликии // Индоевропейское языкознание и классическая филология XXVII (2) (чтения памяти И. М. Тронского): материалы Междунар. конф., (26–28 июня 2023 г.) / гл. ред. Н. Н. Казанский. СПб.: ИЛИ РАН, 2023. С. 946–994.
Arroyo-Quirce H. Glorious Solymi. Homer and a Neglected Inscription Concerning Pisidian Termessos at Rome // Epigraphica Anatolica. 2017. Heft 50. P. 129–132.
Delemen İ. Anatolian Rider-Gods. A Study on Stone Finds from the Regions of Lycia, Pisidia, Isauria, Lycaonia, Phrygia, Lydia and Caria in the Late Roman Period. (Asia Minor Studien. Bd. 35). Bonn: Dr. Rudolf Habelt GMBH, 1999. 228 p.
Horsley G. H. R. Homer in Pisidia: Aspects of the History of Greek Education in a Remote Roman Province // Antichthon. 2000. Vol. 34. P. 46–81.
IGUR – Inscriptiones Graecae Urbis Romae / Curavit L. Moretti. Vol. 1–4. Rome: Instituto Italiano per la Storia Antica, 1968–1990.
Işın G. The Sanctuaries and the Cult of Apollo in Southern Pisidia // Anadolu / Anatolia. 2014. Bd. 40. P. 87–104.
Labarre G. Les origines et la diffusion du culte de Men // Bru H., Lebreton S., Kirbilher F. (éds.). L’Asie Mineure dans l’Antiquité: échanges, populations et territoires. Regards actuels sur une péninsule. Rennes: Presses universitaires de Rennes, 2009. P. 389–414.
Marksteiner Th., Stark B., Wörrle M., Yener-Marksteiner B. Der Yalak Başı auf dem Bonda Tepesi in Ostlykien. Eine dörfliche Siedlung und ein ländlicher Kultplatz im Umland von Limyra // Chiron. 2007. Bd. 37. S. 243–292.
Merkelbach R., Stauber J. Steinepigramme aus dem Griechischen Osten. Bd. 4. Die Südküste Kleinasiens, Syrien und Palaestina. München; Leipzig: K. G. Saur Verlag, 2002. 471 S.
Nollé J. Kleinasiatische Losorakel. Astragal- und Alphabetchresmologien der hochkaiserzeitlichen Orakelrenaissance. München: Verlag C. H. Beck, 2007. 331 S.
Ritti T. An Epigraphic Guide to Hierapolis (Pamukkale) / Translated from the Italian by P. Arthur. İstanbul: Ege Yayınları, 2006. 211 p.
Sterrett J. R. S. The Wolfe Expedition to Asia Minor (Papers of the American School of Classical Studies at Athens. Vol. III. 1884–1885). Boston: Damrell und Upham, 1888. 448 p.
TAM – Tituli Asiae Minoris. Wien, 1901–.
References
Prikhod’ko E. V. ‘Surovye bogi’ stanovyatsya ‘Spravedlivymi bogami’, ili ob odnom mestnom kul’te vysokogoriy Kibiratidy, Miliady i severnoy Likii [The ‘Severe gods’ become the ‘Fair gods’, or about one local cult of the highlands of Kibyratis, Milyas and northern Lycia]. Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya XXVII (2) [Indo-European Linguistics and Classical Philology XXVII (2)]: Proceedings of the 27th Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky, St. Petersburg, June 26–28, 2023. Ed. by N. N. Kazanskiy. St. Petersburg, Institute for Linguistic Studies, RAS Publ., 2023, pp. 946–994. (In Russ.)
Arroyo-Quirce H. Glorious Solymi. Homer and a neglected inscription concerning Pisidian Termessos at Rome. Epigraphica Anatolica, 2017, issue 50, pp. 129–132. (In Eng.)
Delemen İ. Anatolian Rider-Gods. A Study on Stone Finds from the Regions of Lycia, Pisidia, Isauria, Lycaonia, Phrygia, Lydia and Caria in the Late Roman Period. (Asia Minor Studien. Vol. 35). Bonn, Dr. Rudolf Habelt GMBH, 1999. 228 p. (In Eng.)
Horsley G. H. R. Homer in Pisidia: Aspects of the history of Greek education in a remote Roman province. Antichthon, 2000, vol. 34, pp. 46–81. (In Eng.)
IGUR – Inscriptiones Graecae Urbis Romae [Greek inscriptions of the city of Rome]. Ed. by L. Moretti. Rome, Instituto Italiano per la Storia Antica, 1968–1990, vols. 1–4. (In Ital.)
Işın G. The sanctuaries and the cult of Apollo in Southern Pisidia. Anadolu / Anatolia, 2014, vol. 40, pp. 87–104. (In Eng.)
Labarre G. Les origines et la diffusion du culte de Men [The origins and spread of the cult of Men]. Ed. by H. Bru, S. Lebreton, F. Kirbilher. L’Asie Mineure dans l’Antiquité: échanges, populations et territoires. Regards actuels sur une péninsule [Asia Minor in Antiquity: Exchanges, Populations and Territories. Current Views on the Peninsula]. Rennes, Presses universitaires de Rennes, 2009, pp. 389–414. (In Fr.)
Marksteiner Th., Stark B., Wörrle M., Yener-Marksteiner B. Der Yalak Başı auf dem Bonda Tepesi in Ostlykien. Eine dörfliche Siedlung und ein ländlicher Kultplatz im Umland von Limyra [The Yalak Başı on Bonda Tepesi in East Lycia. A rural settlement and a rural place of worship in the surrounding area of Limyra]. Chiron, 2007, vol. 37, pp. 243–292. (In Ger.)
Merkelbach R., Stauber J. Steinepigramme aus dem Griechischen Osten [Stone Epigrams from the Greek East]. Munich, Leipzig, K. G. Saur Verlag, 2002, vol. 4. Die Südküste Kleinasiens, Syrien und Palaestina [The Southern Coast of Asia Minor, Syria, and Palestine]. 471 p. (In Ger.)
Nollé J. Kleinasiatische Losorakel. Astragal- und Alphabetchresmologien der hochkaiserzeitlichen Orakelrenaissance [Asia Minor Dice Oracle. Astragal- and Alphabetical Oracles of the Oracle Renaissance in the Period of the Roman Emire]. Munich, Verlag C. H. Beck, 2007. 331 p. (In Ger.)
Ritti T. An Epigraphic Guide to Hierapolis (Pamukkale). Transl. from Italian by P. Arthur. Istanbul, Ege Yayınları, 2006. 211 p. (In Eng.)
Sterrett J. R. S. The Wolfe Expedition to Asia Minor (Papers of the American School of Classical Studies at Athens. Vol. III. 1884–1885). Boston, Damrell und Upham, 1888. 448 p. (In Eng.)
TAM – Tituli Asiae Minoris [The Inscriptions of Asia Minor]. Wien, 1901–. (In Lat.)